Сказочное творчество в музейной педагогике

24 октября 2019
Е.Г. Червова
Сказочное творчество в музейной педагогике

В Новосибирском художественном музее значительное внимание уделяется музейно-педагогическим программам, адресованным детям младшего возраста. Часто в музей приходят дошкольники вместе с родителями или группой детского сада. Малыши четырех-пяти лет уже умеют замечать, наблюдать и размышлять об увиденном. Музей дарит им яркие эмоциональные впечатления. Для музейных педагогов особенно важна задача организации общения маленьких посетителей с произведениями искусства с учетом их возрастных возможностей. Приобщение ребенка к восприятию искусства должно идти постепенно, начиная с тех форм, которые ему понятны и способствуют органичному включению малыша в игровую познавательную деятельность.

В сезоне 2016 - 2017 годов нашим посетителям впервые был предложен семейный абонемент выходного дня «Большой музей для маленьких» [2], предназначенный для дошкольников с родителями. Методические принципы этой программы определяются возрастными особенностями детей и предполагают краткость и увлекательность информации, излагаемой в форме интерактивной беседы, значительную роль игровых элементов и непременное включение творческого мастер-класса в каждое занятие.

Третий год продолжая работу этого абонемента и наблюдая за детьми, мы пришли к выводу о том, что восприятие произведения искусства – непростая задача для ребенка, ставящая перед музейным педагогом целый ряд методических вопросов. Как научить малыша рассматривать картину или предмет прикладного искусства, эмоционально реагировать на увиденное, высказывать свое мнение? Как поговорить о сложном просто, рассказать о важном доступно? Как связать содержание музейных занятий с жизнью детей, с их впечатлениями и переживаниями? Один из ответов на эти вопросы заключен в использовании метода совместного сказочного творчества в общении с маленькими посетителями.

 Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста происходит через сказку. Сказка - универсальный учитель. Благодаря ей ребенок познает мир не только умом, но и сердцем, живо откликается на события и образы окружающего. У ребенка появляются не только новые знания, но и новое эмоциональное отношение к людям, предметам, явлениям. Русская педагогика уже более ста лет назад отзывалась о сказках не только как о воспитательном и образовательном материале, но и как о педагогическом средстве, методе. Передовые педагоги всегда указывали на необходимость широкого использования народных сказок в работе с детьми.

Сказочное творчество в музейной педагогике

Великий русский педагог К.Д. Ушинский включил сказки в свою педагогическую систему. Как известно, его педагогическим идеалом являлось гармоническое сочетание умственного и нравственно-эстетического развития человека. По убеждению Ушинского, эта задача может быть успешно решена при условии, если в воспитании будет широко использован материал народных сказок. Причину успеха сказок у детей Константин Дмитриевич видел в том, что простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии. «В народной сказке, - писал он, - великое и исполненное поэзии дитя – народ рассказывает детям свои детские грезы и, по крайней мере, наполовину сам верит в эти грезы» [1]. По словам Ушинского, природные русские педагоги - бабушка, мать, дед, не слезающий с печи, - понимали инстинктивно и знали по опыту, какую огромную воспитательную и образовательную силу таит в себе народная сказка. Благодаря сказкам в душе дитяти с логической мыслью срастается прекрасный поэтический образ, развитие ума идет дружно с развитием фантазии и чувства. Ушинский детально разработал вопрос о педагогическом значении сказок и их психологическом воздействии на ребенка [1].

В самой природе сказки заложены возможности развития гибкости и оригинальности мышления. Во время знакомства ребенка со сказочным сюжетом можно понять, что чувствует малыш, на что направлены его переживания, насколько они глубоки и серьезны, открылось ли ему что-либо новое. Обращаясь к сказке, можно помочь ребенку полнее высказать, проявить свои чувства, побудить его к творчеству. 

В качестве примера методического использования сказочных сюжетов в программе абонемента «Большой музей для маленьких» можно рассмотреть занятие «Музей приглашает в гости. Приключения осеннего парашютиста», которое начинает этот цикл. В его зрительный ряд входят два произведения из постоянной экспозиции музея: «Пейзаж с березами» художника-передвижника А.А. Киселева и декоративное блюдо «Натюрморт» скульптора и керамиста В.Е. Семеновой, работавшей в Новосибирске в 1960 – 1970-е годы. Выбор этих экспонатов соответствует принципу их доступности для детей младшего возраста, который принимает во внимание простоту композиций, увлекающих воображение ребенка, понятность сюжета, теплый, насыщенный колорит. Главным же героем сказки, помогающей детям рассматривать эти работы, стал осенний лист («парашютист»). Придумывая рассказ об его приключениях, дети активно обращаются к своему опыту, припоминают впечатления недавних лесных прогулок: шорох опавших сухих листьев, различие их очертаний и оттенков в природе.

Всматриваясь вместе с педагогом в картину А.А. Киселева, дети узнают березки в пожелтевшем лесу и замечают их светлые, освещенные стволы. Мы вспоминаем, почему осень называют «золотой», и обращаем внимание на блеск листвы в световоздушной среде пейзажа.

Вопросы: «Как ведут себя листики, когда ветер уносит их с дерева? Что происходит с осенним парашютистом?» - помогают детям увидеть разнообразие форм и фактуры листьев, изображенных художником. Один лист полетел и превратился в покрывало для травы. Другой высох, его закрутил ветер - и листок стал каруселью для муравья. Есть листочки, которые превратились в тень на дорожке и в лодочку на воде. При помощи сказочных историй, одушевляющих осеннюю листву, мы привлекаем внимание детей к листьям, написанным тонко и прозрачно, и к иным, исполненным выпуклыми, пастозными мазками. Это дает возможность доступно показать ребенку, как художник работает в технике масляной живописи.

Сюжет об осеннем парашютисте используется и в той части занятия, которая призвана переключить внимание детей, в силу возрастных особенностей не способных долгое время сосредотачиваться на рассматривании произведений. Этот фрагмент представляет собой игру «Дует ветер нам в лицо…». Мы рассуждаем о том, что туловище человека похоже на ствол дерева, что наши руки могут быть его ветвями, а ладони – листьями. Представляем, как от порыва ветра листья отрываются от веточек и летят. При этом каждый ребенок придумывает свою форму листика, ладошкой изображает своего «осеннего парашютиста».

Сказочное творчество в музейной педагогике

Возвращаясь к картине, мы обращаем внимание детей на то, что в пейзаже есть листья разных оттенков и за березой здесь спрятались веточки рябины. Лист рябины дети находят и на декоративном блюде В.Е. Семеновой в зале прикладного искусства. Продолжая в нем историю осеннего парашютиста, мы любуемся красотой ярких рябиновых листьев, изображенных на блюде, и говорим о свойствах глины, послужившей материалом для этого произведения. Рассматривая этот натюрморт, дети представляют себе девочку, которая принесла домой с прогулки по осеннему парку букет из опавших листьев, налила стакан горячего чая и приготовила чистый лист бумаги для рисования. Отвечая на вопросы о том, из каких листьев девочка составила свой букет, маленькие зрители знакомятся со свойствами композиции натюрморта, в котором каждый предмет «рассказывает» о себе. А чистый бумажный лист, изображенный в этой работе, позволяет перейти к мастер-классу, завершающему занятие. При помощи разноцветной гуаши дети отпечатывают на ватмане изображения листьев, которые в целом образуют интересную композицию, подобную большой тропинке в лесу. Для детей постарше можно предложить мастер-класс «Осенняя березка». На нем создается аппликация: ствол и веточки березы мы клеим из салфеток, а листочки из - цветной бумаги. Взрослые активно помогают детям выполнять такие творческие задания, и каждая семья в итоге занятия уносит домой свою интересную работу.

Совместное сказочное творчество как один из методов проведения музейного занятия для детей младшего возраста помогает нам доступно и увлекательно рассказать о произведениях искусства, затронуть разные стороны мышления и воображения маленького зрителя. В стенах большого музея мы стараемся увидеть красоту окружающего нас мира и получить яркие впечатления.