А.П. Боголюбов: любовь к морю, любовь к живописи

07 октября 2014
О.Г. Куржукова
Итальянское побережье. 1854
  Итальянское побережье. 1854
  А.П. Боголюбов
 
 
 

Отправиться в волнующее романтическое путешествие совсем просто. Стоит лишь подойти к полотну А.П. Боголюбова «Итальянское побережье», написанному в 1854 году, вглядеться повнимательней - и вы уже за сотни миль от родной Сибири! 

Раннее утро. Лучи восходящего солнца еще не прогнали ночные тени под скалой. Легкая прохлада окутывает камни, и тонкий месяц виден на небосклоне. Маленький итальянский городок еще спит. Нежный розовый свет преображает простые домики, одухотворяя их простую архитектуру. Мир просыпается, и жаркий летний день совсем скоро вступит в свои права. Все пронизано ощущением покоя и безмятежности. Цвета плавно перетекают друг в друга, краски ложатся нежными лессировками. Кисть художника легка и воздушна. И с трудом верится, что Боголюбов написал такое прекрасное полотно всего спустя год после того, как принял окончательное решение стать живописцем. Путь его в искусство не был прямым.

Рано потеряв отца – военного, ветерана Отечественной войны 1812 года, он воспитывался за казенный счет в морском кадетском корпусе. Уже тогда Боголюбов обнаружил большую любовь к рисованию. «Молодой я был отчаянной веселости и озорного нрава, это меня не однажды губило», — вспоминал он. Особо удавались мальчику характерные зарисовки и карикатуры на своих товарищей и учителей. По-видимому, они были очень точны, так как в архивах сохранилась расписка Алеши Боголюбова в том, что «он более не будет рисовать ни одной карикатуры, пока не закончит обучение». Несколько курьезная расписка эта была дана после того, как шарж на себя увидел адмирал Крузенштерн, принимавший у курсантов экзамены. В звании мичмана семнадцатилетний Боголюбов поступает на военную службу и проводит довольно бурную молодость в кругу таких же, как он, бравых морских офицеров. Вот его автопортрет того времени:

«Ус нафабрен,
Бровь дугой,
Новые перчатки.
Это, спросят, кто такой?
Офицер с «Камчатки»

Так и остался бы Боголюбов лишь морским офицером, если б не сильнейшая тяга к искусству. Причем с годами она только возрастала. Неся службу на фрегате «Камчатка», юный Боголюбов все свое свободное время посвящал зарисовкам и этюдам. Становлению его как художника во многом способствовали продолжительные заграничные плаванья, которые давали богатый материал впечатлительному юноше. Позже он вспоминал о своем приезде в Лондон: «Прежде всего, я побежал в Национальную галерею и тут в первый раз увидел мастеров Англии - Лоуренса, Тёрнера, Констебля, Рейнольдса. Я <…> делал сравнения с тем, что видел в нашем Эрмитаже, но все-таки свежесть колорита красок Рейнольдса и кипучий блеск пейзажей Тёрнера на меня очень подействовали. Тёрнер мне был в особенности интересен. В нем, конечно, перспектива хромала сильно, но гармония его красок навсегда запала мне в мою душу». Восхищался Боголюбов Айвазовским, который как раз в те годы приобрел громкую славу. «Не было для меня другого кумира, как Иван Константинович. В его квартире-мастерской я увидел в первый раз такой блеск красок на холсте, что даже позабыл Тёрнера. Синие, желтые, белые, серые и красные картины просто меня слепили. Он был со мною ласков, приветлив, даже раз до ушей моих долетели его слова: «Это преталантливый молодой офицер», - что меня очень ободрило, ибо слова такого художника были для меня многозначащи». Но переломным в судьбе художника стало мнение другого кумира своего времени, К.П. Брюллова. «Профессору меня представили как любителя. Брюллов попросил, конечно, из вежливости, показать работы, которые были в папке. Сделал замечание про рисунок, но, увидев этюды с натуры, сказал: «Эге; да вы, батюшка, краску бойко месите, продолжайте, а главное, рисуйте построже». Он начинает работать с еще большей энергией, решив посвятить себя целиком искусству. Понимая, как не хватает ему образования, Боголюбов вскоре поступает в Академию художеств, в пейзажный класс М.Н. Воробьева. Сделать это было очень непросто, потребовалось личное разрешение Николая I, так как, не имея других средств к существованию, Боголюбов не мог оставить службу. В Академии он делает быстрые успехи и через несколько лет получает Большую золотую медаль и аттестат 1-й степени на звание классного художника. «Итак, - отмечает он в дневнике, - я, наконец, художник признанный, окончил второе воспитание свое». Боголюбов воспользовался правом пенсионерской поездки для совершенствования живописи и, добившись отставки от военной службы, в 1854 году отправился в путешествие по Европе. Германия, Швейцария, Франция, Нидерланды и, конечно, Италия. «Приехав туда и насмотревшись досыта всяких картин, начал я свою работу», - писал Боголюбов. Он действительно много увидел (записи тех лет полны восторженных описаний архитектурных достопримечательностей). Встречался с современными ему мастерами. Так, в Париже он подружился с К. Коро и Ш.Ф. Добиньи. Главное, Боголюбов много и усиленно работает на натуре, не признавая сочинительства в пейзаже, и постепенно приобретает мастерство. В этой поездке и происходит его становление как живописца. На смену морскому офицеру приходит самобытный художник.

Итальянское побережье. Фрагмент. 1854
  Итальянское побережье. Фрагмент. 1854
  А.П. Боголюбов
 
 
 

В это время, в первые годы пенсионерства в Италии, была написана картина, принадлежащая Новосибирскому государственному художественному музею. Молодой художник только в начале пути. Он пробует, ищет, нащупывая и определяя свой собственный стиль в искусстве. И пусть ему еще не удалось полностью освободиться от влияния Айвазовского, от условного академического колорита, уйти от несколько однообразной живописной поверхности, но как замечательна пронизывающая весь пейзаж мягкая единая световоздушная среда, окутывающая предметы легкой прозрачной дымкой и придающая полотну романтическое настроение; как динамично, с первого плана в глубину, развивается композиция, делая зрителей активными участниками сюжета. Кажется, мы сами сидим в небольшой лодочке, направляющейся к кораблю на рейде. Он уже поднял паруса, и как только пройдет утренний штиль, корабль покинет бухту, увозя нас в дальнее плаванье. Тихо вокруг. Только чайки громко кричат, ныряя за мелкой рыбешкой, слаженно погружаются в воду весла, да ведут неспешный разговор два пассажира в лодке - бравый военный и важный господин в черном цилиндре. Так занимательно разглядывать мельчайшие детали полотна! В них А.П. Боголюбов выражает не только свое знание морского дела, но и всю свою искреннюю любовь к морю.

Возвратившись в 1860 году в Россию с огромным количеством картин и этюдов, мастер показал свои работы на выставке в Академии художеств и получил от изумленного академического Совета звание профессора и особую благодарность. Вскоре он был назначен художником Главного морского штаба.

Берег в Нормандии
  Берег в Нормандии
  А.П. Боголюбов
 
 
 

В нашем собрании находится еще одна картина, принадлежащая кисти Боголюбова. Небольшого размера, наполненная особым светом, она относится к позднему периоду творчества мастера. «Берег в Нормандии» написан во Франции, где слабый здоровьем художник, по настоянию врачей, с начала 1870-х годов проводит большую часть времени. Во Франции его живопись становится более свободной, открытой, пленэрной. Исчезает тщательность и гладкость письма прежних работ, композиции становятся более свободными и непринужденными, появляется много непосредственного, живого чувства. Боголюбов предстает перед нами в новом качестве — не как автор видовых полотен, исполненных в духе академического романтизма, а как романтик иного, более реалистичного плана. Пейзаж изображает местечко Вёль на нормандском побережье, знаменитом своими причудливыми алебастровыми скалами. Боголюбов любил эти живописные места и неоднократно приезжал в Вёль на этюды. Часто его сопровождали И.Е. Репин, В.Д. Поленов, В. М. Васнецов, В.В. Верещагин, К.А. Савицкий, другие начинающие живописцы, которых с любовью и отеческой заботой опекал за границей именитый мастер. Он знакомил их с новым французским искусством – импрессионизмом, доставал выгодные заказы, устраивал выставки, наконец, в 1877 году основал Общество взаимного вспоможения и благотворительности русских художников. Вместе с И.С. Тургеневым Боголюбов организовал в Париже «Русский кружок», ставший центром русской культуры и объединивший вокруг себя разные таланты.

  Итальянское побережье. Фрагмент. 1854
  А.П. Боголюбов
 
 
 

За годы своей жизни Боголюбов собрал замечательную художественную коллекцию, которую передал в Саратов, создав там первый в России общедоступный музей. Исключительную энергию и упорство потребовалось употребить Боголюбову, чтобы преодолеть трудности, связанные с устройством музея в провинциальном городе. Много сил пришлось приложить стареющему художнику, чтобы добиться высочайшего разрешения на название музея «Радищевским», ведь в те годы это было запрещенное имя. Боголюбов по материнской линии был внуком А.Н. Радищева. Создавая музей, Алексей Петрович хотел «оставить память, возвышая втоптанное в грязь имя деда. С другой стороны, — объяснял он, — я всегда думал, что каждый гражданин в моих условиях обязан все свое имущество отдавать своей родине, дабы возвысить образовательное дело юношества».

29 июня 1885 года состоялось торжественное открытие первого в России провинциального художественного музея. На другой день Радищевский музей был открыт бесплатно для публики. К 10 часам утра у входа собралась многотысячная толпа. В здание впускали по пятьсот-шестьсот посетителей. С 10 часов утра до 3 часов дня в музее побывало 2700 человек, но не все желающие успели осмотреть его в тот же день. Стоит напомнить, что в 1885 году Третьяковская галерея была частным собранием, а двери Русского музея открылись для широкой публики тринадцать лет спустя после создания музея в Саратове.

Вот какое удивительное путешествие у нас получилось. Путешествие в волшебный живописный мир одного из самых проникновенных художников-маринистов XIX века Алексея Петровича Боголюбова.