Драматическая судьба парка Юаньминъюань в Пекине

13 апреля 2019
А.С. Румянцева
«Пейзаж с островом (бессмертных) Фанху» (????)
  «Пейзаж [с островом бессмертных] Фанху» (????)
Из альбома «Картины и стихи сорока пейзажей Юаньминъюань». 1744
  Национальная библиотека Франции. Париж
 
 
 

Парк Юаньминъюань (???, Сад совершенной ясности) – знаменитый садово-дворцовый комплекс, расположенный в северо-западном районе современного Пекина и примыкающий к парку Ихэюань (???, Летний дворец). Комплекс Юаньминъюань представлял собой масштабный императорский дворцовый сад, созданный и поддерживаемый более 150 лет благодаря династии Цин (1644 – 1912). Однако парк был разрушен англо-французскими войсками в ходе Второй опиумной войны (1856 – 1860) и повстанцами во время Ихэтуаньского восстания (1899 – 1901). Сейчас от некогда процветающего ансамбля остались лишь немногочисленные руины.

Во второй половине XVIII – первой половине XIX века парк Юаньминъюань считался второй по значимости императорской резиденцией после Запретного города. Садовый комплекс включал три парка: Юаньминъюань (???, Сад совершенной ясности), Чанчуньюань (???, Сад долгой весны) и Цичуньюань (???, Сад прекрасной весны) общей площадью около 350 га. Он славился как «классический образец паркового искусства» и «парк всех парков» [7]. Парк приобрел всемирную известность благодаря своим грандиозным масштабам, выдающимся архитектурным постройкам, изящному природному ландшафту, значительным культурным памятникам.

Юаньминъюань был построен по всем традиционным канонам на сорок шестом году правления императора Канси (1707). В 1709 году парк был подарен четвертому сыну Канси – наследнику престола Юнчжэну. После воцарения и ритуального траура по отцу новый император Юнчжэн перенес свою резиденцию из Пекина в Юаньминъюань и с тех пор жил там постоянно [2].

Юнчжэн передал власть своему сыну Цяньлуну, который издал указ о создании архитектурного ансамбля в европейском стиле Сиянлоу ???. Европейские дворцы и фонтаны здесь соседствовали с китайскими павильонами и садами [2]. Этот ансамбль входил в новый, появившийся при Цяньлуне, парк Чаньчуньюань с восточной стороны. Благодаря активному участию императора к 1770 году полностью сформировалась структура трех парков Юаньминъюань.

Дворец Хайяньтан (???, Зал тихих морей)
  Дворец Хайяньтан (???, Зал тихих морей)
Из серии тунбаньхуа. 1786
  Национальная библиотека Франции. Париж
 
 
 

Юаньминъюань при династии Цин стал местом, где императоры пяти поколений проживали, занимаясь делами государства. Фактически более 150 лет политический центр страны находился в Юаньминъюань и Запретном городе. Император большую часть времени проводил в саду, назначал в нем аудиенции и принимал решения по политическим вопросам. Здесь же были сформированы основные административные органы управления страной – государственная канцелярия, шесть министерств центрального правительства, государственный военный совет и т.д., что действительно сделало парк центром феодальной династии [6].

Главной идеей Канси при создании Юаньминъюань являлось воплощение традиционных принципов китайского искусства организации природной среды в озерно-островном парке. Первоначально парк располагался посреди водоема квадратной формы – озера Хоухай?? – и представлял собой девять островов, носивших образное название «Девять земель» ??, которые символизировали девять провинций старого Китая (этот термин также используется для самоназвания Поднебесной). Постройки включали в себя жилые и хозяйственные помещения, храмы, библиотеку, кабинет и др. В ландшафте соседствовали рукотворные пейзажи юга и севера страны. К сожалению, эта часть парка была полностью разрушена: деревянные постройки не уцелели после пожара в время разрушения. Сегодня можно судить об их внешнем облике благодаря сохранившемуся альбому «Картины и стихи сорока пейзажей Юаньминъюань», который был создан по указанию Цяньлуна в 1744 году [5].

Комплекс в европейском стиле Сиянлоу???принадлежит руке итальянского художника и архитектора Джузеппе Кастильоне, которому удалось гармонично вплести европейские элементы в царство китайского стиля. По его задумке, дворцы здесь выступали в качестве архитектурного фона для находившихся перед ними фонтанов, которые не присущи китайскому садово-парковому искусству, но были горячо любимы Цяньлуном. О внешнем виде Сиянлоу мы можем судить по сохранившейся серии тунбаньхуа???из 20 гравюр, выполненных Дж. Кастильоне по императорскому заказу сразу после окончания строительства в 1786 году [3]. Это свидетельствует о том, что Цяньлун уделял проекту особое внимание. На гравюрах изображены наружный декор зданий в стиле итальянского барокко и многочисленные фонтаны в своем первозданном виде [2]. Руины павильонов и фонтанов Сиянлоу сохранились лучше остальных, поэтому они воспринимаются многими посетителями как символ Юаньминъюань в целом, хотя по степени значимости и архитектурному стилю они были не самыми главными. То, что мраморные конструкции уцелели спустя столетие после несчастных событий, по иронии судьбы сделало Западные дворцы «визитной карточкой» этого места [9].

Дворец Сецицюй (???, Очарование необычайной гармонии). 1873
  Дворец Сецицюй (???, Очарование необычайной гармонии). 1873
  Эрнст Ольмер
 
 
 

После основания КНР встал вопрос о том, каким образом сохранить и реконструировать Юаньминъюань, а также реализовать его потенциал в области политики, истории, культуры, искусства и патриотического воспитания. Эти вопросы вызывали серьезную озабоченность всех уровней властей и широкой общественности.

В 1951 году пекинское городское народное правительство впервые издало указ, запрещающий кому бы то ни было использовать руины Юаньминъюань. В 1956 году начались работы по озеленению парка, благодаря которым были сохранены уцелевшие насаждения и высажено множество новых деревьев. Пустынная территория сменилась лесным пейзажем. В 1960 году Юаньминъюань впервые вошел в список охраняемых памятников на районном уровне. В 1973 году районные власти приняли запрет на проведение каких-либо несанкционированных работ на территории парка. Таким образом, территория парка Юаньминъюань была полностью сохранена несмотря на сокращение строительных площадей в столице. Однако во время Культурной революции Юаньминъюань вновь был подвергнут разрушению [6].

В ноябре 1976 года было учреждено Управление парка Юаньминъюань. Управленческий орган был создан только после разгрома «банды четырех», что вновь доказывает тесную связь процветания и упадка Юаньминъюань с судьбой китайской нации. С тех пор охрана памятника перешла на новый уровень, садово-парковое строительство стало значительно продвигаться. Были посажены новые деревья, цветы и кустарники, созданы газоны и живые изгороди. Исходя из климатических особенностей, зимний сезон – период, непригодный для озеленения, - использовался для трудоемкого восстановления руин. В 1979 году пекинское муниципальное правительство провозгласило комплекс Юаньминюань памятником культуры, охраняемым на городском уровне [6].

Отреставрированный лабиринт Ваньхуачжэнь (???, Лабиринт десяти тысяч цветов)
  Отреставрированный лабиринт Ваньхуачжэнь (???, Лабиринт десяти тысяч цветов)
 
 
 

В 1980 году был подписан договор о защите, реконструкции и изучении руин Юаньминъюань. Этот документ нашел широкий отклик в обществе, его поддержало множество публичных личностей, СМИ поместили большое количество материалов, посвященных нынешнему состоянию памятника, тем самым сформировав благоприятную основу для его дальнейшего развития. В 1981 году Юаньминъюань посетили члены Пекинского муниципального собрания народных представителей и утвердили решение «о принятии срочных мер по открытию парка общественности». С этого момента началась активная реставрация некоторых памятников. В январе 1988 года Государственный совет КНР включил парк Юаньминъюань в третью группу крупных охраняемых культурных объектов на государственном уровне, а в июне того же года он был официально открыт общественности. Это событие привело к увеличению интереса к истории и судьбе разрушенного сада, с тех пор его ежегодно посещает более миллиона человек [6].

В настоящее время правительство КНР активно поддерживает восстановление ансамбля и присвоение ему статуса национального парка. Руины парка Юаньминъюань вызывают большой интерес общественности и специалистов по охране культурного наследия.  Так, например, в 2006 году Пекинская научно-образовательная киностудия выпустила документальный фильм «Юаньминъюань», а Чжан Гуантянь поставил на сцене одноименный спектакль [8].

Виртуальная реконструкция ансамбля острова Фанху, выполненная университетом Цинхуа
  Виртуальная реконструкция ансамбля острова Фанху, выполненная университетом Цинхуа
 
 
 

Кроме того, во многих университетах по всему миру проводятся исследования, посвященные трагической судьбе этого парка. Одно из самых масштабных исследований было осуществлено в университете Цинхуа в Пекине и опубликовано в 2017 году. Профессору Го Дайхэн и ее команде за 15 лет удалось воссоздать облик 60% территории парка с помощью современных цифровых технологий. Эта реконструкция может служить основой для дальнейшего восстановления парка, т.к. она полностью опирается на исторические источники. Сейчас эта разработка также используется в качестве мобильной навигационной системы [4]. Сегодня многие творческие личности вдохновляются богатой историей Юаньминъюань, создают посвященные ему художественные произведения и проводят выставки своих работ. В настоящее время, благодаря поддержке организации Eurasia Pacific Uninet и Университета Вены (Австрия), осуществляется международный проект по цифровой реконструкции этого парка. В октябре 2018 года на базе отделения востоковедения Гуманитарного института Новосибирского государственного университета была организована выставка «Виртуальная реконструкция парка Юаньминъюань в Пекине: Соприкосновение пурпурного и золотого» с работами австрийской художницы Барбары Салаун, которая в сотрудничестве с Го Дайхэн создала серию пейзажных гравюр, дающих представление о впечатляющем замысле сада. [1].

Комплекс Юаньминъюань является выдающимся памятником архитектуры и традиционного садово-паркового искусства, пережившим трагические события в прошлом. Драматическая судьба этого парка по-прежнему приковывает к себе пристальное внимание и вызывает озабоченность общественности не только в самом Китае, но и далеко за его пределами.

Литература


1 Выставка работ Барбары Салаун «Виртуальная реконструкция китайского парка Юаньминъюань в Пекине: Соприкосновение пурпурного и золотого» прошла в НГУ // Новосибирский государственный университет (дата обращения: 17.12.2018).
2 Неглинская М. А. Юаньминъюань // Духовная культура Китая: энциклопедия : в 5 т. / гл. ред. М. Л. Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. М. : Вост. лит., 2006. Т. 6 (доп.). Искусство / ред. М. Л. Титаренко и др. 2010. 1031 с.
3 Сиянлоу тоушиту тунбаньхуа [?????????]. Тунбаньхуа с изображением Сиянлоу. Пекин, 1786. 20 с.
4 «Сюйни сяньши» Юаньминъюань шуцзы фуюань лючэн юаньцзин [«????» ??? ????????]. «Виртуальная реальность» Юаньмиъюань, цифровая реконструкция 60% пейзажей // Информационное агентство Синьхуа (дата обращения: 12.12.2018).
5 Юаньминъюань сыши цзин туюн [????????]. Картины и стихи сорока пейзажей Юаньминъюань. Пекин, 1744. 40 с.
6 Юаньминъюань лиши гайшу [???????]. Краткое изложение истории Юаньминъюань // Парк Юаньминъюань (дата обращения: 12.09.2018).
7 Юаньминъюань цзяньцзе [?????]. О парке Юаньминъюань // Парк Юаньминъюань (дата обращения: 12.09.2018).
8 Ruins & Memory // MIT Visualizing Culture. URL: https://visualizingcultures.mit.edu/garden_perfect_brightness_03/ymy3_essayhtml (дата обращения: 12.09.2018).
9 Yuanming Yuan. The Garden of Perfect Brightness // China Heritage Quarterly, The Australian National University (дата обращения: 12.09.2018).

В статье использованы иллюстрации из следующих источников:


1 Юаньминъюань сыши цзин туюн [????????] Картины и стихи сорока пейзажей Юаньминъюань. Пекин, 1744. 40 с.
2 Сиянлоу тоушиту тунбаньхуа [?????????] Тунбаньхуа с изображением Сиянлоу. Пекин, 1786. 20 с.
3,4 Ruins & Memory // MIT Visualizing Culture (дата обращения 12.09.2018).
5 Digital modeling brings China’s Old Summer Palace back to life // Global Тimes (дата обращения 18.12.2018).