Проблемы реконструкции парка Юаньминъюань в Пекине в контексте политико-экономических процессов в современном обществе

08 апреля 2020
А.С. Румянцева
Фонтан Дашуйфа из серии тунбаньхуа
  Фонтан Дашуйфа из серии тунбаньхуа. 1786
  Национальная библиотека Франции. Париж
 
 
 

Юаньминъюань (???, Сад совершенной ясности) – знаменитый садово-дворцовый комплекс, расположенный на северо-западе современного Пекина. Он являлся самой крупной и самой изящной императорской резиденцией династии Цин (1644–1912) на протяжении 150 лет, пока не был разрушен в 1860 году англо-французскими войсками в ходе Второй опиумной войны (1856–1860). Несмотря на попытки восстановления, предпринятые императорской династией, нанесенный ущерб оказался необратимым, и сад превратился в руины. В современном Китае парк Юаньминъюань служит важным национальным символом и в то же время - свидетельством империалистической агрессии, превратившей страну в полуколонию. Именно поэтому реконструкция парка сегодня вызывает интерес и многочисленные споры в обществе.

В предыдущей статье, опубликованной в журнале «Художественный музей» в 2019 году [1], мы подробно проанализировали историю комплекса Юаньминъюань, отметив, что его драматическая судьба по-прежнему приковывает к себе пристальное внимание и вызывает озабоченность общественности. На этот раз мы остановимся на реконструкции этого парка и проблемах, связанных с ней.

Парк Юаньминъюань начал строиться во время правления императора Канси в 1707 году, в подарок его сыну – будущему императору Юнчжэну. Начиная с Юнчжэна, все последующие императоры проживали в резиденции Юаньминъюань большую часть года. Здесь, кроме всей необходимой инфраструктуры для обеспечения жизни императора, содержались и административные органы для управления страной. Можно сказать, что Юаньминъюань стал вторым политическим центром государства. Этому месту на протяжении всего его существования уделялось большое внимание, «можно без преувеличения сказать: один Юаньминъюань – половина истории династии Цин» [4, с. 4].

Сады Юаньминъюань стали своего рода квинтэссенцией принципов китайского садово-паркового искусства, так как здесь были воссозданы рукотворные пейзажи и юга, и севера страны. Комплекс располагался среди озер на многочисленных островах, на которых, в свою очередь, в большом количестве были воздвигнуты архитектурные постройки в китайском классическом стиле. Однако, несмотря на приверженность традициям, в парке Юаньминъюань по указу императора Цяньлуна был построен дворцовый комплекс Сиянлоу (Западные павильоны) в европейском стиле. Это был первый подобный случай в истории китайского садово-паркового искусства, западные элементы никогда ранее не применялись при создании садов. Проектом занимались монахи-иезуиты, служившие при дворе, – итальянский художник и архитектор Джузеппе Кастильоне (1688–1766) и французский ученый Мишель Бенуа (1715–1774). Европейские дворцы и фонтаны, выполненные в стиле итальянского барокко, были умело вписаны в пространство парка и не нарушали его единства и гармонии, архитекторам удалось скрыть их за естественным ландшафтом. Строительство подобного комплекса говорит об увеличении интереса к западной культуре со стороны императорского двора и является свидетельством культурного обмена между двумя цивилизациями.

Руины фонтана Дашуйфа
  Руины фонтана Дашуйфа
 
 
 

Разрушение комплекса Юаньминъюань иностранными захватчиками следует рассматривать в контексте конфликта Китая и западных держав в XIX веке. Несмотря на все привилегии, полученные после Первой опиумной войны (1840–1842) по Нанкинскому договору, Великобритания старалась еще больше расширить свое влияние и утвердиться в Китае. Недавно взошедший на престол император Сяньфэн, в свою очередь, пытался исправить неблагоприятное положение дел. «Стремление Великобритании пересмотреть договор, чтобы получить дополнительные привилегии, таким образом, встретило упорное сопротивление и в конечном итоге привело к началу Второй опиумной войны и сожжению Юаньминъюань» [3, р. 133].

 Под огромным военным давлением, находясь в безвыходном положении, цинский двор подписал 26 июня 1858 года унизительные Тяньцзиньские трактаты, которые предоставляли западным державам еще больше прав. Трактаты требовали ратификации в столице, и иностранные представители направились в Пекин. Однако ратификация не состоялась, поскольку англо-французские делегаты подверглись нападению китайских войск под руководством генерала Сэнгэринчена в 1859 году. В 1860 году союзные войска начали наступление на Пекин, чтобы заставить китайскую сторону выполнять договорные обязательства. 6 октября 1860 года англо-французская армия вторглась в императорскую резиденцию, началось варварское разграбление садов, а 18 октября Юаньминъюань был полностью охвачен огнем. Большая часть архитектурных сооружений погибла, в особенности павильоны в китайском стиле, так как они были выполнены преимущественно из дерева. Великолепные сады обратились в руины. «Разрушение парка Юаньминъюань сыграло центральную роль в становлении китайского национализма и, вероятно, ускорило падение династии Цин» [2, р. 60].

На проблему защиты этого памятника культурного наследия обратили внимание только после основания КНР, тогда же начали предприниматься первые шаги по обеспечению его охраны. В то время главной проблемой, находящейся в центре обсуждения, был вопрос о необходимости реконструкции парка вообще. В 1980-е годы разгорелись споры, в ходе которых китайская общественность разделилась на два лагеря: за оставление руин и за проведение реконструкции. Первые настаивали на том, что, поскольку сад уже находится в руинах, любые изменения в нем будут осквернением и предательством истории, соответственно воссоздание не должно проводиться. Сторонники реконструкции говорили о том, что должны быть восстановлены ландшафт, растительные насаждения и не менее 10% архитектурных объектов, - это позволит защитить оставшиеся руины, провести исследования, а также более наглядно продемонстрировать стиль и монументальность разрушенного сада. Споры были оперативно подавлены, и восстановительные работы все же начали проводиться. Итогом стало официальное открытие парка руин Юаньминъюань в 1988 году.

Отреставрированный павильон Вэньшутин
  Отреставрированный павильон Вэньшутин
 
 
 

Закономерно возникает проблема финансирования реконструкции столь масштабного комплекса, отчасти эта же проблема объясняет и невозможность полного его восстановления. По предварительным оценкам, стоимость таких работ составляет не менее 50 млрд юаней. К сожалению, ни администрация парка, ни правительство не в силах предоставить необходимое количество денежных средств; в связи с этим может активизироваться процесс коммерциализации культурного наследия, что нередко встречается и в мировой практике. Данное явление в первую очередь связано с распространением культуры потребления и ростом популярности туризма. Эта тенденция приводит к тому, что руководство исторических объектов не может игнорировать предпочтения масс – приходится выбирать между сохранением исключительно исторических и образовательных аспектов памятника и запросами потребителя. В подобной ситуации необходимо искать некий компромисс без перегибов в ту или иную сторону. Однако даже прибыль от коммерциализации в любом случае не способна покрыть расходы по реконструкции, а, следовательно, требуется привлечение инвесторов и сторонних источников дохода.

Невозможность полной реконструкции также связана и с недостатком источников, по которым можно было бы восстановить первоначальный облик сада. В этом случае китайские специалисты сталкиваются с проблемой ее достоверности. Реконструкцию обязательно должно предварять подробное изучение восстанавливаемого объекта, иначе она не будет иметь исторической ценности. Почти все постройки были утрачены из-за недолговечности деревянных строительных материалов, а растительные насаждения претерпели большие изменения в силу их естественного роста. Художественных источников, изображающих или описывающих первозданный вид парка, довольно мало (в их числе – единственный сохранившийся альбом «Картины и стихи сорока пейзажей Юаньминъюань», серия гравюр тунбаньхуа, карты, стихи и некоторые другие). Даже если будут найдены подробные планы, ученые утверждают, что технически будет невозможно достичь былого уровня мастерства. Любая реконструкция садов окажется лишь приблизительной версией навсегда утерянного величия.

В настоящее время дворцовый комплекс Юаньминъюань превратился в своеобразный национальный символ: правительство активно использует парк в качестве базы для патриотического воспитания граждан, тем самым пропагандируя доминирующие ценности и удовлетворяя свои политические интересы. История разрушения парка включена в школьные программы, китайскую молодежь регулярно привозят туда на экскурсии. В целом концепция культурного памятника на сегодняшний день выстроена так, что материалы, содержащиеся там, ярко выражают антизападные настроения. Учитывая драматическую историю парка, очевидно, что он хорошо подходит для конструирования определенной модели национального сознания. Это выгодно для государства, но может привести к искажению исторических фактов, что совершенно недопустимо. В связи с этим перед китайским правительством стоит амбициозная задача выстраивания адекватной концепции парка, не допускающей перегибов и не создающей основы для развития ксенофобии.

Руины моста в Юаньминъюань
  Руины моста в Юаньминъюань
 
 
 

В случае восстановления части дворцов можно столкнуться с проблемой нехватки экспонатов в коллекции парка для демонстрации посетителям. От этого парк страдает уже в настоящее время. Реконструкция должна быть целесообразной, однако в подобной ситуации восстановление дворцов будет бессмысленным, так как туда попросту будет нечего поместить. Данная проблема поднимает деликатный вопрос о реституции культурных ценностей. Многочисленные произведения искусства, хранившиеся в дворцах, были разграблены и вывезены за пределы страны в ходе событий 1860 года. Китайские эксперты считают, что сегодня около миллиона экспонатов хранится в более чем 200 музеях в 47 странах; некоторые находятся в частных коллекциях. Основная трудность при возращении таких предметов заключается в отсутствии письменных источников, документирующих то, что они были захвачены британскими и французскими войсками. Тем не менее, большая часть китайских коллекций крупных музеев Европы и Северной Америки состоит из предметов, изъятых из комплекса Юаньминъюань. Однако очевиден и тот факт, что реституция культурных ценностей является политически окрашенным шагом и влечет за собой длительные дипломатические процедуры.

Случается, что некоторые из этих ценностей попадают на аукционы, где беспрепятственно продаются, что, бесспорно, вызывает негодование китайской общественности. Сегодня их возвращение в Китай происходит лишь путем пожертвований от людей, выкупивших их на аукционах. Вопрос реституции ценностей требует огласки и решения на мировом уровне, где этими вопросами занимается Межправительственный комитет ЮНЕСКО по содействию возвращению культурных ценностей странам их происхождения или их реституции в случае незаконного присвоения.

Парк Юаньминъюань является ценнейшим памятником мирового культурного наследия, требующим защиты и дальнейшего изучения. Несмотря на то, что его реконструкция вызывает многочисленные споры и связана с немалым количеством проблем, думается, что она все же необходима. Шедевр садово-паркового искусства XVII–XIX веков, равно как и сведения о его драматической судьбе, несомненно, следует сохранить и передать для следующих поколений, а, значит, проблемы требуют поиска решений. По большей части, поле для решения этих проблем лежит в области политики и экономики. К сожалению, эти две сферы могут иметь негативное влияние на выстраивание концепции парка и ход его реконструкции, тем самым нанося ущерб исторической ценности культурного памятника.

Литература


1 Румянцева А. С. Драматическая судьба парка Юаньминъюань в Пекине // Художественный музей. №1 (35).
2 Broudehoux Anne-Marie. The Making and Selling of Post-Mao. London : Routledge, 2004. 270 р.
3 Wong Young-tsu. А Paradise Lost. Honolulu : University of Hawai’i Press, 2001. 288 р.
4 Лю Ян. Юаньминъюань гуши [??????]. История парка Юаньминъюань. Пекин : Гугун чубаньшэ, 2017. 364 с. (на кит. яз.).

В статье использованы иллюстрации из следующих источников


1 Национальная библиотека Франции, Париж.
2 Фото: Елена Войтишек, 2019.
3 Отреставрированный павильон Вэньшутин. Лю Ян. Юаньминъюань гуши [??????]. История Юаньминъюань. Пекин : Гугун чубаньшэ, 2017. С. 355 (на кит. яз.).
4 Фото: Елена Войтишек, 2019.