Удачная находка в Помпеях.
Наследие античности в искусстве Европы и России
…бесконечная мелодия античности
наложила печать на все искусство Европы.
Удачная находка в Помпеях. Отлив с оригинала 1863 | |
И.-А.-Ж. Мулен | |
Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля |
Век великих географических открытий уже давно завершился, карта мира полностью сформирована и пестрит туристическими маршрутами. Открытые границы, быстрота, с которой можно попасть на другой конец света, возможности современных гаджетов и Интернета делают путешествия неотъемлемой частью жизни образованного активного человека. Но еще 200 – 300 лет назад позволить себе отправиться в длительные гран-туры (фр. Grand Tour – большое путешествие) могли только представители высшего общества. Такие образовательные поездки, длившиеся иногда несколько лет, были особенно популярны в Англии XVIII века. Маршрут обычно пролегал через Францию и Центральную Европу, однако любимым местом визитов всегда оставалась Италия, где можно было познакомиться с шедеврами античной архитектуры, живописи и скульптуры. Нередко в «большое турне» выезжали и коллекционеры произведений искусства, благодаря которым значительная часть художественного наследия Ренессанса и античности попала в частные собрания Великобритании и некоторых других стран.
Настоящим центром притяжения для путешественников в XVIII – XIX веках стал не Рим, не Венеция, а обнаруженный археологами город Помпеи, погребенный под многометровым слоем лавы и пепла во время катастрофического извержения Везувия 24 августа 79 года. В тот роковой день вулкан, бездействовавший многие столетия, неожиданно пробудился. Густонаселенная цветущая прибрежная зона Неаполитанского залива за считанные часы превратилась в безжизненную пустыню. По оценкам историков и археологов, в Помпеях из 20 000 жителей погибли около 2 000, в Геркулануме проживали примерно 4 000 человек, и большинство из них успели спастись бегством… Со временем трагедия стерлась из людской памяти, и лишь археологические открытия XVIII – XIX веков сделали погибший город знаменитым на весь мир и одним из самых посещаемых в Италии.
Об этом пишет П.П. Муратов в трехтомном сочинении «Образы Италии» (1911 – 1912), в буквальном смысле ставшим настольным для не одного поколения русской интеллигенции. Необычайной поэзией наполнены строки историка искусств, посвященные погибшему городу: «У входа в Помпеи удивляет вечное стечение иностранцев, не зависящее ни от часа дня, ни от времени года. <…> Сто лет Помпеи свидетельствуют о том могущественном желании прикоснуться к античному, которое скрывается где-то в душе современного человека. <…> Чувство камня, одно из важнейших чувств античного существования, можно испытать на улицах Помпеи с необычайной силой. И жар солнца также нигде не ощущается острее, чем на этих каменных улицах» [1, с. 272]. И вслед за путешественниками XVIII – XIX веков мы приглашаем вас окунуться в мир античности.
***
Выставка из собрания Омского областного музея изобразительных искусств имени М.А. Врубеля, начавшая работу в Новосибирске в декабре 2019 года, получила свое название благодаря центральному произведению экспозиции – бронзовой скульптуре «Удачная находка в Помпеях» (по образцу 1863 года) французского мастера Ипполита-Александра-Жюльена Мулена (1832 – 1884). Она была создана под впечатлением от статуи танцующего божества плодородия, обнаруженной археологами в 1830 – 1832 годах в построенном во II веке до нашей эры «Доме Фавна» в погибшем городе.
Выставка состоит из трех тематических блоков: «Открытия и находки», «Путешествия и впечатления» и «Образец для подражания». Первый из них знакомит с наследием древних цивилизаций и демонстрирует подлинные образцы античного искусства. Второй раздел рассказывает об отражении в живописных и графических работах впечатлений художников от поездок по Греции и Италии, а также призывает задуматься о хрупкости самой совершенной цивилизации перед неконтролируемыми силами природы. Третья часть экспозиции «Образец для подражания» повествует о влиянии наследия античности на европейское и русское искусство и становлении стиля классицизм.
Находки и открытия
XVIII – XIX столетия – время грандиозных и непревзойденных до сегодняшнего дня открытий: раскопок Помпеев, Геркуланума, Стабий, оказавших огромное влияние на все сферы европейской культуры. Пристальное внимание к наследию древних цивилизаций, сложение знаменитых музейных собраний (Лувра, Британского музея, Национального музея Неаполя и других), появление фундаментальных исторических трудов, включающих огромное количество иллюстраций – памятников античного искусства и архитектуры, с документальной точностью запечатленных знаменитыми художниками и граверами, – все это как нельзя лучше характеризует эпоху классицизма.
Руины криптопортика на вилле Домициана. Около 1767 | |
Дж.Б. Пиранези | |
Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля |
Отдельное место на выставке отведено творчеству великого итальянского художника-гравера, археолога и архитектора Джованни Баттиста Пиранези (1720 - 1778), принимавшего участие в раскопках Помпеев и Геркуланума. Он занимался обмерами древних памятников, зарисовывал найденные при раскопках скульптуры и произведения декоративно-прикладного искусства, а также был страстным коллекционером – его мастерскую в Риме, полную античных мраморов, описывали многие путешественники. Большую часть наследия Пиранези составляют серии на археологические темы, среди которых главная – «Римские древности»: 218 гравюр с обмерами, планами и видами римских сооружений. Три из них представлены на выставке. Их дополняют листы, посвященные памятникам Кастель-Гандольфо, Альбано, Коры, отличающиеся документальной точностью и необычными композиционными решениями.
Восхищение величием древней цивилизации в сочетании с осознанием неизбежности ее гибели – вот основной мотив творчества Пиранези. Среди огромного количества гравюр выделяется его серия «Виды Рима» из 137 офортов, работу над которой художник начал в 1748 году и вел на протяжении всей жизни. Полностью она была опубликована уже после смерти автора его сыном Франческо Пиранези (1758 – 1810) и заняла центральное место в истории римской ведуты, вызвав впоследствии множество подражаний. Произведения Пиранези считаются культурным достоянием Италии. После смерти мастера гравированные медные доски были выкуплены Папой Римским и в настоящее время хранятся в государственной Калькографии.
Говоря об искусстве Греции и Рима, мы всегда вспоминаем великолепные образцы скульптуры. На выставке можно познакомиться с подлинными фрагментами древних памятников, а также копиями XIX века с античных оригиналов. Впервые зрителям представлены гравюры итальянских мастеров Карло Нолли (1724 – 1770?/1775) и Франческо Сиппароли со статуями римских богов по рисункам Николо Ванни, вошедшие в издание «Картины античного Геркуланума» (Le Pitture Antique d’Ercolano. Napoli, 1757 – 1779). Коллекцию гемм, инталий и слепков с античных образцов дополняют демонстрируемые впервые гравированные листы из серии «Геммы», выполненной итальянскими мастерами XVIII века.
Омский музей также обладает небольшой, но содержательной коллекцией античных древностей. Первые экспонаты – «раскопочные фигурки и кусочки»: амулеты из фаянса, стеклянные бусины, украшения из цветных и драгоценных металлов, резные камни и литики - поступили в собрание Западно-Сибирского Краевого музея из Ленинградского отделения Государственного музейного фонда в 1924 – 1928 годах. Коллекция была дополнена в 1988 году, когда из Государственного Эрмитажа были переданы изделия античного художественного ремесла – материалы раскопок Северного Причерноморья, включающие различные типы керамических сосудов и терракотовые статуэтки.
Путешествия и впечатления
Окончание эпохи гран-туров наступило в конце XVIII – начале XIX века, вместе с Великой французской революцией и последующими наполеоновскими войнами, сделавшими длительные поездки в Италию невозможными. Именно поэтому путешественники для встречи с идеалами классического искусства направлялись в другой регион, в Грецию, в то время входившую в состав Османской империи.
Юго-западный вид Эрехтейона. 1820 | |
Р. Хевелл. По рисунку Э. Додвелла и С. Помарди | |
Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля |
Именно впечатления от путешествий 1801, 1805 и 1806 годов по Греции художника и археолога ирландского происхождения Эдварда Додвелла (1767 – 1832) и его спутника, итальянского художника Симона Помарди (1757 – 1830) отражены в цветных гравюрах английских мастеров, созданных по их рисункам для альбома «Виды Греции, c тридцатью раскрашенными гравюрами» (1821). В экспозиции представлены шесть листов 1819 – 1820 годов с изображениями знаменитых архитектурных памятников Древней Греции – Парфенона, храмов Аполлона и Юпитера, Львиных ворот в Микенах, въезда в Афины. В творчестве Додвелла и Помарди также сквозит идея, провозглашенная лордом Байроном и сразу же затронувшая все прогрессивные умы Европы: «Греция должна быть свободной!».
В середине XIX столетия на смену гран-турам пришли образовательные и пенсионерские поездки, имевшие сходные цели, но проводимые гораздо более скромно. Все они нашли отражение в живописных и графических работах. Результатом переосмысления увиденного стали идеализированные, окутанные романтическим флером итальянские и греческие пейзажи, мифологические сюжеты и жанровые сцены на античные темы.
Южная красота итальянского побережья воплощена в романтическом пейзаже «Остров Капри» (1857) кисти Льва Феликсовича Лагорио (1827 – 1905), одного из самых известных русских художников-маринистов, ученика М.Н. Воробьева и И.К. Айвазовского. В течение восьми лет Лагорио жил в Италии и за работы, созданные там, по возвращении в Россию получил чин профессора Академии.
Везувий. 1897 | |
Г.П. Кондратенко | |
Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля |
«Везувий» (1897) кисти Гавриила Павловича Кондратенко (1854 – 1924) был создан во время длительного путешествия художника по Италии и Греции (1890 – 1900-е). На полотне запечатлен вид на город Торре-дель-Греко, порт на побережье Неаполитанского залива, построенный в 1631 году на лаве, оставшейся после катастрофического извержения 79 года. Безмятежностью и умиротворением прозрачного утра наполнен пейзаж с рыбацкой лодкой на первом плане и белоснежными парусами у горизонта. Лишь руины древних зданий да курящийся над вулканом дымок напоминают о некогда свершившейся здесь трагедии...
К этой же теме обращается Алексей Петрович Боголюбов (1824 – 1896), блистательный мастер морских и батальных пейзажей. Начиная с 1873 года Боголюбов проводил зимние месяцы в европейских странах, много путешествовал, только летом возвращаясь на родину. Жизнерадостный, свежий по колориту пейзаж «Торре дель Греко» (1895) из омского собрания написан художником на берегу Неаполитанского залива во время поездки в Италию. Перед зрителем предстает великолепная панорама Везувия и небольшого городка у его подножия. Пейзаж напоен морским влажным воздухом и ослепительным солнечным светом.
Рим. Деревня. За водой. Конец 1880-х. | |
Г.И. Семирадский | |
Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля |
Генрих Ипполитович Семирадский (1843 – 1902) – один из самых талантливых представителей академической отечественной школы живописи, прославившийся своими картинами «из греко-римской жизни». Большую часть активной жизни художник провел в Италии, ненадолго приезжая по делам в Санкт-Петербург и Варшаву. Популярность он приобрел благодаря масштабным многофигурным композициям, но также писал и небольшие работы, изображающие идиллические сцены на фоне южного пейзажа. Таково полотно «Рим. Деревня. За водой» (конец 1880-х), отмеченное композиционным мастерством и приемами пленэрной живописи. Чарующая южная природа, переданная с необыкновенной убедительностью, не поглощает человека, а лишь подчеркивает его совершенство и красоту.
Образец для подражания
Античная культура сильнейшим образом повлияла на развитие искусства последующих эпох. Трудно переоценить ее значение для западной цивилизации. Археологические открытия XVIII – XIX веков послужили основой для становления стилей классицизма, неоклассицизма, дав вторую жизнь некоторым приемам декорирования и техникам декоративно-прикладного искусства. Следствием раскопок Помпеев и Геркуланума с 1820-х годов стала новая волна «помпеянской моды», оказавшей влияние на все сферы жизни – от интерьеров, мебели и сервизов до предметов женского гардероба. Но наиболее ярко и полно наследие античности проявилось именно в памятниках зодчества. Архитектурный язык классицизма, сформулированный на исходе эпохи Возрождения венецианским мастером Андреа Палладио (1508 – 1580), был перенесен на север, в Англию, где местные архитекторы и инженеры следовали заветам палладианства вплоть до середины XVIII века.
Главной чертой классицизма стало обращение к формам античного зодчества как к эталону гармонии, простоты, строгости, логической ясности и монументальности. Архитектуре классицизма присуща регулярность планировки и четкость объемных форм. Основой его языка стал ордер, в пропорциях и формах близкий к античному. Классицизму также свойственны симметрично-осевые композиции, сдержанность декоративного убранства, регулярная система планировки городов.
Архитектурное наследие Европы и России представлено в экспозиции через гравюру. Так, впервые зрителю демонстрируются листы из серии «Виды ворот и стен Рима» (1832) итальянского гравера Луиджи Ричарделли (1810 – 1865), виды Флоренции Эжена Сисери (1813 – 1890) и Венеции Исидора Лорана Деруа (1797 – 1886). О становлении стиля классицизм в архитектуре России рассказывают гравюры русских мастеров XIX века с видами Санкт-Петербурга.
Толчком к развитию классицистической скульптуры в середине XVIII века послужили сочинения немецкого искусствоведа Иоганна Иоахима Винкельмана (1716 –1768), основоположника современных представлений об археологии, а также материалы раскопок древних городов, расширивших познания современников о ваянии Древней Греции и Рима. В экспозиции показаны как копии с античных памятников («Гермес», «Бюст Венеры Медицейской»), так и работа немецкого мастера эпохи классицизма Йозефа фон Копфа (1827 – 1903) «Женская голова» (вторая половина XIX века).
Раздел дополнен произведениями, сделанными «в подражание грекам и римлянам», среди которых большой интерес представляют гипсовые медальоны и медали (1814 – 1816) Федора Петровича Толстого (1783 – 1873), посвященные событиям Отечественной войны 1812 года. Их отличает ясность классической композиции и строгость рисунка. Художник, увлеченный культурой Древней Греции, в работах, связанных с русской историей, сумел передать свою очарованность искусством античного мира, его благородство и гармонию.
Выставка «Удачная находка в Помпеях» в Новосибирском государственном художественном музее. Фрагмент экспозиции |
Однако наиболее полно идею следования идеалам античности демонстрируют три небольшие картины «Дискобол», «С голубями» и «Ода» кисти Степана Владиславовича Бакаловича (1857 – 1947), до революции входившие в собрание Константина Константиновича Романова. В обрамлении этих произведений, объединенных в триптих, воспроизведены стихотворные строки, принадлежащие перу великого князя, скрывавшего свое имя под криптонимом К. Р.
Три стихотворных отрывка, вошедших в цикл «Гекзаметр», он создал летом 1888 года в подражание Гомеру. В их основу легли его собственные впечатления и наблюдения. Поэтические строки были отредактированы другом Константина Константиновича А.А. Фетом, после чего великий князь обратился к известному художнику С.В. Бакаловичу, чтобы тот создал живописные произведения по мотивам его стихов. Картины были написаны, объединены в триптих и обрамлены в бронзовую раму с увековеченными строками поэта К. Р. В таком виде эти работы долгие годы хранились в приемной Мраморного дворца. Позднее их история оказалась навсегда связана с омским музеем.
На выставке также демонстрируется коллекция произведений декоративно-прикладного искусства – предметы мебели и плакетки XIX столетия, украшенные в технике римской мозаики (так называемая «вечная живопись»), каменные вазы русских мастеров и европейский фарфор в «этрусском вкусе».
Литература
1 | Муратов П. Образы Италии : в 3 т. Т. 2 : Рим, Лациум, Неаполь и Сицилия. СПб. : Издат. группа «Азбука – классика», 2009. 352 с. |