Музейная деятельность фонда The Blackden Trust: опыт освоения локальной истории и культурного наследия Олдерли Эджа

12 декабря 2011
М.А. Звир

В рубрике «Страницы истории» этого выпуска журнала публикуются стендовые доклады из программы Четвертой межрегиональной научно-практической конференции «Современный музей в культурном пространстве Сибири» (23 – 25 ноября 2016 года, Новосибирский государственный художественный музей), посвященные различным примерам взаимодействия музеев и общества в изучении и сохранении семейной и локальной истории.

The Blackden Trust – это фонд сохранения культурного наследия, основанный в 2004 году Аланом Гарнером, английским писателем и краеведом, и Пэтси Ройнон. Фонд взял под свою опеку участок земли в деревне Блэкден (графство Чешир, Англия), заселенный на протяжении последних десяти тысяч лет. Его сотрудники занимаются всесторонним изучением археологии, истории и культуры близлежащих территорий, ведут научную, просветительскую и музейную работу. В состав попечительского совета фонда, помимо самого Гарнера, входят его жена Гризельда Гарнер и ряд известных ученых и общественных деятелей. Информацию о разнообразной деятельности The Blackden Trust можно найти на его сайте www.theblackdentrust.org.uk, где подчеркивается ориентированность фонда на культурно-просветительскую работу: «Мы организуем мероприятия, доступные для всех возрастов. Среди них – сопровождаемые гидом туры, дневные курсы, семинары, открытые занятия и долгосрочные мероприятия, работа с артефактами и документами в помещениях или в поле. Наша деятельность обрисовывает историю Блэкдена, и каждая в отдельности откроет вам окно в разные аспекты прошлого» [5] (здесь и далее – перевод автора статьи).

Уникальным музей в Блэкдене делает его особая атмосфера, созданная благодаря тому, что территория отчасти является жилой – это дом семейства Гарнеров.

Алан Гарнер родился в Конглтоне (графство Чешир) в октябре 1934 года в семье потомственного фермера. Его детство прошло неподалеку, в деревне Олдерли Эдж. Сам писатель настаивал, что тремя главными составляющими, сформировавшими его взгляд на мир в целом и творческую деятельность в частности, были: родственники со стороны его матери – неординарные, но психически неустойчивые «чудаки», потомственные фермеры со стороны его отца и сам Олдерли Эдж – место, которое Гарнер продолжает исследовать на протяжении всей жизни, к которому, по замечанию Н. Филипа, автора единственной монографии, посвященной творчеству Алана Гарнера, писатель настойчиво возвращается в своих произведениях [3]. И по сей день он живет в этих местах, в семи милях от Олдерли Эджа, занимая вместе с женой отреставрированный средневековый дом в деревне Блэкден. Здесь же были созданы все его книги: «Все, что я когда-либо написал, было написано в одном кресле, в одной комнате» [2].

Петер Вайль говорил о связи человека и обжитой им территории: «Связь человека с местом его обитания – загадочна, но очевидна. Или так: несомненна, но таинственна. Ведает ее известный древним genius loci, гений места, связывающий интеллектуальные, духовные, эмоциональные явления с их материальной средой» [1, с. 9]. Вайль также отмечал, что в месте «органического пересечения» художника и его малой Родины открывается совершенная иная творческая реальность, полная необъяснимых параллелей и взаимосвязей между ними, не поддающаяся описанию исключительно в терминах географии, искусствоведения или литературоведения.

Случай Алана Гарнера, возможно, уникален, так как его творчество представляет собой тесный синтез литературы очень высокого уровня, локальной фольклорной традиции и результатов исторических и археологических исследований в Блэкдене. Музейная же работа является одной из составляющих комплексной деятельности Гарнера по сохранению и популяризации культурного наследия Олдерли Эджа, а также источником вдохновения для поздних произведений автора. Использование в его текстах описаний реальных артефактов, найденных в Блэкдене, имеет важнейшее значение для последовательной эволюции модели освоения культурного наследия малой родины писателя, которая включает в себя сюжетное осмысление пространства, сопряжение реалий места с локальной легендой и привлечение различных артефактов для подтверждения реальности описываемых событий. Так, на позднем этапе творчества Гарнер уже не использует готовых сюжетных моделей, реалии места определяются результатами краеведческих исследований, в качестве артефактов задействованы археологические находки, хранящиеся в музее Блэкдена.

Сами старинные здания, где находятся артефакты, представляют собой интереснейший музейный комплекс.

Тод Холл (англ. Toad Hall) – средневековый дом с деревянным каркасом, расположенный в семи милях от Олдерли Эджа, недалеко от знаменитой обсерватории Джодрелл Бэнк. Он был построен в период позднего средневековья аристократической семьей, но в конце XIX века разделен на два коттеджа для сельскохозяйственных рабочих. Алан Гарнер приобрел их оба в 1957 году и начал работы по модернизации, которые частично продолжаются до сих пор.

Еще одно уникальное здание – дом аптекаря (англ. The Old Medicine House) - было спасено Аланом Гарнером от сноса в 1970 году и перевезено в Блэкден из Стаффордшира. Дом был восстановлен именно таким, каким его задумывали средневековые строители.

Для привлечения внимания посетителей к проблемам охраны и популяризации культурного наследия в The Blackden Trust ежегодно организуется множество мероприятий, посвященных изучению местной археологии, истории и материальной культуры. За время существования фонда на территории Тод Холла любителями и профессиональными археологами были найдены древние каменные орудия труда, гончарные изделия и множество средневековых артефактов, хранящих память о поколениях людей, проживавших на этой территории на протяжении десяти тысяч лет.

«Курсы для взрослых» (англ. Adult courses) в Тод Холле отличаются разнообразной направленностью и высокой степенью адаптивности для самых разных посетителей.

Особую популярность в Блэкдене имеет археология. Как уже отмечалось, это место было заселено в течение многих тысячелетий и является «археологическим палимпсестом». В ходе повседневных работ: садоводства и прокладки канализации - были найдены артефакты, возраст которых составляет десять тысяч лет, а также более поздние предметы. Группа археологов Блэкдена изучает старинные карты и документальные свидетельства очевидцев для того, чтобы составить максимально полное представление об этой территории.

Курсы археологии помогают участникам с любым уровнем подготовки узнать больше о самых современных методах и технологиях археологического исследования, а после занятий применить полученные в теоретической части знания на практике, в ходе полевых исследований.

Курс средневековой истории и культуры Чешира ориентирован на людей, заинтересованных в старинных местных традициях, в нем также активно задействуются старинные предметы, хранящиеся в Блэкдене. Преподаватели могут предложить реконструировать один день из жизни средневекового человека, с погружением в его материальную обстановку и духовную атмосферу: прослушивание древних легенд у камина, музыка средневековья, исполняемая на музыкальных инструментах, полностью идентичных оригинальным; для женщин – вышивание древних символов и изображений, навеянных образами Блэкдена. В доме аптекаря есть возможность приготовить лекарство из натуральных ингредиентов по старинным рецептам. Во время переезда аптекарского домика в Блэкден в трещины балок попали семена растений, которые когда-то окружали его на прежнем месте. Из них были отобраны и высажены перед Старым аптекарским домом только те, что действительно могли произрастать в этой местности в XVI веке, в эпоху Тюдоров. В ходе курса Сьюзен Хэгс «Травы в XVI веке: фольклор, мудрость и медицина» посетители могли узнать о том, какое место лечение травами занимало в XVI столетии, как с их помощью предупреждали инфекции и лечили заболевания.

На других курсах, посвященных древней истории Блэкдена, посетители могут ближе познакомиться с повседневными аспектами жизни первобытного человека в этой местности. На занятиях по интерпретации и датированию древних каменных орудий труда, найденных на территории Блэкдена, можно попытаться самостоятельно воспроизвести процесс их создания под руководством специалиста. Мы уже обращали внимание на то, что для Гарнера имеет огромное значение возможность прикоснуться к процессу производства материальных объектов, обладающих культурной и исторической ценностью. Артефакт в его произведениях, будь то предмет архаического искусства или искусства эпохи модерна, призван подтверждать правдивость рассказа.

На сайте фонда отчеты о курсах представляют собой довольно подробное описание прошедшего дня с подведением итогов и отзывами самих участников процесса: «Наши посетители наслаждались ‘‘прекрасной дружеской атмосферой’’, ‘‘Тюдоровской едой’’, ‘‘историей растений и садоводства’’, ‘‘возможностью находиться в этом историческом доме, с его уникальной атмосферой и связью с прошлым и предысторией Чешира’’» [5].

В социальных сетях (Facebook, Twitter) и блогах также ведется активная работа по популяризации деятельности фонда: активно обновляется новостная лента, пополняются фотоальбомы, своевременно сообщается о запланированных мероприятиях, публикуется отчеты по ним, иллюстрированные фотографиями, проводятся викторины и презентации тематической литературы [6, 7]. Кроме того, анализ такого рода источников позволяет сделать вывод о высокой степени заинтересованности аудитории в активности фонда (об этом можно судить уже по мгновенной реакции участников групп на обновления).

Ярким примером мероприятия с использованием музейных предметов в просветительских целях, освещающегося на сайте и в социальных сетях, является «Соревнование 10-80».

2015 год был посвящен празднованию двух замечательных юбилеев в жизни фонда: 80-летию Алана Гарнера, одного из его основателей, и 10-летию деятельности самого фонда. Одним из мероприятий, организованных по случаю праздников, стал конкурс «Соревнование «10-80». Участникам нужно было зарегистрироваться и отправить заполненную форму до 14 октября 2015 года. Победителем стал тот, кто первым прислал правильные ответы.

Суть конкурса заключалась в том, чтобы, во-первых, идентифицировать определенную вещь из музейной коллекции фонда The Blackden Trust, которая находится в Старом аптекарском доме, а также представлена на сайте. Во-вторых, по фотографии нужно было узнать место, ассоциирующееся с одним из произведений Алана Гарнера.

Итоги были оглашены 21 октября 2015 года. Победитель получил экземпляр романа, подписанный автором. Результаты конкурса помогли определить, насколько хорошо участники знают историю Блэкдена и произведения Алана Гарнера, вдохновленные фольклором, искусством и историей Олдерли Эджа.

Литературная и краеведческая деятельность Алана Гарнера во многом стала толчком и к появлению в 1995 году такой значительной инициативы как Ландшафтный проект Олдерли Эджа (Alderley Edge Landscape Project, AELP). Он был организован Манчестерским музеем совместно с Национальным Трастом и ставит своей целью всестороннее исследование места (его геологии, археологии, истории и фольклора) и сохранения его природного и культурного наследия.

Проект имеет специализированные ответвления: Ландшафтный проект Олдерли Эджа: наследие и образовательные ресурсы (Alderley Edge Landscape Project: Heritage and Educational Resources, AELPHER) – веб-сайт, содержащий наряду с архивными материалами AELP также художественную тетралогию Алана Гарнера «Stone Book Quartet». В ее четырех романах прослеживается история жизни семьи писателя на протяжении нескольких поколений. Объединение художественного текста и архивных материалов сделано для создания максимально целостного комплекса информации, в котором местная история, география, устная традиция приобретают яркую эмоциональную окраску. По мнению Джона Прэга, результаты этого проекта – самое большое культурное достижение Чешира [4].

Другим важным примером социокультурных практик (в данном случае - исключительно «фанатской» деятельности), вдохновленных творчеством и культурно-просветительской работой Алана Гарнера, является создание карт, повторяющих легендарный маршрут волшебника и фермера из местной легенды.

Появление такого рода социокультурных практик, а также активная поддержка проектов фонда со стороны местного населения и гостей Олдерли Эджа (помощь в пополнении архива, активное участие в мастер-классах, открытых занятиях, археологических раскопках, посещение музея, лекций и семинаров) позволяет сделать вывод о важной роли творческого труда писателя в формировании локального сознания Восточного Чешира на современном этапе. Такой результат, безусловно, является квинтэссенцией его многолетних поисков в сфере формирования культурной идентичности посредством углубленного изучения разнообразных аспектов истории родного края.

Творческая, краеведческая, культурно-просветительская, в том числе - музейная деятельность Алана Гарнера становится важной частью комплекса мер по сохранению и поддержанию локального культурного наследия Олдерли Эджа, которое благодаря таланту Алана Гарнера перестало быть сугубо местной проблемой Восточного Чешира и приобрело важное значение на уровне европейской культуры в целом.

ЛИТЕРАТУРА


1 Вайль П. Гений места. – М.: Астрель, CORPUS, 2010.
2 Garner A. Why I write. (дата обращения: 14.12.2016).
3 Philip N. A Fine Anger. A critical introduction to the work of Alan Garner. - London, 1981.
4 Prag J. Alderley Edge Landscape Project
5 The Blackden Trust. (дата обращения: 14.12.2016).
6 The Blackden Trust. (дата обращения: 14.12.2016).
7 The Blackden Trust. (дата обращения: 14.12.2016).