Ящик Пандоры

09 октября 2018
Дерек Майкл Бесант
Аластер Кларк. Эволюция острова  2018. Собственность автора
  Эволюция острова 2018
  Аластер Кларк
  Собственность автора
 
 
 

Художники, приглашенные мною для участия в Новосибирской триеннале 2018 года, представляют собой неоднородную группу людей, имеющих традиционную профессиональную подготовку, но применяющих в творческой практике цифровые средства и приемы.

Собранные работы идентичны по размерам, и все они созданы с помощью новейших ультрафиолетовых красок, употребляющихся в коммерческой рекламе. Я также попросил каждого художника предложить для выставки произведения, которые могли бы сложиться в коллекцию под названием «Ящик Пандоры». Я надеялся составить некий фолиант, в котором объединились бы далекие друг от друга культуры. Этот замысел подобен сценарию фильма, где мы, зрители, находим ассоциации между образами.

Наш мир можно назвать менее многонациональным, чем когда-либо прежде. Причина этого -  обмен данными в социальных сетях, которые, подобно смешивающимся химическим веществам, в конечном итоге разбавляются до единого целого. Тем не менее, художники-графики, участвующие в проекте, создали уникальные и разнообразные работы, которые могут поспорить с этим представлением о мире.

Изображения людей как на переднем плане, так и растворяющиеся на наших глазах в глубине, не дают нам никакой существенной информации о том, кто они, эти конкретные персонажи. Снимки географического объекта могут быть фотографическими свидетельствами, полученными при помощи беспилотных летательных аппаратов, находящихся за сотни километров от этого места. Обманчивые сюжеты складываются из странных, призрачных предметов: люстр, тонущих в океанах, или перевернутых стульев и комодов - скорее призраков того, чем они являются в реальности. Темные интерьеры уступают место рассеянному свету. В таких изображениях ощущаются неясные, тревожные, глубокие течения. В них, как в сценариях Хичкока, есть привязка к местоположению, загадочные ключевые объекты, эффекты света и тени.

Пользуясь цифровыми технологиями как современными фильтрами, художники приняли участие в этом сценарии. В каждом их оттиске возникли поразительные откровения. Видео также является средством, которое применяется в работе с этими неподвижными кадрами.

Эдвард Чарльз Бернштейн. Новый вредитель. 2018. Собственность автора
  Новый вредитель. 2018
  Эдвард Чарльз Бернштейн
  Собственность автора
 
 
 

Концепция проекта основана на принципе случайной выборки изображений, предоставленных художниками-графиками из Греции, Польши, Дании, США, Австралии, Шотландии, Великобритании, Австрии и России и соответствующих предложенной теме «Ящика Пандоры», - как руководства к действию или отказа от него. Мир графического искусства, возможно, находится на той самой знаковой отметке, где размывается граница между традиционными и цифровыми категориями. Достижения в области технологий - это всего лишь обширные возможности для экспериментов. По-прежнему требуется художественное чутье, умение и понимание, чтобы собрать разнообразные компоненты вместе, выразить свой «голос» через медиа и вложить смысл в произведение.

Хотя мой подход заключался в том, чтобы вызвать случайные ассоциации между разными идеями, предложенными художниками, в моей отсылке к фильму заложены и другие мысли. Так, большая часть «кинопроизводства» направлена сегодня на привлечение международных экспертов, работающих во многих странах одновременно. Графические выставки, подобные Новосибирской триеннале, привлекают таланты, формируют коллективную коммуникацию и информируют нас. Они предлагают нам создать образы, которые раскрывают индивидуальный характер художника, но также свидетельствуют о высокой степени идентичности, говорящей об их принадлежности к искусству своей страны и к общей истории искусств.