Вторая жизнь. Новый уровень

12 октября 2020
А.Д. Клушин

10 сентября 2020 года в небольшом зале постоянной экспозиции Новосибирского государственного художественного музея открылась выставка «Вторая жизнь. Новый уровень», посвященная реставрации произведений из музейного собрания. Она продолжает знакомить посетителей с этой работой, важной для каждого музея. Первая выставка под таким названием состоялась в 2003 году и представляла итоги реставрации большой картины новосибирской художницы Н.А. Яновой-Надольской «Жатва» (1934), которую провела реставратор из Томска Н.П. Добрынина. В дальнейшем подобные выставки, рассказывающие о реставрации произведений, принадлежащих музею, проводились с разной периодичностью. Они были посвящены реставрации графики, икон. Большую выставку реставрированной живописи из музейных коллекций Сибири организовала в наших стенах Н.П. Добрынина, которая много лет сотрудничала с нашим музеем. Она вела активную работу со многими музеями Западной Сибири, реставрируя их экспонаты, порой находившиеся в плачевном состоянии. Что греха таить, многие сибирские музеи не имеют своих реставраторов, а прибегать к помощи московских специалистов бывает для них затруднительно. Нынешняя выставка знакомит нас с возвращенными к новой жизни иконами, картинами и предметами декоративно-прикладного искусства. Это сделано руками наших замечательных реставраторов.

Иоанн Креститель. Фрагмент До реставрации
  Иоанн Креститель. Фрагмент
До реставрации
  Неизвестный художник. Италия. Конец XVII – начало XVIII века
 
 
 
Иоанн Креститель. Фрагмент После реставрации
  Иоанн Креститель. Фрагмент. После реставрации
Художник-реставратор III категории Ю.В. Васильева
  Неизвестный художник. Италия. Конец XVII – начало XVIII века
 
 
 

Именно благодаря реставрации многие произведения сохранились в мировой культуре. Роль реставраторов весьма велика и ныне, так как идет постоянное разрушение памятников культуры и истории в процессе войн, революций, природных катаклизмов. Разрушение памятников может происходить и в мирное время: иногда из-за неподобающих условий хранения, иногда в результате непонимания их значения и малой образованности тех людей, от которых зависит, каким быть историческому ландшафту в современном обществе (здесь речь идет в первую очередь об архитектуре). Ведь без истории нет и современности.

Главной задачей современной реставрации является создание условий, останавливающих хотя бы на время грозящие памятникам разрушения. Реставрация также помогает в изучении и сохранении произведений искусства, продлевает их жизнь и обеспечивает возможность их дальнейших исследований. В нашем случае картина Н.А. Яновой-Надольской, хранившаяся в запасниках и не известная даже специалистам, после реставрации попала в экспозицию искусства Сибири и Новосибирска и заняла в ней подобающее ей место как важный памятник изобразительного искусства нашего города первых лет формирования его традиций в этой области. 

В нашем музее проблема сохранения художественных ценностей играет важную роль и стоит достаточно остро. Отсутствие современного оборудования не останавливает энтузиазма наших реставраторов. В пределах своих возможностей они делают все, чтобы выполнить работу качественно. В иконописи и классической живописи это, в основном, традиционные приемы удаления поздних записей, восполнения утрат, укрепления красочного слоя и его связи с грунтом, укрепления основы за счет ее дублирования на новый материал, а также устранения ее деформаций. Скульптуру или мелкую пластику тоже нужно освобождать от пыли, восстанавливать утраты и склеивать фрагменты. А в расписной глиняной игрушке, представленной на нашей выставке, возникает необходимость укрепления красочного слоя, как это характерно и для живописи.

Всадник на лошади. Дымковская игрушка
  Всадник на лошади. Дымковская игрушка
Конец 1950-х – начало 1960-х
До реставрации

  Н.П. Максимова
 
 
 
Всадник на лошади. Дымковская игрушка
  Всадник на лошади. Дымковская игрушка
Конец 1950-х – начало 1960-х
После реставрации
Художник-реставратор III категории Е.В. Шептунова
  Н.П. Максимова
 
 
 

В практике реставрации нашего музея теперь имеются достаточно сложные примеры. Уникальным и полезным опытом оказалось разделение живописного произведения Г.Б. Качальского «Девушка у березы» (1957). Эту работу провела реставратор масляной живописи Ю.В. Васильева. В результате подробного профилактического осмотра картины было выяснено, что она написана на картоне, а не на фанере, как было ошибочно указано в инвентарных документах. Фанера в размер картины всего лишь плотно прилегала к раме и служила защитой для ее оборотной стороны. Это было важно для художника, так как на обороте картона была изображена мужская фигура, являвшаяся этюдом для его большого полотна «На передвижной выставке». Это полотно было утрачено в результате пожара в мастерской вместе со многими другими произведениями Г.Б. Качальского. Поэтому этюд, обнаруженный на обороте уже известной работы, приобрел особую ценность. Было принято решение - в первую очередь самим реставратором - о разделении двух изображений. Эта операция была успешно проведена. В прошлом году этюд «Мужчина в телогрейке» стал полноправным участником выставки произведений Г.Б. Качальского, посвященной 100-летию со дня его рождения.

Такие же интересные истории можно было бы рассказать и о других экспонатах. Особенно много тайн хранят иконы. Они наиболее сложны с точки зрения реставрации. Многочисленные записи иногда затемняют определение сюжета, искажают колорит икон, скрывая их праздничную сущность. На данной выставке сделан акцент на самом процессе реставрации. Поэтому самые интересные сведения можно получить из текстов, сопровождающих экспонаты, с описанием проведенных с ними операций и из фотографий, на которых хорошо видны все дефекты произведений до реставрации.

  Богоматерь Казанская со святыми на полях. XIX век
В процессе реставрации
Подведение грунта в местах утрат
 
 
 
  Богоматерь Казанская со святыми на полях. XIX век
После реставрации
Художник-реставратор III категории Т.Г. Щеглова
 
 
 

Хотелось бы отметить родство труда реставраторов с работой врачей. Сейчас очень популярны пластические хирурги, которые пытаются по желанию пациентов продлить молодость внешнего облика человека. Врачи способны заменять внутренние органы людей, укреплять имплантами кости, зубы, улучшать зрение. Реставраторы тоже работают со скальпелями, иглами и шприцами, реставраторы живописи пользуются еще и нитями. В ходу также рентген, просвечивающий проблемные произведения, применение ультрафиолетового и инфракрасного излучений. Кроме того, реставраторы изучают красочные составы и материалы, они помогают ответить на вопросы, когда и где, а, возможно, и кем были созданы те или иные произведения. Сейчас реставрируют всё: от балетных и драматических спектаклей до фильмов и звукозаписей.

В результате благотворного вмешательства реставраторов в жизнь произведений искусства они получают шанс новой жизни, как в современных компьютерных играх. Но тут все серьезнее. Выставка «Вторая жизнь. Новый уровень» – это не игра, это большой шанс для продолжения настоящей жизни, и хотелось бы, чтобы надолго. Эти бесценные, хотя и скромные на первый взгляд непросвещенного человека вещи еще долго будут радовать посетителей музея, давать пищу для исследователей.

Эта выставка – прекрасный пример мастерства наших немногочисленных реставраторов. Их трое: Татьяна Геннадьевна Щеглова, специализирующаяся на иконописи, Юлия Валентиновна Васильева, отвечающая за живопись, и Елена Валентиновна Шептунова, отдающая свои силы и умение спасению предметов прикладного искусства.