Академия в Новосибирске

10 июля 2016
В.О. Назанский
Межрегиональная выставка «Российскаяакадемия художеств в Новосибирске»

Решением экспозиционной проблемы стало позальное структурирование материала, формирование групповых и небольших персональных выставок на основе художественной совместимости, а иногда и с учетом географической принадлежности авторов. Это было единственно правильное, но не бесспорное в частностях решение. Несомненно выиграли художники, представленные отдельными залами и новыми работами – Юрий Третьяков, Валерий Нестеров, Андрей Машанов. В то же время трое других интересных художников – Александр Шуриц, Владимир Фатеев и Евгений Заремба, оказавшись в одном зале, «загасили» друг друга. Более удачным получилось экспозиционное соединение работ Вадима Иванкина и Виктора Бухарова. Благодаря более редкой развеске крупноформатных произведений, стилевой несхожести, правильному зонированию сработал эффект взаимодополнения. Разработанные прежде в сериях акварелей христианские мотивы Вадим Иванкин перенес на форматные холсты. Возникло ощущение монументального звучания, ощущение фрески, усиленное фронтальным размещением работ. По-новому зазвучали и старые, знакомые, но подзабытые картины Виктора Бухарова - «Портрет искусствоведа Хабаровой», «Ощущение мастерской». Несколько менее удачным представляется соединение в другом зале живописи Бухарова с произведениями омского художника Евгения Дорохова – с активным цветом и, по сути, с барельефными структурообразующими фактурами. Обреченные на совместный зал хрестоматийный омский гиперреалист с сильными гротескными акцентами Георгий Кичигин и старейший новосибирский реалист Анатолий Никольский не мешают, но и не усиливают друг друга. Довольно цельным выглядит зал Михаила Омбыша-Кузнецова и кемеровского скульптора Валерия Трески. Используя привычную для себя гиперреалистическую стилистику и характерную урбанистическую поэтику, Омбыш-Кузнецов раскрывает «физиологию» города, дает и фрагменты, и панорамы городской жизни, ставит серьезные вопросы о механистичности и неодухотворенности современного бытия. Контрапунктом к этому залу воспринимается следующий - маленький зал омского графика Андрея Машанова, погружающий зрителя в сгущенную тишину древнерусской христианской образности. Мастер благородной технологии цветного офорта, Андрей Машанов нашел в духовном измерении свой заповедный остров спасения. Меж тем в трущобах Петербурга молодые омские иммигранты, художники-радикалы обсуждают: не вернуться ли в Омск для борьбы за «деколонизацию региональной культуры».

По понятным причинам на академической выставке мало молодежи (живопись - не балет), но все-таки есть – в лице Натальи Ожогиной, молодого преподавателя Новосибирского государственного университета архитектуры, дизайна и искусств. Свой небольшой почти персональный зал она разделила с двумя картинами ушедшего в этом году из жизни Виктора Лагуны (1930 - 2016). В ее акриловых работах проявляется паттерны современной молодежной культуры, ироничной, парадоксальной, близкой к контемпорари арту.

Межрегиональная выставка «Российскаяакадемия художеств в Новосибирске»

Межрегиональная выставка «Российская академия художеств в Новосибирске» была организована по инициативе Новосибирского регионального отделения ВТОО «Союз художников России» и Новосибирского государственного художественного музея при поддержке Регионального отделения Урала, Сибири и Дальнего Востока при Российской академии художеств, Министерства культуры Новосибирской области и департамента культуры, спорта и молодежной политики мэрии города Новосибирска. Проект осуществлен в рамках торжественных мероприятий, посвященных 30-летию основания Регионального отделения Урала, Сибири и Дальнего Востока при РАХ. Несмотря на формат «торжественного мероприятия» он не лишен традиционного художественного содержания, а также имеет и образовательный аспект.

Выставка задумывалась поначалу в региональном формате, но затем была расширена путем присоединения московского проекта «Своевременное искусство», представленного выставочным центром «Галерея» при участии Российской академии художеств.

Объединенная выставка - значительное событие и для Новосибирского отделения Союза художников, и для Новосибирского государственного художественного музея, принявшего этот масштабный проект, соединивший в одной экспозиции художников из западносибирских городов с целым рядом знаковых, уже вошедших в историю отечественного искусства московских художников-академиков.

Выставка заняла отдельное крыло музейного здания, охватив все три этажа. Столь масштабной академической выставки Новосибирск еще не знал. Никогда еще в таких объемах не привозили живопись и скульптуру. Целый этаж и еще несколько залов были отведены под проект «Своевременное искусство», включающий более 130 произведений 37 известных мастеров, среди которых количественно преобладают работы скульптора Леонида Баранова. Несмотря на общую уплотненность и переизбыток скульптуры экспозиция получилась насыщенной, изобилующей присутствием хрестоматийных имен. Здесь работы известных российских живописцев – Дмитрия Жилинского, Ольги Булгаковой, Владимира Брайнина, Ольги Гречиной, Ивана Лубенникова, Татьяны Назаренко, Натальи Нестеровой, Александра Ситникова, Ирины Старженецкой, Виктора Калинина, Олега Савостюка; графиков - Сергея Геты, Александра Суворова, Константина Победина; скульпторов - Зураба Церетели, Александра Бурганова, Александра Рукавишникова, Андрея Ковальчука, Виктора Корнеева и др. Здесь и прикладное искусство, и опыты работы с новыми технологиями Константина Худякова. На этом материале, в лабиринтах перенасыщенной экспозиции, можно проводить занятия по истории отечественного искусства конца ХХ - начала ХХI века. На двух других этажах – обширная экспозиция сибирских художников, в разных объемах коллаборационирующих с Академией художеств.

Межрегиональная выставка «Российскаяакадемия художеств в Новосибирске»

Выставка - своего рода смотр и ревизия стратегии РАХ в западносибирском регионе, триумф групповых стратегий, жест самоутверждения и академической легитимизации части сибирских художников. Перед организаторами стояла сложная задача построения экспозиции из разнообразных и разностильных работ авторов, собранных по принципу институциональной принадлежности. Современная Академия художеств не ставит задачи быть транслятором некоего одного «высокого академического штиля» и, принимая вызовы времени, отмечает своим вниманием по принципу активности, заметности, значимости довольно разновекторных художников, принадлежащих подчас совершенно разным интерпретативным сообществам. РАХ как государственное бюджетное предприятие не может быть художественной партией и является скорее почетным легионом культуры и инструментом взаимодействия государства и искусства. Подобно политическим антиподам в сенате, представляющим разные силы, Академия отражает противоречивую реальность современного художественного процесса. Академиками являются и Иосиф Бакштейн, и Оскар Рабин, и Эрик Булатов, и Ирина Старженецкая, и Никас Сафронов, и Сергей Андрияка, и Екатерина Деготь, и другие, чуждые друг другу, подчас взаимоисключающие герои артсцены. Стилевые, ценностные и концептуальные различия между сибирскими художниками, связанными с Академией, не столь разительны, но все же заметны, чтобы можно было легко представить их работы в одном пространстве.

Межрегиональная выставка «Российскаяакадемия художеств в Новосибирске»

Почти любая выставка, размещенная в традиционном музее, является в той или иной степени заложницей заданной, существующей геометрии залов и качества музейного оборудования. Больше всех не повезло художникам Кемеровской области, собранным по географическому принципу. Им достался самый большой, но длинный экспозиционный зал, в котором не удалось собрать ни стилевые, ни тематические блоки. Несмотря на отдельные удивительно выразительные работы Петра Рещикова, Николая Ротко, Евгения Щербинина зал производит впечатление обычной выставки регионального союза, крепко держащего оборону от всего нового и молодого. Как не вспомнить здесь целую плеяду уже известных молодых петербургских художников кузбасского происхождения – Илью Гапонова, Тамару Подмаркову, Вадима Леухина, Кирилла Котешова. Сибирь по-прежнему страдает от утечки мозгов и талантов, по-прежнему нуждается в яркой художественной жизни.

Академия - не Господь Бог, видящий каждое движение души, а земная организация, созданная людьми, со своими достоинствами и недостатками. Одних художников она замечает, других не видит, важен не только талант, но и активность, везение, случай, коммуникативные технологии, друзья. Это исключение, когда бессребреника и нестяжателя Бухарова в возрасте под семьдесят вдруг настигает почетное академическое звание. Других не настигает. Поэтому одни хорошие художники вошли в состав выставки, другие не вошли.

Выставка - не квинтэссенция всего сибирского искусства, но все же носит масштабный характер и репрезентует существенный массив работ известных сибирских художников, достойный изучения и архивации.

В целом проект подтверждает тенденцию к формированию академических структур в Сибири и рекрутингу сибирских художников. Представляется важным, что это движение происходит на основе фундаментального процесса саморазвития сибирской художественной жизни. Сибирские академики сформировались здесь, их творчество порождено культурными, социальными и природными реалиями Сибири.