Загадочный портрет К.П. Брюллова

07 октября 2014
В.А. Варнек
Портрет К.П. Брюллова
  Портрет К.П. Брюллова
  А.Г. Варнек
  Кыргызский национальный музей изобразительных искусств. Бишкек
 
 
 

Трудно себе представить, что в настоящее время еще существует какой-то портрет Карла Брюллова, который не был бы упомянут в фундаментальной монографии Э.Н. Ацаркиной [1], а также в многочисленных книгах и альбомах, посвященных изобразительному искусству. Тем не менее, такой портрет я обнаружил в апреле 2014 года в Интернете, посетив недавно открытый сайт «Воскресный день» и встретив среди 48 выставленных на нем произведений А.Г. Варнека довольно большой репрезентативный портрет К.П. Брюллова, о котором сообщалось: «Кыргызский национальный музей изобразительных искусств (Бишкек). Холст, масло. 121х90 см. 1829». На нем Брюллов запечатлен у мольберта, в состоянии творческого порыва. Темно-красный фон создает ощущение какой-то оторванности художника от реального мира и его погружения в свой собственный внутренний мир.

Удивлению моему не было предела. Прежде всего, я прекрасно знаю все имеющиеся списки произведений Варнека, начиная с его «Собственного списка», составленного в 1819 году, до полного, по состоянию на 1985 год, каталога, приведенного в монографии В.С. Турчина [2, с. 104]. Ни в одном из них портрета Брюллова нет; кроме того, в них нет вообще ни одного произведения Варнека, исполненного в 1829 году. Следует заметить, что и В.С. Турчин, говоря о взаимоотношениях двух художников, упомянул лишь портрет А.Г. Варнека [2, c. 88,103], написанный К.П. Брюлловым в 1837-1840 годах и ныне утерянный. О портрете Брюллова работы Варнека ни он, ни Э.Н. Ацаркина ничего не сообщают.

В мае 2014 года я написал письмо-запрос в Кыргызский национальный музей изобразительных искусств и вскоре получил ответ: «Уважаемый Владимир Алексеевич! По поводу Вашего запроса сообщаем следующее. Картина А.Г. Варнека «Портрет художника К. Брюллова» (холст, масло, 121х90, инв. № 1726/697-ж) поступила в фонды нашего музея в мае 1957 года приказом Министерства культуры СССР № 76 от 05.02.1957. К сожалению, она не датирована и не имеет авторских надписей и подписей. Но авторство А.Г. Варнека у нас не вызывает сомнений, особенно если учесть достаточно близкие отношения обоих художников. К тому же, то, что картина находилась в фондах Минкультуры, дает нам уверенность, что произведение атрибутировалось московскими специалистами, прежде чем картина была передана нашему музею. <…> Будем благодарны Вам за публикации о творчестве художника. С уважением, Татьяна Петровна Попова, заведующая отделом живописи КНМИИ имени Г. Айтиева».

В своей заметке я выражаю, прежде всего, благодарность Татьяне Петровне за ответ на мое письмо и присланную фотографию портрета и остановлюсь вначале на обсуждении двух дат, одна из которых приведена в письме из музея, а другая – на сайте «Воскресный день». Тот факт, что портрет поступил в КНМИИ в 1957 году, является довольно важным для прояснения вопроса о том, почему российские искусствоведы – М.М. Ракова, Л.Н. Целищева и В.С. Турчин, опубликовавшие свои списки произведений А.Г. Варнека, а также и Э.Н. Ацаркина, не привели в своих трудах какой-либо информации о данном портрете. Действительно, все они готовили свои материалы к публикации заметно позже того срока, когда портрет ушел из Москвы во Фрунзе. И не исключено, что он просто не попал в поле зрения названных искусствоведов, а в дальнейшем остался по какой-то причине не замеченным ими. В то же время, возможно, они и знали об этом портрете, но были не уверены в том, что написал его А.Г. Варнек или, быть может, в том, что изображен на нем Карл Брюллов. Подтверждая такое предположение, заведующая отделом живописи КНМИИ Т.П. Попова сообщает: «… в конце 1960-х– начале 1970-х этим портретом интересовалась и Э.Н. Ацаркина. <…> она была в курсе о наличии у нас этой работы. Наверное, какие-то соображения или сомнения были и у нее».

Дополнительно к этому имеется еще одно любопытное наблюдение. Данный портрет отсутствует и в «Списке П.П. Каменского», опубликованном им в 1839 году и содержащем сведения о 97 произведениях А.Г. Варнека [3, с. 14]. Список этот был надиктован критику самим художником, и определенно можно сказать, что Варнек не мог просто забыть о портрете Брюллова во время беседы с Каменским, если такой портрет был им написан. Значит, почему-то он не хотел или не считал нужным включать его в готовящийся список исполненных им произведений.

Обсудим теперь ту датировку портрета (1829 год), которая приведена на сайте «Воскресный день». На первый взгляд, она представляется недостоверной, поскольку еще в 1822 году, в возрасте 23 лет, Брюллов уехал в Италию, побывал во Франции и лишь в 1836 году вернулся в Россию, тогда как Варнек практически все это время находился в Петербурге. Отсюда возникают три версии. Согласно первой из них, портрет молодого Брюллова мог быть исполнен Варнеком до его отъезда за границу, когда тот еще находился в Петербурге. Согласно второй версии, Варнек написал этот портрет не с натуры, чему он следовал всегда, а по памяти, используя, быть может, ранние свои наброски лица Брюллова, сделав корректировку на возраст, а также его акварельный портрет, исполненный около 1822 года П.Ф. Соколовым. Согласно же третьей версии, портрет мог быть создан другим художником, поскольку и по манере живописи и по стилистическим особенностям он заметно отличается от типичных произведений Варнека. Хотя нельзя исключить того, что в творчестве Варнека, испробовавшего свои силы в разных жанрах – пейзаже, миниатюре и скульптуре, такой портрет стал одним из его экспериментов.

Думаю, что в любом случае без технико-технологической экспертизы при атрибуции данного портрета не обойтись, но это уже задача специалистов. Цель же моей заметки заключается в том, чтобы привлечь их внимание к этому во всех отношениях загадочному портрету.

ЛИТЕРАТУРА


1 Э.Н. Ацаркина. К.П. Брюллов. - М. : Искусство. 1963. - 536 с.
2 В.С. Турчин. Александр Григорьевич Варнек. 1782-1843. - М. : Искусство, 1985. - 168 с.
3 П. Каменский Мастерские русских художников // Отечественные записки, 1839. - Т. 2. - Отд. IV.