Искусство концептуализма в Японии: деятельность арт-коллектива «Chim?Pom» и «общественно-полезное хулиганство»

08 апреля 2020
А.Д. Подъячева
Арт-коллектив «Chim?Pom» в полном составе
  Арт-коллектив «Chim?Pom»
в полном составе
 
 
 

В современном японском обществе вместе с развитием информационных технологий, а также с нарастанием глобалистских тенденций мы можем наблюдать определенные трансформационные тенденции в сфере культуры и искусства. В культурное поле традиционного искусства с его многовековой историей все активнее врывается искусство модернизма и концептуализма.

В отличие от монистических художественных течений, которые опираются на единую систему представлений о целях, методах и средствах искусства, концептуальному искусству свойственен плюрализм, отказ от канонов и эстетических норм, свободное отношение к классике и традиции. Более того, основываясь порой на невыразимом в устойчивых и четких формах чувственном мире, оно находится в поиске новых, еще не исследованных образов и способов эмоционального воздействия на зрителя. Отдельные художественные направления концептуализма могут выступать в качестве инструмента для прогрессивных изменений в обществе. Произведения выстраиваются и создаются на основе произошедшего события и чаще всего представляют собой ответную реакцию на него – будь то экономические или политические реформы, общественные конфликты, природные бедствия и др. И если ранее японские художники почти не касались в своем творчестве социально-политических проблем, то современные концептуалисты готовы произвести революцию не только в искусстве, но и в умах.

Так, появление на художественной арене арт-коллектива «Chim?Pom» известного своими провокационными проектами, можно считать важным признаком трансформации в современном японском искусстве. Коллектив, в который входят шесть человек (Элли, Усиро Рюта, Хаяси Ясутака, Окада Масатака, Мидзуно Тосинори, Инаока Мотому), был образован в Токио в 2005 году. В начале своего творческого пути группа не была специально нацелена на искусство, их скорее интересовало создание захватывающих и неординарных проектов с использованием видеоконтента в качестве основного инструмента запечатления и распространения своих работ. Один из членов группы, Хаяси Ясутака говорит: «В то время мы думали, что хотим создать нечто иное – что-то, что отличается от современных тенденций» [3].

Инсталляция «Супер-крыса»
  Инсталляция «Супер-крыса»
 
 
 

Если говорить о влияниях на творчество коллектива, то здесь стоит отметить работы таких современных японских художников как Мураками Такаси и Макото Айда. Их готовность погрузиться в новые и еще непопулярные темы и образы, а также провокационность их проектов вдохновили коллектив «Chim?Pom» на то, чтобы реализовать собственные идеи. Но источники вдохновения, которое черпала группа «Chim?Pom» для создания собственных работ, не ограничиваются лишь деятельностью других художников. «Мы верили в японскую культуру: телевидение, анимэ, манга и так далее. Именно такие интересные вещи, а не конкретные художники или другие люди, оказали на нас большое влияние», – продолжает Хаяси Ясутака [3]. Более того, для членов коллектива были важны программы, которые выходили на канале MTV, поскольку этот канал представлял важные тенденции поп-культуры в начале 2000-х годов. Это влияние, несомненно, сказывается в некоторых ранних работах арт-группы – здесь и обращение к провокационным темам, и смелые методы в исполнении перфомансов. Уже в настоящее время группа выделилась среди других концептуалистов благодаря юмору и сатире, которые они используют в своих работах, чтобы пролить свет порой на очень серьезные и противоречивые темы.

Проект «Супер-крыса» увидел свет в 2006 году. Предварительно выловив крыс в районе Сибуя – центра моды и ночной жизни Токио, – участники «Chim?Pom» сделали из них чучела и выкрасили в желтый цвет с добавлением румянца на щеках, а в хвосты вставили проволоку, чтобы придать им зигзагообразную форму. Так уличные грызуны приняли облик культового персонажа – покемона Пикачу, популярного не только в Японии, но и во всем мире. С одной стороны, заявляют члены группы «Chim?Pom», это попытка показать оборотную сторону Токио, о котором все отзываются как о красивом и чистом городе. А с другой стороны, это еще и ирония над «покемономанией», которая не отпускает японцев всех возрастов, от мала до велика. В то же время данный проект представляет собой попытку художников превратить «ковайное» (страшное) в «кавайное» (милое) [1, с. 25–30]. Примечательно, что в феврале 2012 года этот проект собрал вокруг себя больше всего зрителей, будучи частью экспозиции в рамках выставки «Двойная перспектива: современное искусство Японии», проходившей в Московском музее современного искусства. Разумеется, посетители музея увидели не изначальную работу, а ее превращенный в форму видеоинсталляции образ: в качестве главных героев выступили те же желтые грызуны, которые, если соотносить их с пропорциями окружающих небоскребов, были размером с Годзиллу.

Акция «Черная смерть»
  Акция «Черная смерть»
 
 
 

В 2007 году группа «Chim?Pom» провела необычную акцию под названием «Черная смерть». Управляя рупором с записанными звуками птиц и используя чучело вороны в качестве приманки, участники акции направили ворон к зданию парламента Японии, а также к Токийской башне и к крупному торговому центру в районе Сибуя, находящемуся неподалеку от галереи, где в этот момент открывалась выставка самой группы. Как отмечает член коллектива, Инаока Мотому, в Токио существует проблема не только с крысами, но и с воронами: они наносят большой ущерб, могут даже напасть на прохожих, а бороться с вредителями стало крайне трудно ввиду выработавшейся устойчивости их организмов к ядохимикатам. Рост и индустриальное развитие японских мегаполисов, несомненно, вызвали увеличение объемов отходов, производимых людьми, а это, в свою очередь, повлияло на рост популяции животных-вредителей. В следующие годы подобная идея «бедствия», спровоцированного человеческой деятельностью, становится одной из основных в работах коллектива и начинает встречаться все чаще [4].

Так, несанкционированная акция «Level 7» посвящена теме атомной энергетики: легендарную фреску Окамото Таро «Миф о завтрашнем дне», которая находится на оживленной железнодорожной станции Сибуя и иллюстрирует опустошение, вызванное ядерными бомбардировками городов Хиросима и Нагасаки, участники «Chim?Pom» дополнили фрагментом с изображением ядерного взрыва, произошедшего в префектуре Фукусима в марте 2011 года. Основная идея здесь – попытка группы показать, что история атома внутри истории Японии сливается в единую продолжающуюся линию: бомбардировка японских городов, использование мирного атома и случившаяся трагедия на Фукусима [4].

Участник «Chim?Pom» Мидзуно Тосинори поднимает красную судейскую карточку на ядерном реакторе АЭС «Фукусима-1»
  Участник «Chim?Pom» Мидзуно Тосинори поднимает красную судейскую карточку на ядерном реакторе АЭС «Фукусима-1»
 
 
 

Проблеме техногенной катастрофы, произошедшей на Фукусима, участники группы посвятили работы и другого характера. Через месяц после случившегося члены группы «Chim?Pom» надели защитные костюмы и проникли в зону строгого режима безопасности вокруг АЭС «Фукусима-1». Как сообщает один из членов коллектива Мидзуно Тосинори, он был страшно напуган во время съемок – на фотографии запечатлено, как стоя на треснувшем куполе ядерного реактора, он поднимает вверх судейскую карточку красного цвета. Но ни возможность ареста, ни самый высокий уровень радиоактивного излучения, который зафиксировал на месте дозиметр, не помешали группе «Chim?Pom» провести эту акцию. По случаю четвертой годовщины ядерной катастрофы, в августе 2015 года, участники группы выступили организаторами выставки «Don’t follow the wind», которая была открыта в трех зданиях, находящихся в зоне отчуждения вокруг АЭС «Фукусима-1». Экспозиция включала в себя проекты двенадцати известных современных художников из разных стран, среди которых были Ай Вэйвэй, Миянага Айка, Такэути Кота, Коидзуми Мэйро, Ахмет Огют, Тревор Паглен и др. По словам членов арт-группы, данная выставка служит памятником национальной катастрофы и ее продолжающихся последствий и будет действовать до тех пор, пока территория вокруг АЭС снова не станет безопасным местом для всего населения [2].

Уместно задаться вопросом, как же относятся японские власти к творчеству и деятельности группы «Chim?Pom», поскольку это не политизированный арт-коллектив, их акции и перфомансы не направлены против правительства и власти. Участники группы никогда не задавались целью специально привлекать внимание полиции или правительственных органов. Тем не менее, им важен эмоциональный отклик зрителя, важно вывести его из этической зоны комфорта и показать обществу его неприглядные стороны. Творчество группы «Chim?Pom» нельзя определить лишь как морально-провокационное, поскольку, на самом деле, их деятельность глубоко гражданственна и социальна и, скорее, может быть названа «общественно-полезным хулиганством».

Литература


1 Chim?Pom. Гэйдзюцу дзикко:хан [?????]. Нарушители искусств. Токио : Асахи Сюппанся, 2012. 179 с. (на яп. яз.).
2 Chim?Pom. On working as a collective
3 Chim?Pom. The provocative Japanese art collective that is daring convention
4 Melanie Wilmink. CASE STUDIES: TACTICAL MEDIA – Black of Death

В статье использованы иллюстрации из следующих источников