Воспоминания о войне
Мое блокадное детство. 1985. Из серии «Пулковский меридиан» | |
Е.И. Коньков |
Великая Отечественная война – общая боль, общая память, общая Победа. Все меньше остается людей, бывших ее очевидцами. Но по-прежнему много тех, в чью жизнь она безжалостно вмешалась - голодным детством, потерянными близкими. И до сих пор актуальна тема войны во всех видах искусства, в том числе и в изобразительном.
Хочется остановиться подробнее на нескольких графических листах из фондов Новосибирского художественного музея, созданных в 1970 - 1980-е годы. Кто-то из их авторов встретил войну в сознательном возрасте, кто-то - ребенком, чьи воспоминания и взрослое осмысление пережитого воплотились позднее в художественные образы. Кто-то родился после Победы и знает о войне лишь по рассказам. Но всех, так или иначе, коснулась трагедия войны. И возникли эти произведения, столь разные и в то же время имеющие общую духовную основу.
Известный российский график Евгений Илларионович Коньков родился в 1938 году в Ленинграде. Маленьким ребенком он был эвакуирован из блокадного города по Дороге жизни и вернулся назад уже в 1945 году. В 1963 году Е.И. Коньков окончил графический факультет Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина и сразу же уехал в Сибирь. Сначала он работал в Кемерово, затем несколько лет его творческой жизни были связаны с Новосибирском. В 1982 году художник возвратился в Ленинград. Профессиональная судьба Е.И. Конькова сложилась удачно: его персональные выставки с успехом проходили в городах России, Германии, Италии; работы художника находятся в Русском музее, в Эрмитаже, в других музеях и картинных галереях страны, в частных коллекциях в России, США, Германии, Франции, Италии, Ватикане.
Лист в технике офорта и акватинты «Мое блокадное детство» из серии «Пулковский меридиан» создан Коньковым в 1985 году. Произведение исполнено в черно-серой цветовой гамме. Скудный свет словно выхватывает ненадолго из темноты лицо изможденного мальчика с огромными, не по-детски страдальческими глазами. Вокруг – сумрак улицы с тенями вместо людей и зависшие в небе огромные аэростаты. Художником достоверно передано ощущение мрака и безысходности, испытанное жителями осажденного города, в числе которых был он сам.
Город, река, воспоминание Из серии «Годы и память» |
|
В.С. Вильнер |
Другой выдающийся петербургский график, член-корреспондент Российской академии художеств Виктор Семенович Вильнер родился в 1925 году. Война прервала его учебу в Ленинградском художественном училище. В дни блокады юноша трудился грузчиком, затем был рабочим на Сормовском танковом заводе, служил в рядах Красной армии и был награжден медалями. После Победы он продолжил учебу и в 1950 году окончил живописное отделение училища. В.С. Вильнер - участник более пятисот выставок в России и за рубежом, из них около ста персональных. Плодотворная творческая деятельность художника отмечена многими российскими и международными наградами, в том числе премией за лучшую работу о современной действительности на Всесоюзной выставке эстампа (1975), медалью за участие в Международной биеннале в Кракове (1972), дипломом Академии художеств СССР (1985). Его произведения представлены в фондах Третьяковской галереи, Русского музея и многих других музеев России, в музейных собраниях Германии, Канады, США, частных коллекциях.
С конца 1960-х годов В.С. Вильнер увлекся литографией и стал в этой технике признанным мастером. Им создано несколько больших графических серий, в числе которых - «Годы и память», обращенная к теме Великой Отечественной войны. «Листы посвящены собственно памяти о навсегда ушедших, - пишет о ней исследователь творчества художника А.Г. Лазарев. - Нет в них пафосных сцен, все скромно и сдержанно <…> память художника переносит нас в его родной город, в блокадный Ленинград. Листы по-вильнеровски плотно заполненные разными сценами. Пред нами снова предстает документ очевидца, так как Вильнер сам пережил самую тяжелую первую блокадную зиму» [1, с. 117].
В фондах Новосибирского художественного музея хранится литография из этой серии - «Город, река, воспоминание» (в монографиях о В.С. Вильнере она воспроизводится под названиями «Годы и память» или «В мастерской»). Это сложная собирательная композиция, где, благодаря объединению на плоскости одного листа разных жанровых сцен, автору удалось полно и сильно передать атмосферу военного Ленинграда, трагедию проводов родного человека на войну.
Изображение решено в приглушенной зеленовато-синей цветовой гамме. Светом лампы и расположением почти в центре листа выделена сцена прощания матери и сына-солдата в интерьере мастерской. В тяжелые минуты расставания, возможно, навсегда, оба спешат наглядеться, чтобы бережно сохранить в памяти каждую черточку дорогого лица. А кругом кипит жизнь. Уходят на фронт шеренги солдат. Типичная сцена, свойственная для больших и малых городов во время войны. И в то же время – остановленное мгновение из жизни родного Ленинграда.
Ожидание. 1982. Из серии «Год 1943» | |
В.В. Васильев |
Тему этого произведения словно продолжает лист с говорящим названием «Ожидание» (1982) и не менее говорящим наименованием серии, в которую он входит, – «Год 1943». Его автор - также петербургский художник, Василий Васильевич Васильев, родившийся уже после войны, в 1948 году. Если работа Вильнера отличается сложностью композиции, служащей передаче авторского замысла, то здесь обращает на себя внимание удивительная лаконичность выразительных средств – самой трактовки сюжета, скупого штриха, сурового черно-белого решения. В тщательно продуманных линиях почти набросочного изображения молодой женщины раскрывается глубокое образное содержание произведения. Его героиня, в чьих глазах столько боли и тревоги, прекрасна своей решимостью выстоять и дождаться, силой своего чувства. Это о ней – «Жди меня…». И едва намеченное поле в глубине листа кажется бесконечным. Это поле поднимать ей.
Интересно сравнить произведения на военную тему, исполненные В.П. Пензиным и О.А. Коняшиным. Ровесники, родившиеся в 1938 году, оба они получили образование в Пензенском художественном училище имени К.А. Савицкого и Московском полиграфическом институте. В их художественных высказываниях о войне обнаруживаются сходные формальные приемы, использованные при этом авторами совершенно по-разному.
В землянке. 1985 | |
В.П. Пензин |
Делом всей жизни Виктора Петровича Пензина стало изучение, сохранение и дальнейшее развитие традиций русской лубочной картинки. Являясь одним из основоположников современного лубка, он создал целые графические серии в его стилистике. В 1982 году В.П. Пензин организовал в Москве Мастерскую народной графики, в которую вошли более ста художников, а спустя два года первая выставка этой мастерской экспонировалась в двадцати странах мира. Виктор Петрович основал Московский музей народной графики (преобразованный в 2003 году в Государственный музей народной графики), став его первым директором.
В манере лубочной картинки исполнен и его лист «В землянке» (1985), изображающий солдат в короткие минуты затишья между боями. Это неожиданное художественное решение придает произведению особую трогательность, делает его близким и понятным зрителю.
Заслуженный художник России Олег Александрович Коняшин работал в области живописи, станковой и промышленной графики, в совершенстве владея многими техниками гравюры. Талантливый книжный график, дипломант Всероссийского конкурса искусства книги, он оформил около ста изданий, многие из которых экспонировались на международных книжных выставках. В 2013 году О.А Коняшин был удостоен золотой медали правления Союза художников России «Духовность. Традиции. Мастерство».
9 Мая. 1984 Из триптиха «Память» |
|
О.А. Коняшин |
Образы триптиха «Память» (1984), созданного этим художником, и собирательны, и конкретны одновременно. «Беженцы» - не себя ли, такого маленького и беззащитного перед стихией войны, показал здесь автор? «Атака» - повседневный воинский подвиг миллионов солдат. «9 Мая» - «праздник со слезами на глазах»: старики на фоне бесконечного списка погибших, среди которых, скорее всего, и их сыновья.
Как и В.П. Пензин, О.А. Коняшин сочетает в своей работе изображения с текстами, однако пользуется этим приемом принципиально иначе по сравнению с лубочной традицией. Рядом с фигурами персонажей он воспроизводит фронтовые письма, надписи на мемориальной стене, где не единожды повторяется и его собственная фамилия. Избранное им образное решение темы подчеркнуто реалистично и лаконично, цветовой строй листов монохромен. Но, как и композиция «В землянке», триптих обращен к непосредственному зрительскому отклику и сопереживанию, к семейной памяти, воплощенной в треугольниках солдатских писем и выбитых на камне именах.
Военные воспоминания и размышления пяти художников, чьи работы хранятся в новосибирском собрании, различны, отмечены творческой индивидуальностью каждого из них - и в то же время связаны единой, общей человеческой памятью.
Литература
1 | 1. Лазарев А.Г. Виктор Вильнер. Полвека творчества : каталог произведений. СПб. : ЭЛКО Технологии СПб, 2019. – 134 с., ил. |