Добрая выставка с колючим названием

11 июля 2014
С.Ю. Тиханов
Добрая выставка с колючим названием

Иногда на вернисажах можно услышать патетические восклицания: «Вы только посмотрите: эта выставка о каждом из нас!» Выставка, которая открылась в Новосибирском художественном музее в конце июня 2014 года, достойна этих слов как никакая другая. Бесконечно добрая выставка с колючим названием «На Руси не все караси - есть и ерши», организованная совместно с антикварно-букинистическим магазином «Сибирская горница», больше чем о каждом из нас, она вплотную прикасается к нашей генетической памяти, к истории нашей страны. 

Чуть больше ста лет назад великий русский писатель Иван Бунин написал самую страшную книгу о России – повесть «Деревня». В этой книге главный герой мучительно ищет ответ на вопрос: «Почему все так происходит, почему мы живем как звери, бесчеловечно мучая и истязая друг друга?» И в конце концов находит ответ: причина в отношениях в семье и прежде всего в отношении к детям. Что изменилось за прошедшие сто с небольшим лет? Да немного: как часто мы вздрагиваем на улице, слыша, как какая-нибудь мамашка обращается с лютыми браными словами к совсем крошечному существу.

Елизавета Бём, думаю, согласилась бы с бунинским героем, всю свою жизнь она отдала горячей проповеди того, что наивысшая человеческая доблесть не в том, чтобы заработать как можно больше денег, не в том, чтобы уничтожить как можно больше врагов, а в том, чтобы создать уют ближним, беречь их, дарить им тепло и заботу. Ведь согласитесь, это самое трудное на свете: понимать и любить своих близких.

Парадокс Елизаветы Бём состоит в том, что каждый из нас хотя бы раз в жизни соприкасался с ее творчеством: рассматривал ее открытки, брал в руки книги с ее иллюстрациями, но часто не задумывался, не догадывался – кто же автор, кто творец этой трогательной Вселенной, этого мира любви и заботы. Символично, что мир Елизаветы Бём вернулся из забвения именно в начале 90-х годов прошлого века, страшное и безумное время распада традиционных ценностей, нравственных критериев, вернулся и встал на защиту добра, любви и справедливости.