Удачная находка в Помпеях.
Наследие античности в искусстве Европы и России

11 января 2020
И.Л. Симонова

 …бесконечная мелодия античности
наложила печать на все искусство Европы.

Вячеслав Иванов
Удачная находка в Помпеях. Отлив с оригинала 1863
  Удачная находка в Помпеях. Отлив с оригинала 1863
  И.-А.-Ж. Мулен
  Омский областной музей изобразительных искусств
имени М.А. Врубеля
 
 
 

Век великих географических открытий уже давно завершился, карта мира полностью сформирована и пестрит туристическими маршрутами. Открытые границы, быстрота, с которой можно попасть на другой конец света, возможности современных гаджетов и Интернета делают путешествия неотъемлемой частью жизни образованного активного человека. Но еще 200 – 300 лет назад позволить себе отправиться в длительные гран-туры (фр. Grand Tour – большое путешествие) могли только представители высшего общества. Такие образовательные поездки, длившиеся иногда несколько лет, были особенно популярны в Англии XVIII века. Маршрут обычно пролегал через Францию и Центральную Европу, однако любимым местом визитов всегда оставалась Италия, где можно было познакомиться с шедеврами античной архитектуры, живописи и скульптуры. Нередко в «большое турне» выезжали и коллекционеры произведений искусства, благодаря которым значительная часть художественного наследия Ренессанса и античности попала в частные собрания Великобритании и некоторых других стран.

Настоящим центром притяжения для путешественников в XVIII – XIX веках стал не Рим, не Венеция, а обнаруженный археологами город Помпеи, погребенный под многометровым слоем лавы и пепла во время катастрофического извержения Везувия 24 августа 79 года. В тот роковой день вулкан, бездействовавший многие столетия, неожиданно пробудился. Густонаселенная цветущая прибрежная зона Неаполитанского залива за считанные часы превратилась в безжизненную пустыню. По оценкам историков и археологов, в Помпеях из 20 000 жителей погибли около 2 000, в Геркулануме проживали примерно 4 000 человек, и большинство из них успели спастись бегством… Со временем трагедия стерлась из людской памяти, и лишь археологические открытия XVIII – XIX веков сделали погибший город знаменитым на весь мир и одним из самых посещаемых в Италии.

Об этом пишет П.П. Муратов в трехтомном сочинении «Образы Италии» (1911 – 1912), в буквальном смысле ставшим настольным для не одного поколения русской интеллигенции. Необычайной поэзией наполнены строки историка искусств, посвященные погибшему городу: «У входа в Помпеи удивляет вечное стечение иностранцев, не зависящее ни от часа дня, ни от времени года. <…> Сто лет Помпеи свидетельствуют о том могущественном желании прикоснуться к античному, которое скрывается где-то в душе современного человека. <…> Чувство камня, одно из важнейших чувств античного существования, можно испытать на улицах Помпеи с необычайной силой. И жар солнца также нигде не ощущается острее, чем на этих каменных улицах» [1, с. 272]. И вслед за путешественниками XVIII – XIX веков мы приглашаем вас окунуться в мир античности.

***

Выставка из собрания Омского областного музея изобразительных искусств имени М.А. Врубеля, начавшая работу в Новосибирске в декабре 2019 года, получила свое название благодаря центральному произведению экспозиции – бронзовой скульптуре «Удачная находка в Помпеях» (по образцу 1863 года) французского мастера Ипполита-Александра-Жюльена Мулена (1832 – 1884). Она была создана под впечатлением от статуи танцующего божества плодородия, обнаруженной археологами в 1830 – 1832 годах в построенном во II веке до нашей эры «Доме Фавна» в погибшем городе.

Выставка состоит из трех тематических блоков: «Открытия и находки», «Путешествия и впечатления» и «Образец для подражания». Первый из них знакомит с наследием древних цивилизаций и демонстрирует подлинные образцы античного искусства. Второй раздел рассказывает об отражении в живописных и графических работах впечатлений художников от поездок по Греции и Италии, а также призывает задуматься о хрупкости самой совершенной цивилизации перед неконтролируемыми силами природы. Третья часть экспозиции «Образец для подражания» повествует о влиянии наследия античности на европейское и русское искусство и становлении стиля классицизм.

Находки и открытия

XVIII – XIX столетия – время грандиозных и непревзойденных до сегодняшнего дня открытий: раскопок Помпеев, Геркуланума, Стабий, оказавших огромное влияние на все сферы европейской культуры. Пристальное внимание к наследию древних цивилизаций, сложение знаменитых музейных собраний (Лувра, Британского музея, Национального музея Неаполя и других), появление фундаментальных исторических трудов, включающих огромное количество иллюстраций – памятников античного искусства и архитектуры, с документальной точностью запечатленных знаменитыми художниками и граверами, – все это как нельзя лучше характеризует эпоху классицизма.

Руины криптопортика на вилле Домициана. Около 1767
  Руины криптопортика на вилле Домициана. Около 1767
  Дж.Б. Пиранези
  Омский областной музей изобразительных искусств
имени М.А. Врубеля
 
 
 

Отдельное место на выставке отведено творчеству великого итальянского художника-гравера, археолога и архитектора Джованни Баттиста Пиранези (1720 - 1778), принимавшего участие в раскопках Помпеев и Геркуланума. Он занимался обмерами древних памятников, зарисовывал найденные при раскопках скульптуры и произведения декоративно-прикладного искусства, а также был страстным коллекционером – его мастерскую в Риме, полную античных мраморов, описывали многие путешественники. Большую часть на­сле­дия Пиранези со­став­ля­ют се­рии на ар­хео­ло­гические те­мы, сре­ди кото­рых глав­ная – «Рим­ские древ­но­сти»: 218 гра­вюр с об­ме­ра­ми, пла­на­ми и вида­ми римских со­ору­же­ний. Три из них представлены на выставке. Их до­пол­ня­ют листы, посвя­щен­ные па­мят­ни­кам Кастель-Гандольфо, Аль­ба­но, Ко­ры, от­ли­чаю­щие­ся документальной точностью и необычными композиционными ре­ше­ния­ми.

Восхищение величием древней цивилизации в сочетании с осознанием неизбежности ее гибели – вот основной мотив творчества Пиранези. Сре­ди огромного количества гравюр вы­де­ля­ет­ся его се­рия «Ви­ды Ри­ма» из 137 офортов, работу над которой художник начал в 1748 году и вел на протяжении всей жизни. Полностью она была опубликована уже после смерти автора его сыном Франческо Пиранези (1758 – 1810) и за­няла центральное ме­сто в ис­то­рии рим­ской ве­ду­ты, вызвав­ впоследствии множе­ст­во под­ра­жа­ний. Произведения Пиранези считаются культурным достоянием Италии. После смерти мастера гравированные медные доски были выкуплены Папой Римским и в настоящее время хранятся в государственной Калькографии.

Говоря об искусстве Греции и Рима, мы всегда вспоминаем великолепные образцы скульптуры. На выставке можно познакомиться с подлинными фрагментами древних памятников, а также копиями XIX века с античных оригиналов. Впервые зрителям представлены гравюры итальянских мастеров Карло Нолли (1724 – 1770?/1775) и Франческо Сиппароли со статуями римских богов по рисункам Николо Ванни, вошедшие в издание «Картины античного Геркуланума» (Le Pitture Antique d’Ercolano. Napoli, 1757 – 1779). Коллекцию гемм, инталий и слепков с античных образцов дополняют демонстрируемые впервые гравированные листы из серии «Геммы», выполненной  итальянскими мастерами XVIII века.

Омский музей также обладает небольшой, но содержательной коллекцией античных древностей. Первые экспонаты – «раскопочные фигурки и кусочки»: амулеты из фаянса, стеклянные бусины, украшения из цветных и драгоценных металлов, резные камни и литики - поступили в собрание Западно-Сибирского Краевого музея из Ленинградского отделения Государственного музейного фонда в 1924 – 1928 годах. Коллекция была дополнена в 1988 году, когда из Государственного Эрмитажа были переданы изделия античного художественного ремесла – материалы раскопок Северного Причерноморья, включающие различные типы керамических сосудов и терракотовые статуэтки.

Путешествия и впечатления

Окончание эпохи гран-туров наступило в конце XVIII – начале XIX века, вместе с Великой французской революцией и последующими наполеоновскими войнами, сделавшими длительные поездки в Италию невозможными. Именно поэтому путешественники для встречи с идеалами классического искусства направлялись в другой регион, в Грецию, в то время входившую в состав Османской империи.

Юго-западный вид Эрехтейона. 1820
  Юго-западный вид Эрехтейона. 1820
  Р. Хевелл. По рисунку Э. Додвелла и С. Помарди
  Омский областной музей изобразительных искусств
имени М.А. Врубеля
 
 
 

Именно впечатления от путешествий 1801, 1805 и 1806 годов по Греции художника и археолога ирландского происхождения Эдварда Додвелла (1767 – 1832) и его спутника, итальянского художника Симона Помарди (1757 – 1830) отражены в цветных гравюрах английских мастеров, созданных по их рисункам для альбома «Виды Греции, c тридцатью раскрашенными гравюрами» (1821). В экспозиции представлены шесть листов 1819 – 1820 годов с изображениями знаменитых архитектурных памятников Древней Греции – Парфенона, храмов Аполлона и Юпитера, Львиных ворот в Микенах, въезда в Афины. В творчестве Додвелла и Помарди также сквозит идея, провозглашенная лордом Байроном и сразу же затронувшая все прогрессивные умы Европы: «Греция должна быть свободной!».

В середине XIX столетия на смену гран-турам пришли образовательные и пенсионерские поездки, имевшие сходные цели, но проводимые гораздо более скромно. Все они нашли отражение в живописных и графических работах. Результатом переосмысления увиденного стали идеализированные, окутанные романтическим флером итальянские и греческие пейзажи, мифологические сюжеты и жанровые сцены на античные темы.

Южная красота итальянского побережья воплощена в романтическом пейзаже «Остров Капри» (1857) кисти Льва Феликсовича Лагорио (1827 – 1905), одного из самых известных русских художников-маринистов, ученика М.Н. Воробьева и И.К. Айвазовского. В течение восьми лет Лагорио жил в Италии и за работы, созданные там, по возвращении в Россию получил чин профессора Академии.

Везувий. 1897
  Везувий. 1897
  Г.П. Кондратенко
  Омский областной музей изобразительных искусств
имени М.А. Врубеля
 
 
 

«Везувий» (1897) кисти Гавриила Павловича Кондратенко (1854 – 1924) был создан во время длительного путешествия художника по Италии и Греции (1890 – 1900-е). На полотне запечатлен вид на город Торре-дель-Греко, порт на побережье Неаполитанского залива, построенный в 1631 году на лаве, оставшейся после катастрофического извержения 79 года. Безмятежностью и умиротворением прозрачного утра наполнен пейзаж с рыбацкой лодкой на первом плане и белоснежными парусами у горизонта. Лишь руины древних зданий да курящийся над вулканом дымок напоминают о некогда свершившейся здесь трагедии...

К этой же теме обращается Алексей Петрович Боголюбов (1824 – 1896), блистательный мастер морских и батальных пейзажей. Начиная с 1873 года Боголюбов проводил зимние месяцы в европейских странах, много путешествовал, только летом возвращаясь на родину.  Жизнерадостный, свежий по колориту пейзаж «Торре дель Греко» (1895) из омского собрания написан художником на берегу Неаполитанского залива во время поездки в Италию. Перед зрителем предстает великолепная панорама Везувия и небольшого городка у его подножия. Пейзаж напоен морским влажным воздухом и ослепительным солнечным светом.

Рим. Деревня. За водой. Конец 1880-х.
  Рим. Деревня. За водой. Конец 1880-х.
  Г.И. Семирадский
  Омский областной музей изобразительных искусств
имени М.А. Врубеля
 
 
 

Генрих Ипполитович Семирадский (1843 – 1902) – один из самых талантливых представителей академической отечественной школы живописи, прославившийся своими картинами «из греко-римской жизни». Большую часть активной жизни художник провел в Италии, ненадолго приезжая по делам в Санкт-Петербург и Варшаву. Популярность он приобрел благодаря масштабным многофигурным композициям, но также писал и небольшие работы, изображающие идиллические сцены на фоне южного пейзажа. Таково полотно «Рим. Деревня. За водой» (конец 1880-х), отмеченное композиционным мастерством и приемами пленэрной живописи. Чарующая южная природа, переданная с необыкновенной убедительностью, не поглощает человека, а лишь подчеркивает его совершенство и красоту.

Образец для подражания

Античная культура сильнейшим образом повлияла на развитие искусства последующих эпох. Трудно переоценить ее значение для западной цивилизации. Археологические открытия XVIII – XIX веков послужили основой для становления стилей классицизма, неоклассицизма, дав вторую жизнь некоторым приемам декорирования и техникам декоративно-прикладного искусства. Следствием раскопок Помпеев и Геркуланума с 1820-х годов стала новая волна «помпеянской моды», оказавшей влияние на все сферы жизни – от интерьеров, мебели и сервизов до предметов женского гардероба. Но наиболее ярко и полно наследие античности проявилось именно в памятниках зодчества. Архитектурный язык классицизма, сформулированный на исходе эпохи Возрождения венецианским мастером Андреа Палладио (1508 – 1580), был перенесен на север, в Англию, где местные архитекторы и инженеры следовали заветам палладианства вплоть до середины XVIII века.

Главной чертой классицизма стало обращение к формам античного зодчества как к эталону гармонии, простоты, строгости, логической ясности и монументальности. Архитектуре классицизма присуща регулярность планировки и четкость объемных форм. Основой его языка стал ордер, в пропорциях и формах близкий к античному. Классицизму также свойственны симметрично-осевые композиции, сдержанность декоративного убранства, регулярная система планировки городов.

Архитектурное наследие Европы и России представлено в экспозиции через гравюру. Так, впервые зрителю демонстрируются листы из серии «Виды ворот и стен Рима» (1832) итальянского гравера Луиджи Ричарделли (1810 – 1865), виды Флоренции Эжена Сисери (1813 – 1890) и Венеции Исидора Лорана Деруа (1797 – 1886). О становлении стиля классицизм в архитектуре России рассказывают гравюры русских мастеров XIX века с видами Санкт-Петербурга.

Толчком к развитию классицистической скульптуры в середине XVIII века послужили сочинения немецкого искусствоведа Иоганна Иоахима Винкельмана (1716 –1768), основоположника современных представлений об археологии, а также материалы раскопок древних городов, расширивших познания современников о ваянии Древней Греции и Рима. В экспозиции показаны как копии с античных памятников («Гермес», «Бюст Венеры Медицейской»), так и работа немецкого мастера эпохи классицизма Йозефа фон Копфа (1827 – 1903) «Женская голова» (вторая половина XIX века).

Раздел дополнен произведениями, сделанными «в подражание грекам и римлянам», среди которых большой интерес представляют гипсовые медальоны и медали (1814 – 1816) Федора Петровича Толстого (1783 – 1873), посвященные событиям Отечественной войны 1812 года. Их отличает ясность классической композиции и строгость рисунка. Художник, увлеченный культурой Древней Греции, в работах, связанных с русской историей, сумел передать свою очарованность искусством античного мира, его благородство и гармонию.

Выставка Удачная находка в Помпеях в Новосибирском государственном художественном музее. Фрагмент экспозиции
  Выставка «Удачная находка в Помпеях» в Новосибирском государственном художественном музее. Фрагмент экспозиции
 
 
 

Однако наиболее полно идею следования идеалам античности демонстрируют три небольшие картины «Дискобол», «С голубями» и «Ода» кисти Степана Владиславовича Бакаловича (1857 – 1947), до революции входившие в собрание Константина Константиновича Романова. В обрамлении этих произведений, объединенных в триптих, воспроизведены стихотворные строки, принадлежащие перу великого князя, скрывавшего свое имя под криптонимом К. Р.

Три стихотворных отрывка, вошедших в цикл «Гекзаметр», он создал летом 1888 года в подражание Гомеру. В их основу легли его собственные впечатления и наблюдения. Поэтические строки были отредактированы другом Константина Константиновича А.А. Фетом, после чего великий князь обратился к известному художнику С.В. Бакаловичу, чтобы тот создал живописные произведения по мотивам его стихов. Картины были написаны, объединены в триптих и обрамлены в бронзовую раму с увековеченными строками поэта К. Р. В таком виде эти работы долгие годы хранились в приемной Мраморного дворца. Позднее их история оказалась навсегда связана с омским музеем.

На выставке также демонстрируется коллекция произведений декоративно-прикладного искусства – предметы мебели и плакетки XIX столетия, украшенные в технике римской мозаики (так называемая «вечная живопись»), каменные вазы русских мастеров и европейский фарфор в «этрусском вкусе».

Литература


1 Муратов П. Образы Италии : в 3 т. Т. 2 : Рим, Лациум, Неаполь и Сицилия. СПб. : Издат. группа «Азбука – классика», 2009. 352 с.