Сарра Лебедева: единственная среди великих

10 апреля 2018
Е.В. Шептунова
Перед купанием (Ева). Вариант. 1943 - 1944
  Перед купанием (Ева).
Вариант 1943 - 1944
  С.Д. Лебедева
 
 
 

С середины ноября 2017 года в Новосибирском государственном художественном музее экспонировалась выставка «Сарра Лебедева. Скульптура. Рисунок». Она была посвящена 125-летию со дня рождения выдающегося русского мастера XX века, по силе и глубине таланта несомненно находящегося на одной вершине с прославленными женщинами-скульпторами Анной Семеновной Голубкиной и Верой Игнатьевной Мухиной.

Сарра Дмитриевна Лебедева, урожденная Дармолатова, появилась на свет в 1892 году в Петербурге, в обеспеченной интеллигентной семье, получила образование дома, экзамены сдавала экстерном. Девочка рано проявила художественные способности, которые были замечены ее учительницей рисования, и стала посещать Школу Императорского общества поощрения художеств. Более серьезные занятия живописью, а затем и скульптурой начались немного позже, в 1910 – 1914 годах, когда Сарра Дмитриевна училась в частной школе М.Д. Бернштейна и в мастерской Л.В. Шервуда. В те годы это были наиболее передовые, свободные от академизма художественные учебные заведения в Петербурге. Именно такое разноплановое и в то же время гармоничное обучение позволило Лебедевой почувствовать свое призвание – скульптуру. Но желание быть более свободной и материально независимой привело ее к нелегкому решению о поступлении в Академию художеств. Для этого нужно было перестраивать свое художественное мышление, поэтому Лебедева занималась в школе Гольдбата, где обычно «натаскивали» на приемы, принятые в академическом образовании. Одновременно она работала в мастерской В.В. Кузнецова, талантливого скульптора монументально-декоративного направления, который помогал ей полезными профессиональными советами. После безуспешной попытки поступить в Академию Сарра Лебедева начала самостоятельный путь постижения скульптурного искусства. Именно свобода от многих влияний позволила ей стать неординарным мастером, скульптором, создавшим собственный мир произведений, великих в своей независимости.

Время становления художника Лебедевой совпало со сложными процессами в мире искусства, которые ее почти не коснулись. Происходило это из-за особого, избирательного отношения Сарры Дмитриевны к произведениям искусства, сложившегося еще в юности, когда она, путешествуя с семьей по Европе, посещала музеи Берлина, Парижа, Вены, Италии. Сначала, когда Лебедева занималась исключительно живописью и рисунком, ее увлекали художники Возрождения, особенно Боттичелли, Пинтуриккио. Из скульпторов Ренессанса она предпочитала Донателло. Очень любила египетскую скульптуру за ее стройность, строгую простоту, а из античных творений тогда выделяла танагрские статуэтки. В России же много времени проводила в Эрмитаже, чаще всего в залах древнегреческой вазописи и танагрской терракоты. В обширных эрмитажных коллекциях живописи восхищалась Рембрандтом и Кранахом. За границей Лебедева не посещала выставок современного искусства, а в Петербурге была на выставке французского искусства, устроенной в 1912 году, где ее внимание привлекли Энгр, Сезанн и Мане. Позднее она оценила произведения старых русских скульпторов - Ф.И. Шубина, М.И. Козловского, И.П. Мартоса. А работами французов О. Родена, А. Майоля, Э. Бурделя и Ш. Деспио она заинтересовалась будучи уже сложившимся мастером.  Сарра Дмитриевна не увлекалась новыми течениями в искусстве, но внимательно следила за творческими исканиями таких художников, как В.Е. Татлин, П.Н. Филонов, М.Ф. Ларионов, Н.С. Гончарова. Из современников больше всего ей нравился С.Т. Коненков с его выразительностью пластики, натурной крепостью.  Интересны ей также были работы А.Т. Матвеева, она ценила их сдержанность, простоту форм. А его совет о продолжении обучения за границей осуществить не смогла: началась Первая мировая война.

Обнаженная на кровати. Конец  1920-х - начало 1930-х
  Обнаженная на кровати. Конец 1920-х - начало 1930-х
  С.Д. Лебедева
 
 
 

С 1915 года Сарра Дмитриевна работала уже в собственной мастерской, постигая свой путь в искусстве ваяния, раскрывая творческий потенциал в непрестанном совершенствовании своего художественного дарования. Задачи, которые Лебедева ставила тогда перед собой, воплощались прежде всего в натурных штудиях, позволявших ей обретать уверенность в скульптурном ремесле. И уже в 1918 году на выставке «Мир искусства» были показаны ее работы «Женский портрет» и «Голова китайца», положительно отмеченные критикой. Всего четыре скульптуры осталось от той эпохи исканий, упорного труда, формирования собственного творческого почерка.

В первые послереволюционные годы Лебедева, как и другие известные скульпторы, принимала участие в осуществлении ленинского плана монументальной пропаганды. Она создала бюсты Ж. Дантона, А. Герцена, рельеф «М. Робеспьер», работала над образом К. Маркса. Многие ее работы, отлитые, как и большинство памятников тех лет, из гипса, не сохранились. Увлекалась она в это время и театром: выполняла декорации, делала бутафорию, лепила маски. Мастерской в годы военного коммунизма у Лебедевой не было, поэтому работать над скульптурами в полную силу она не могла. Из произведений этого периода интересны «Бычок» (1922), выгнутый из листового железа, и первые опыты в фарфоре – миниатюрные статуэтки «Поломойка» и «Продавщица» (1922 - 1923), исполненные на Государственном фарфоровом заводе. Много занималась она и рисунком, помогая своему мужу, Владимиру Васильевичу Лебедеву - известному русскому советскому живописцу, графику, талантливому книжному иллюстратору -  в оформлении «Окон РОСТА».  

Начало творческого подъема С.Д. Лебедевой приходится на 1924 год, когда она сосредоточенно работала над портретом Л.Б. Красина и «Головой ребенка» (младшей дочери Красина – Лены), и на 1925-й, когда она переехала в Москву. Там Сарра Дмитриевна обратилась к образам людей новой эпохи – революционеров, государственных деятелей. Самым интересным среди всех был «Портрет Ф.Э. Дзержинского», который она делала с натуры. «Кабинет Дзержинского был моей первой мастерской в Москве», - вспоминала Лебедева. Этот портрет исполнен в суховато-реалистичной манере, но его особая весомая пластика, умелое подчеркивание заостренности черт лица наполняют произведение безграничным внутренним драматизмом.

Боксер. 1935
  Боксер. 1935
  С.Д. Лебедева
 
 
 

В 1930 – 1940-е годы, ставшие временем расцвета таланта скульптора, Сарра Лебедева работала многообразно, плодотворно, с большим увлечением обращаясь к различным видам творчества. Она очень любила делать этюды с обнаженной натуры, стремясь максимально достоверно передать движение, особенность позы, индивидуальность каждой модели. Особенно интересны ее обнаженные женские фигуры. Уже в рисунках чувствуется любование женским телом, которое подчеркнуто выразительной линией - несуетливой, твердой, четкой или же округло тягучей, плавной. Свои любимые «ню» - стоящие, лежащие, сидящие, наклонившиеся -  она воплощала в материале, отливая их в гипсе и бронзе, создавая в фаянсе и фарфоре. Это «Обнаженная в платочке», «Калмычка», «Лена», «Девочка с косичками», «Стоящая с банджо», «Сидящая на коленях», «Стоящая с поднятыми руками». Не лишены обаяния рисунки и этюды Лебедевой с изображением обнаженных мужчин, чаще всего спортсменов. В их числе скульптуры «Братья Знаменские», «Пловец», «Боксер», а еще - «Декламирующий», «Читающий».

Замечательный опыт работы сложился у Сарры Дмитриевны на Конаковском фаянсовом заводе. По просьбе организатора художественной лаборатории завода И.Г. Фрих-Хара она принимала участие в разработке новых направлений форм и декора для фаянса. Там она делала серию скульптур обнаженной натуры, образцы предметов посуды. А за «Чайник-наседку» из восточного чайного набора Лебедева была награждена серебряной медалью Всемирной Парижской выставки 1936 года.  Именно в этот период она создала свою знаменитую скульптуру «Девочка с бабочкой». В этом произведении с удивительной гармоничностью воплотились особенности авторского стиля Лебедевой, способного соединять живую передачу движения и обобщенную декоративную монументальность, минутное эмоциональное впечатление и уравновешенное постоянство.

 
Портрет скульптора В.И. Мухиной. 1939
  Портрет скульптора
В.И. Мухиной. 1939
  С.Д. Лебедева
 
 
 

Главными достижениями Сарры Дмитриевны Лебедевой в искусстве скульптуры стали великолепные произведения портретного жанра. Немаловажным было то, что портреты она создавала обязательно с натуры, стараясь не только добиться максимального сходства с оригиналом, но и соприкоснуться с внутренними порывами и настроениями позирующего. Художественные приемы оказывались для Лебедевой не самоцелью, а лишь средством познания и анализа натуры, пластического воплощения образа человека. Любимым ее материалом была бронза, которая, по мнению мастера, способна передать малейшие нюансы фактуры лепки, полновесность пластики, звучность образа.  Скульптор создала невероятно многообразную и значительную серию портретов современников - людей знаменитых и малоизвестных, но всегда очень интересных, сложных по эмоциональному настрою, душевному состоянию. Это портреты Вани Бруни (сына художника Л.А. Бруни), Героя Социалистического Труда А.Г. Стаханова, летчика В.П. Чкалова, генерал-полковника авиации Ф.Я. Фалалеева, художников И.Ф. Тевосяна, Л.А. Бажбеук-Меликян и М.А. Асламазян, скульптора В.И. Мухиной, актеров С.М. Михоэлса и О.Л. Книппер-Чеховой, поэтов А.Т. Твардовского и С.Я. Маршака, писателя М.М. Пришвина, литературоведа И.Л. Андроникова, органиста и композитора А.Ф. Гедике.  Выразительны портретные этюды «Художник В.Е. Татлин», «Сидящий мужчина» (А.Б. Мариенгоф), «Скульптор М.П. Холодная»: в них мастер воплощала эмоциональное отношение к персонажам, подчеркивая самые яркие их особенности. Лебедеву привлекали прежде всего личности сильные и цельные, целеустремленные, не лишенные романтического настроя. Исполненные ею портреты – интимные, камерные или же тяготеющие к величавой монументальности – неизменно отличает естественность и достоверность, в них тонко выявляются индивидуальность человека, его глубинные духовные переживания.  Например, в «Портрете Валерия Чкалова» (над ним Лебедева работала всего несколько сеансов, прерванных гибелью летчика) экспрессивная лепка подчеркивает не только неординарную скульптурность лица, но и волевой, открытый характер героя.  Именно портретные образы были для мастера основополагающим началом при создании проектов памятников А.С. Пушкину для Михайловского, Ф.Э. Дзержинскому и А.П. Чехову для Москвы.

Сидящая на табурете с закинутой на колено правой ногой
  Сидящая на табурете
с закинутой на колено правой ногой
  С.Д. Лебедева
 
 
 

В 1950-е - начале 1960-х годов Лебедева, уже зрелый мастер с накопленным жизненным опытом и обостренной интуицией, продолжала активно работать, создавая разноплановые портреты, наполняя их духовной энергией, которую она находила при общении с героями своих произведений. Очень разными по характеру лепки и в тоже время близкими по эмоциональному строю видятся портреты Е.Б. Ауэрбах, Н.С. Сухоцкой и художницы Н.А. Удальцовой. В портрете Удальцовой скульптору удалось особенно гармонично соединить активный драматизм формы с глубиной внутренней жизни модели. Рельеф-надгробие Б.Л Пастернака, исполненный в это время, Сарра Дмитриевна сделала внешне сдержанным, лаконичным и необыкновенно звучным, словно бы печально звучащим изнутри, а главное - очень правдивым.

В последние годы жизни Лебедева много времени проводила в мастерской, чаще всего она рисовала и лепила свои любимые обнаженные модели.

В 1967 году Сарры Дмитриевны Лебедевой не стало.

* * *

Выставка, показанная в Новосибирском государственном художественном музее, знакомила с коллекцией скульптурных и графических произведений С.Д. Лебедевой, хранящейся в его фондах. Экспозиция включала в себя работы, созданные в 1930 – 1950- е годы – период творческой зрелости скульптора.

Особое место уделялось здесь этюду обнаженной женской фигуры «Перед купанием (Ева)», отлитому в гипсе. Это небольшое произведение дает ясное представление о тонкости мастерства Лебедевой, о свойственном ей бережном, внимательном отношении к натуре, об умении уловить движение и превратить мимолетность в величину постоянную. В нем заключен один из многих, но неповторимых символов женственности.

В представленных на выставке рисунках и эскизах ощутима графическая манера скульптора, способного то скупыми и твердыми, то мягкими и плавными линиями «вылепить» фигуру на бумаге. Среди зарисовок мужской натуры можно было увидеть наброски к воплощенным в материале скульптурам «Пловец», «Боксер». Рисунки в жанре «ню» показывают, насколько Лебедева любила изображать женское тело. Четкой линией она выявляла тягучую плавность, легкой растушевкой - нежную грацию, суховатой штриховкой -  нескладность своих моделей. Делая множество подобных набросков, она всегда уделяла внимание не только силуэту, движению, пластике, но и характерным особенностям каждой натурщицы. Вероятно, модель, изображенная на рисунке «Сидящая на табурете с закинутой на колено правой ногой», была воплощена Лебедевой в гипсовой скульптуре «Лариса сидящая. Этюд», которая экспонировалась на выставке «Венера Советская».

Портрет художницы М.А. Асламазян. 1949
  Портрет художницы
М.А. Асламазян. 1949
  С.Д. Лебедева
 
 
 

Важное место на выставке занимали портреты, демонстрирующие разнообразие пластических приемов, которыми виртуозно владела Лебедева, и объединенные главным для нее принципом – гармоничностью образов.

«Портрет скульптора Веры Игнатьевны Мухиной» выделяется пластической цельностью и величавой сдержанностью.  В нем Лебедева полно раскрыла свои лучшие качества творца – умение видеть в человеке самое ценное: его духовную наполненность и красоту.  Сама манера лепки, очень мягкой, естественной, лишенной внешних эффектов, позволила скульптору создать образ обаятельный, теплый и вместе с тем - значительный и твердый.

В портретах писателя Михаила Михайловича Пришвина и органиста, композитора Александра Федоровича Гедике чувствуется интересное созвучие двух талантливых личностей. Сходные по приемам исполнения, эти скульптуры индивидуальны по внутреннему состоянию, эмоциональному настрою портретируемых.

«Портрет Мариам Асламазян» привлекает внимание сочетанием живописно-фактурной пластики одежды и головного убора с выглажено-суховатой поверхностью лица и шеи. Тон скульптуры - немного приглушенный, неравномерный и глубокий - выгодно подчеркивает своеобразную экспрессию в декоративности лепки. Такое решение помогло автору выразить яркость таланта изображенной художницы и показать характер человека с глубокими, бурными эмоциями и переживаниями.

В портрете Героя Советского Союза, летчика-испытателя Андрея Борисовича Юмашева, созданном в любимой Лебедевой бронзе, воплощено умение мастера в полновесно-сдержанной, мягкой пластической манере передать силу характера героической личности и в то же время – внутреннюю многогранность человека, его грустную сосредоточенность.

Творчество Сарры Дмитриевны Лебедевой, столь многообразное и целостное, на протяжении всей ее жизни было подчинено принципам искренности, правдивости в искусстве и отражало высокую духовность ее таланта.