Театральная коллекция

30 июня 2019
С.А. Беляева, С.П. Голикова, А.Д. Клушин, О.А. Черепенина
З.Е. Серебрякова. В балетной уборной. 1923
  В балетной уборной. 1923
  З.Е. Серебрякова
 
 
 

В марте – апреле 2019 года в Новосибирском государственном художественном музее состоялась выставка «Театральная коллекция», посвященная Году театра в России. Она познакомила посетителей с произведениями отечественного театрально-декорационного искусства, хранящимися в фондах музея. Раскрывая перед зрителями эту часть музейного собрания, выставка продемонстрировала уникальность и многогранность новосибирской коллекции, позволила увидеть особенности художественного языка сценографии, создала зримый образ вдохновенного искусства театра.

Украшением этой экспозиции стали немногочисленные произведения выдающихся русских художников конца XIX – первой половины XX века.

Известная картина З.Е. Серебряковой «В балетной уборной (Балет «Лебединое озеро»)» 1923 года, наполненная движением, переливами легких красок, игрой света и тени, вызывает чувство радостного ожидания начала спектакля. Она как бы погружала посетителей выставки в волшебный мир театра.

Постановка балета «Фея кукол» в Мариинском театре в 1903 году вошла в историю русского театра во многом благодаря сценографии Л.С. Бакста. Особенный восторг у публики вызвали костюмы. На выставке экспонировался эскиз изящного костюма Феи кукол, предназначенный для знаменитой М.Ф. Кшесинской. Балету посвящены и показанные в экспозиции эскизы костюмов С.Ю. Судейкина, С.В. Чехонина, воздушный рисунок В.В. Лебедева, статуэтки ведущих художников Ленинградского и Дмитровского фарфоровых заводов – Д.И. Иванова, С.Б. Велиховой и О.С. Артамоновой.

Блестящим мастером театрально-декорационного искусства «серебряного века» был К.А. Коровин. Его эскиз декорации к опере Н.А. Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» создан в присущей художнику эмоциональной   импрессионистической манере.

В духе «Мира искусства» выполнены А.В. Шевченко, учеником К.А. Коровина, эскизы декорации и костюмов к неосуществленной постановке оперы Н.А. Римского-Корсакова «Млада» 1910 года. Эскиз декорации четвертого действия убедительно передает таинственную атмосферу языческого храма бога Радегаста. Среди эскизов костюмов к этой густонаселенной опере мы встречаем рисунки одеяний языческих богов, сказочных существ, людей. Они отмечены пристальным интересом к национальным особенностям одежды, разнообразием орнаментов, яркостью цвета.

Б.Р. Эрдман. Эскиз костюма Суок. 1930
  Эскиз костюма Суок. 1930
  Б.Р. Эрдман
 
 
 

Новаторские тенденции в художественном оформлении спектаклей в первые послереволюционные десятилетия демонстрируют эскизы костюмов Б.Р. Эрдмана к спектаклю по произведению Ю.К. Олеши «Три толстяка» на сцене Московского Художественного академического театра имени М. Горького 1930 года. Стремление к геометрическим формам, плоскостность, локально-чистые немногочисленные тона рисунков – черты, свойственные стилю конструктивизма.

Особое внимание посетителей привлекал яркий сказочный колорит эскиза  Н.Б. Глинского к опере Н.А. Римского-Корсакова «Садко». Эта постановка, осуществленная на сцене Государственной Софийской народной оперы в 1935 году, принесла Глинскому такой успех, какого не знал до этого в Болгарии ни один театральный художник.

Единственное в данном разделе выставки произведение в жанре театрального портрета принадлежит признанному мастеру графики М.С. Родионову. Известнейшая актриса С.В. Гиацинтова запечатлена им в 1947 году в роли Натальи Петровны в спектакле по пьесе И.С. Тургенева «Месяц в деревне» Московского театра имени Ленинского комсомола.

Живописная часть выставки в основном представила портреты актеров – драматических артистов, певцов, танцовщиков, кукольников. Она знакомила с обликом известных людей театра нашего недавнего славного прошлого, таких как знаменитая народная артистка СССР А.О. Степанова, портрет которой писал не менее знаменитый П.П. Кончаловский. Два портрета принадлежат кисти выдающегося художника-ленинградца А.Н. Самохвалова, который в годы Великой Отечественной войны был в эвакуации в Новосибирске вместе с театром драмы имени А.С. Пушкина (бывший Александринский). На них представлены народные артисты СССР Е.П. Корчагина-Александровская и К.В. Скоробогатов в роли А.В. Суворова. На выставке также можно было увидеть портреты наших артистов: знаменитого танцора, премьера Новосибирского театра оперы и балета, народного артиста РСФСР А.В. Бердышева, написанный Г.С. Якубовской, народного артиста РСФСР В.Е. Бирюкова работы П.А. Чеканцева.

А.Н. Самохвалов. Портрет народного артиста РСФСР К.В. Скоробогатова в роли А.В. Суворова. 1943 - 1944
  Портрет народного артиста РСФСР
К.В. Скоробогатова в роли
А.В. Суворова. 1943 - 1944
  А.Н. Самохвалов.
 
 
 

Отдельный раздел выставки был посвящен творческому наследию талантливого художника-сценографа С.Л. Белоголового, работавшего в Новосибирске с 1935 по 1953 год. Его профессиональная деятельность тесно сопряжена с ранним периодом развития ведущих театров города, а с его именем неизменно связывается представление о преданном служении мастера своему делу. В экспозиции были показаны его эскизы декораций и костюмов для постановок Новосибирского театра оперы и балета и драматического театра «Красный факел», главным художником которого С.Л. Белоголовый служил с 1937 года. В этих произведениях отчетливо выражены определяющие черты дарования мастера: его приверженность реалистическим традициям русского театрально-декорационного искусства, восходящим к последней четверти XIX века, высокое живописное мастерство, удивительно бережное отношение к авторскому стилю и режиссерской идее.

Колористические решения театральных эскизов С.Л. Белоголового наделены большой эмоциональной выразительностью. Нежная, утонченная гамма сиренево-голубых оттенков с изящными белильными акцентами подчеркивает хрупкость героини в эскизе к последнему акту «Травиаты» (1945). Темный, сгущенный фиолетовый тон передает драматическую напряженность действия в сценической картине «Завод» (1943) к спектаклю по пьесе К. Финна «Петр Крымов», события которого связаны с промышленной эвакуацией начала Великой Отечественной войны. Яркой, многоцветной декоративностью и причудливой орнаментальностью отмечены эскизы декораций и костюмов к операм на сюжеты из русской истории: «Князю Игорю» (1949), «Руслану и Людмиле» (1951), «Хованщине» (1952).

С.Л. Белоголовый. Киев. Эскиз декорации к опере М.И. Глинки Руслан и Людмила. 1951
  Киев. Эскиз декорации к опере М.И. Глинки «Руслан и Людмила». 1951
  С.Л. Белоголовый
 
 
 

Отличительной особенностью эскизов театральных костюмов С.Л. Белоголового является их конкретность, их непременная связь с внешним обликом артистов, чьи сценические образы внимательно и деликатно продумывались художником. Особое место среди экспонатов выставки принадлежало двум станковым портретам артистов театра оперы и балета в сценических костюмах. Они сохраняют для зрителей облик выдающихся мастеров, чьи имена неразрывно связаны с первыми годами истории оперного театра Новосибирска: А.Ф. Кривчени и Е.Г. Ефимова. В этом обращении к своеобразной разновидности театрализованного портрета также сказывается причастность С.Л. Белоголового к традициям русской художественной культуры начала ХХ столетия, выражается его живой интерес к людям вдохновенного и многогранного театрального мира.

В фондах Новосибирского художественного музея собрана небольшая, но интересная коллекция произведений новосибирских театральных художников 1960 – 1990-х годов. В этих работах ярко выражены творческие индивидуальности талантливых сценографов и представлены спектакли, заслуженно вошедшие в историю театральной жизни города.

В.Ю. Шапорин. Эскиз занавеса к спектаклю «Забытый черт»
  Эскиз занавеса к спектаклю «Забытый черт». 1961
  В.Ю. Шапорин
 
 
 

Особыми стилистическими качествами отличаются эскизы занавеса и декораций к спектаклю «Забытый черт», поставленному по пьесе чешского драматурга Яна Дрды в театре «Красный факел» в 1961 году. Их автор - известный сценограф, лауреат Государственной премии СССР В.Ю. Шапорин, служивший тогда главным художником «Красного факела». «Пьеса Яна Дрды, - писал он в аннотации к постановке, - согрета народным юмором, порой бесхитростна и наивна, как детская сказка, порой вырастает до сатирического памфлета. Хотелось поэтому выразить в оформлении прежде всего народный, национальный характер пьесы, передать средствами театральной живописи комедийность сюжета, а также воплотить на сцене ту грань между достоверностью и фантастикой, в которой, может быть, и заключено основное обаяние этой пьесы». Эскизы к «Забытому черту» позволяют судить о запоминающейся, праздничной зрелищности этого спектакля. Их изобразительный язык стилистически близок к примитиву и полон веселой изобретательности. Художник смело сочетает яркие, контрастные цвета, заполняет их локальные плоскости дробными линейными и точечными узорами, подчеркивая этими приемами общую жизнерадостную атмосферу сценического действия.

Творческому почерку Р.П. Акопова, работавшего в театре «Красный факел» в 1965 – 1969 и 1971 – 1975 годах, присущи строгая сдержанность цветовых решений, условность и образная лаконичность трактовки сценического пространства. Эти качества зримо проявляются в эскизах декораций к краснофакельским спектаклям 1969 года «Дом Бернарды Альбы» по пьесе Ф.Г. Лорки и «В ночь лунного затмения» по пьесе М. Карима, а также в разработке оформления неосуществленной постановки гоголевского «Ревизора».

Т.Д. Дидишвили Т.Д. Эскиз декорации к спектаклю по пьесе В. Недоброво «Настенька». 1975
  Эскиз декорации к спектаклю по пьесе В. Недоброво «Настенька». 1975
  Т.Д. Дидишвили
 
 
 

В экспозиции были представлены эскизы декораций Т.Д. Дидишвили, созданные в 1970 - 1980-х годах к спектаклям А. Сергеева «Виктор Сорвин и другие», В. Недоброво «Настенька», Б. Брехта «Мамаша Кураж и ее дети», В. Кина «Сквозь время» для новосибирских театров и Театра драмы Кутаиси. Интересно было проследить, как творчески подходит художник к оформлению каждой новой постановки, как меняются его художественные приемы, как лаконичность и сдержанность цвета сменяются яркой цветностью и разнообразием деталей.

Узнаваем и ярко индивидуален стиль работ другого известного новосибирского художника – В.А. Фатеева. Монументальны и композиционно сложны эскизы декораций к спектаклям по произведениям А.И. Куприна «Яма» и Л.Н. Разумовской «Под одной крышей». Декоративность, стилизованность образов характерны для эскизов костюмов к пьесам С.Л. Лобозерова «По соседству мы живем» и В. Солодова «Кукольник и Латвия».

Многообразие авторских манер особенно подчеркивалось показанными на выставке эскизами театральных костюмов. Гротескной выразительностью и свободой творческой фантазии отмечены листы Ю.И. Кононенко – выдающегося художника театра, живописца, графика, поэта, работавшего в Новосибирске в 1964 – 1970 годах. Реалистическая трактовка, яркость характеров, красочность присущи эскизам Е.Э. Гороховского к спектаклям по пьесам А.Н. Островского «Правда хорошо, а счастье лучше» и «Красавец мужчина», постановка которых была осуществлена в новосибирском театре «Красный факел» и московском Малом театре в 1979 году. Изящность и тонкость рисунка, благородство сближенных приглушенных тонов отличают эскизы Н.Н. Клеминой к спектаклю «Красного факела» по пьесе А.П. Чехова «Дядя Ваня». Динамичны геометризированные рисунки В.С. Баландина к балету В.И. Казенина «Песня про купца Калашникова» 1995 года, исполненные на эффектном сочетании черного фона и ярких цветовых акцентов.

Наряду с эскизами декораций и костюмов к новосибирским постановкам на выставке были представлены фотографии этих же спектаклей, прошедших на сценах «Красного факела», Областного театра драмы, Театра юного зрителя. Такое соседство давало возможность проследить путь от творческого замысла художника до претворения его в реальной постановке. Данные материалы были любезно предоставлены для экспонирования Театральным музеем Новосибирского отделения Общероссийской общественной организации «Союз театральных деятелей Российской Федерации (ВТО)».