Кто написал портрет Н.П. Резанова ?
Опубликовав в предыдущем номере журнала заметку о портрете И.Ф. Крузенштерна, хранящемся в Красноярском краевом краеведческом музее [1], я заинтересовался портретом его спутника по кругосветному плаванию 1803 - 1806 годов – действительного статского советника Николая Петровича Резанова (1764 - 1807), государственного деятеля и дипломата.
Нужно сказать, что в 2014 году, в связи с 250-летием со дня рождения Н.П. Резанова, в Красноярске был выпущен библиографический указатель работ, посвященных жизни и деятельности командора, жизнь которого оборвалась 1 марта 1807 года в этом городе [2]. В указателе представлен солидный перечень публикаций по данной теме (186 наименований, 135 из которых вышли в местной печати). Эти материалы дают заинтересованному читателю возможность не только подробнее узнать о биографии Резанова, но и составить собственное суждение о неоднозначной роли этого незаурядного человека как в экспедиции Крузенштерна, так и в истории российского мореплавания и дипломатии.
Живописный портрет Н.П. Резанова кисти неизвестного художника находится в экспозиции Государственного исторического музея и многократно воспроизводится в различных электронных источниках. Сведений об его авторе, хотя бы предположительных, мне не удалось обнаружить. Литография с этого оригинала помещена в изданной в 2002 году в серии ЖЗЛ книге И.И. Фирсова, посвященной Ю.Ф. Лисянскому – помощнику И.Ф. Крузенштерна по экспедиции и командиру «Невы» [7]. Вероятнее всего, она исполнена Павлом Ивановичем Смирновым, известным рисовальщиком и литографом XIX века [4, с. 281]. Тот же литографированный портрет Н.П. Резанова в мундире камергера с двумя наградами: орденом Св. Иоанна Иерусалимского и звездой ордена Св. Анны 1-й степени с лентой – репродуцирован в книге «Утраченная империя» американского писателя и историка Гектора Шевиньи, переведенной на русский язык красноярской журналисткой Натальей Серафимовной Ольховой [8], одной из авторов книги «Командор», изданной в Красноярске в 1995 году [3]. Под этой иллюстрацией воспроизведена личная подпись портретируемого и указан 1803 год, который является, очевидно, датой исполнения живописного оригинала.
Хранящееся в Российском государственном архиве военно-морского флота письмо Лисянского Крузенштерну от 21 июля 1802 года, в котором он сообщал своему другу о его портрете, выполненном учеником «5-го класу» Императорской академии художеств Александром Варнеком и выставленном в Академии [1], явилось основанием для вопроса: а не мог ли молодой художник написать до ухода Резанова в плавание и его портрет? Зная, что А.Г. Варнек незадолго до этого исполнил портрет И.Ф. Крузенштерна, Н.П. Резанов мог обратиться именно к нему со своим заказом, когда до отправления экспедиции в плавание оставалось совсем немного времени. Можно думать, что портрет был завершен после того, как 10 июля 1803 года Александр I пожаловал Резанову чин действительного камергера двора и наградил его орденом Св. Анны 1-ой степени. В это время Варнек все еще оставался учеником пятого возраста, но уже 1 сентября 1803 года был выпущен из Академии с чином художника 14 класса и Большой золотой медалью, дававшей ему право стать пенсионером при Академии и возможность поехать в Италию, куда он направился 20 июня 1804 года [6, с. 14]. Следует сказать, что к этому времени Варнек уже написал ряд портретов молодых людей, ставших впоследствии известными. И если Николай Резанов действительно обратился с заказом на свой портрет к Александру Варнеку, то этим он внес вклад в создание его портретной галереи выдающихся личностей первой половины XIX века.
Портрет действительного статского советника Н.П. Резанова. 1803 | |
Неизвестный художник | |
ГИМ |
Портрет графа С.О. Потоцкого. Около 1802 |
|
А.Г. Варнек | |
НИМ РАХ |
Основной аргумент, подтверждающий гипотезу об авторстве А.Г. Варнека, заключается, на мой взгляд, в большом стилистическом сходстве портрета Н.П. Резанова и портрета действительного тайного советника и сенатора, графа Северина Осиповича Потоцкого (1762 - 1829), написанного Александром Варнеком около 1802 года (находится в собрании НИМ РАХ). Портрет этот экспонировался на выставке, посвященной 300-летнему юбилею Санкт-Петербурга, и воспроизведен в ее каталоге [5, с. 34]. В композиции портретов Резанова и Потоцкого, в поворотах голов моделей, в их взглядах, в особенностях изображения мундиров и наградных лент мы видим столько сходства, что есть, по крайней мере, полное основание провести технико-технологическое исследование портретов и подтвердить или опровергнуть предложенную гипотезу.
Замечу, что независимо от того, кем был завершен в период с 10 по 26 июля 1803 года портрет Н.П. Резанова, художнику пришлось очень торопиться, поскольку помимо самого портрета он должен был сделать его повторение (а скорее всего и не одно), взятое Резановым с собой в дорогу. Думаю, что заказал он эти повторения, будучи уверенным в успехе своей посольской миссии в Японию и намереваясь подарить хотя бы один из портретов принимающей стороне. Основание для предположения о существовании портретов-«двойников» дают воспоминания Лангсдорфа, ученого-натуралиста и врача в экспедиции Крузенштерна. В 1826 году он служил генеральным консулом России в Рио-де-Жанейро, куда в это время на военном шлюпе «Предприятие» прибыла русская исследовательская экспедиция, возглавляемая капитаном Отто Евстафьевичем Коцебу (1787 - 1846), который, будучи еще кадетом, являлся участником экспедиции Крузенштерна. Беседуя со старым знакомым, Лангсдорф вспомнил о Резанове и о дарах для школы, которую тот основал в бухте Святого Павла на острове Кадьяк. Поддерживая разговор, Коцебу, побывавший в тех краях, рассмеялся и рассказал: «Там нет сейчас никаких признаков поселения. Все разрушено и разбросано по всему берегу. Мы встретили там одного путешественника, он сказал, что видел, как один из портретов (курсив мой – В.В.) государственного советника Резанова приспособили по святую икону. Это он (путешественник) видел в одной из заброшенных стоянок в проливе Кука. Даже лампаду перед ним повесили» [8, с. 338]. Нет особой необходимости комментировать фрагмент этого разговора, свидетельствующий о существовании повторений портрета.
Портрет Н.П. Резанова. Иллюстрация книги «Удивительные сведения об окружающих землю морях» | |
Неизвестный художник |
В заключение приведу два замечания, косвенно связанных с темой этой статьи. Известно, что 26 июня 1803 года Н.П. Резанова избрали почетным членом Петербургской Академии наук. Однако на сайте РАН, где имеется перечень почетных членов Академии с 1724 года с их изображениями, на страничке Н.П. Резанова, к сожалению, ошибочно помещен портрет первого главного правителя русских поселений в Северной Америке Александра Андреевича Баранова (1746–1819), воспроизведенный во многих публикациях о Российско-Американской компании.
Несколько слов можно сказать об одном «японском» портрете Н.П. Резанова. В марте 1805 года, прибыв на «Надежде» к берегам этой страны, Резанов привез с собой нескольких японцев, потерпевших в 1793 году кораблекрушение, спасшихся и оказавшихся в России. При подготовке первого российского кругосветного плавания Александр I предложил японцам в качестве акта доброй воли вернуться на родину, и четверо из них согласились, а двое – нет. Но когда Резанов передал привезенных японцев в руки властей, их первым делом посадили в тюрьму. Когда же, после освобождения, они стали рассказывать землякам о России, то на основе этих рассказов в Японии издали книгу «Удивительные сведения об окружающих землю морях» с картинками, нарисованными со слов вернувшихся. Среди иллюстраций в книге наряду с портретами императорской четы представлен и портрет Н.П. Резанова в костюме камергера с орденской лентой и саблей, который также воспроизведен в настоящей статье.
ЛИТЕРАТУРА
1 | Варнек В.А. Красноярский портрет Крузенштерна |
2 | Командор Резанов (к 250-летию со дня рождения Николая Петровича Резанова) : библиографический указатель. Центральная городская библиотека им. Горького / сост. Н. Н. Кирпиченко, Т. В. Владыкина. - Красноярск, 2014. |
3 | Командор: страницы жизни и деятельности двора его императорского величества, действительного камергера, руководителя первой русской кругосветной экспедиции Н.П. Резанова / cост.: Ю. П. Авдюков, Н. С. Ольхова, А. П. Сурник. – Красноярск: ПИК «Офсет», 1995. |
4 | Миролюбова Г.А. Русская литография. 1810-е --1890-е годы. - М.: ЗАО Центрполиграф, 2006. |
5 | Русское и западноевропейское искусство XVII - начала XX века из собрания НИМ РАХ : каталог выставки. - М., 2002. |
6 | Турчин В.С. Александр Григорьевич Варнек, 1782 - 1843. - М.: Искусство, 1985. |
7 | Фирсов И.И. Лисянский. - М.: Молодая гвардия. 2002. |
8 | Шевиньи Гектор. Утраченная империя: Жизнь и приключения Николая Петровича Резанова/ пер. с английского Н.С. Ольховой. - Красноярск: ООО «Поликор», 2008. |