Пушкинская тема художника Григория Ликмана
(К 100-летию Новосибирского книжного издательства)
Пушкин на берегу Сороти. Эскиз. 1936 | |
Г.Г. Ликман | |
Городской Центр истории новосибирской книги имени |
Сто лет тому назад, в январе 1920 года, Сибревкомом было принято решение о создании Сибирского государственного издательства в Омске. Осенью 1921 года оно переехало в новую столицу Сибирского края – Новониколаевск, а в 1922 году было преобразовано в Сибкрайиздат. В его правление вошли партийный деятель Е. Ярославский, писатель В. Правдухин, просветитель П. Макушин. Уже в марте 1922 года на базе издательства организуется один из первых в советском государстве «толстых» журналов – литературно-художественный и общественно-политический журнал «Сибирские огни». Вокруг Сибкрайиздата группируются молодые писатели и художники. Печатаются произведения Л. Сейфуллиной, В. Зазубрина, П. Драверта, К. Урманова, В. Итина, М. Ошарова и других. Растет потребность в красивой, хорошо оформленной книге - и издательство привлекает к сотрудничеству талантливых графиков и живописцев: А. Вощакина, А. Иванова, А. Фокина, С. Липина, Н. Нагорскую. Позднее, в начале 1930-х годов, для него начинают работать К. Баранов, И. Титков, Г. Ликман, О. Гинзбург, а А. Туркин и В. Кондрашкин становятся его штатными художниками.
В собрании Городского Центра истории новосибирской книги имени Н.П. Литвинова хранится большая коллекция книжной графики, поступившая, в основном, из Новосибирского книжного издательства. Она раскрывает историю иллюстрирования новосибирской книги более чем за пятьдесят лет. К сожалению, работ художников 1920 -1940-х годов в фонде Центра очень мало. Среди них наибольшую ценность имеют произведения Григория Густавовича Ликмана (1904 - 1991). Это два акварельных эскиза композиционных портретов А.С. Пушкина (1936), два наброска тушью и карандашом (1936), семь страничных иллюстраций и две заставки к «Повестям Белкина» (1949). Работы художника были переданы в Центр его дочерью, Ириной Григорьевной Малашиной.
В 1926 - 1934 годах Григорий Ликман работал в газетах «Степная правда», «Красноармейская звезда», «Советская Сибирь», а в 1928 - 1929 годах еще и в журнале «Настоящее». После закрытия «Настоящего» он сотрудничал с «Сибирскими огнями» и Новосибирским издательством.
Пушкин в селе Михайловском. Эскиз. 1936 | |
Г.Г. Ликман | |
Городской Центр истории новосибирской книги имени |
В хронике первого номера журнала «Сибирские огни» за 1937 год упоминается, что «художники Западной Сибири написали эскизы для картин из жизни Пушкина и портреты <…> Художник Г. Ликман закончил эскизы двух композиционных портретов поэта: “Пушкин в селе Михайловском” и “Пушкин на берегу Сороти”» [1, с. 146]. Первые эскизные варианты этих портретов и хранятся в коллекции Городского Центра истории новосибирской книги имени Н.П. Литвинова.
В поисках наиболее удачной композиции художник выполнил на обороте акварели «Пушкин в селе Михайловском» два рисунка. На первом поэт изображен в кабинете на диване, на втором – сидящим на скамье в парке. Для дальнейшей работы был выбран второй вариант, более традиционный. На Всесоюзную Пушкинскую выставку в Москву краевое управление по делам искусств отправило эскиз картины «Пушкин на берегу Сороти» (ее репродукция напечатана в том же номере «Сибирских огней»). Думается, что этот выбор был оправдан. Глядя на эскиз, вспоминаешь пушкинские строчки: «В краю, где Сороть голубая…»
Всесоюзная Пушкинская выставка стала одним из основных событий, связанных со столетней годовщиной смерти поэта. К работе по ее организации были привлечены известные пушкиноведы и искусствоведы. Необходимые для выставки экспонаты собирали в различных музеях и хранилищах страны. Экспозиция заняла весь второй этаж Исторического музея – семнадцать залов, в последнем из них помещался раздел «Пушкин в советском изобразительном искусстве». В нем экспонировались работы художников из всех республик и многих городов Советского Союза.
Иллюстрация к повести «Выстрел» для книги «Повести Белкина» |
|
Г.Г. Ликман | |
Городской Центр истории новосибирской книги имени |
К пушкинской теме Григорий Густавович Ликман возвратился через двенадцать лет, получив в 1949 году предложение от Новосибирского книжного издательства проиллюстрировать «Повести Белкина».
Приняв в свой фонд иллюстрации из этой серии, мы предполагали, что, возможно, издание так и не увидело свет. Хотя в книжной продукции тех лет заказ на художественную литературу вырос вдвое, но время было трудным, послевоенным. Однако в 2018 году наш Центр стал счастливым обладателем книги «Повести Белкина» А.С. Пушкина с иллюстрациями Г.Г. Ликмана. Ее обложку оформлял художник издательства В.И. Кондрашкин. Внешний вид этого издания, печать, воспроизведение страничных иллюстраций говорят о крайне низком полиграфическом уровне наших типографий в послевоенные годы. Кроме того, размещенные на отдельных листах-вклейках, ее иллюстрации не органичны в пространственной структуре книжного блока и вполне могут рассматриваться как самостоятельные произведения. Однако книга имеет довольно большой тираж – 30 000 экземпляров, напечатанный в типографии №1 новосибирского Полиграфиздата. Страничные иллюстрации выполнены в традиционной для книжной графики 1940 – 1950-х годов реалистической манере, черной акварелью с добавлением белил, а заставки - в технике тушь-перо.
В 1946 году в Москве были изданы «Повести Белкина», оформленные и проиллюстрированные известным книжным графиком Д. Шмариновым. Г. Ликман выбрал такую же композиционную структуру книги: каждой повести предшествует заставка, раскрывающая канву произведения, и страничная иллюстрация главного эпизода повести. В отдельных акварелях заметно некоторое подражание рисункам Шмаринова. Пример этому – лист к повести «Выстрел», в котором композиционное построение сцены повторяет иллюстрацию московского издания: жена графа на коленях умоляет Сильвио пощадить ее мужа. Примечательно в этой работе то, что моделью для облика героя послужил сам художник. Под влиянием Шмаринова созданы Ликманом и две иллюстрации к повести «Станционный смотритель»: «Приезд ротмистра Минского на станцию» и «Самсон Вырин в доме Минского», которые в книгу не вошли.
Полностью самостоятельны и интересны три листа Ликмана из этой серии: «Самсон Вырин», «Гробовщик» и «Встреча» к повести «Барышня-крестьянка». Фигура станционного смотрителя, бредущего по грязной, разбитой дороге, трогает своим драматизмом. Пограничный верстовой столб, почтовый экипаж, напоминающий о бегстве дочери, и шпиль Петропавловской крепости вдалеке дополняют композицию. Акварель «Гробовщик» интересна деталями. На переднем плане изображены разбросанные атрибуты ремесла Адриана Прохорова - венки, обивочная ткань на кресле; в другой комнате, за портьерой, - глазеющие в окно дочери гробовщика. Прохоров придерживает руками очередное свое творение – гроб; готовая крышка от него стоит в глубине, под полкой с траурными шляпами. Предметы и сам персонаж представляют собой нечто общее, неразделимое. Для Прохорова привычно находится в пространстве между жизнью и смертью, поэтому он и относится к своему жутковатому товару как к предмету обихода, что и подчеркивает художник.
Самсон Вырин. Иллюстрация к повести «Станционный смотритель» для книги «Повести Белкина» |
|
Г.Г. Ликман | |
Городской Центр истории новосибирской книги имени |
Иллюстрация к повести «Гробовщик» для книги «Повести Белкина» |
|
Г.Г. Ликман | |
Городской Центр истории новосибирской книги имени |
Встреча. Иллюстрация к повести «Барышня-крестьянка» для книги «Повести Белкина» |
|
Г.Г. Ликман | |
Городской Центр истории новосибирской книги имени |
Иллюстрация «Встреча» к последней повести Белкина определяет главную тему произведения – историю любви двух молодых людей и случайной встречи, которая может положить начало глубокому чувству. Художник изображает Лизу Муромскую, барышню, переодетую простолюдинкой, в момент свидания с молодым Алексеем Берестовым. Нарочитая неожиданность встречи в лесу подчеркнута лукаво настороженной позой героини, поднявшей руку к лицу. Образ барышни-крестьянки, по словам дочери художника Ирины Григорьевны Малашиной, он писал с нее.
К иллюстрированию «Повестей Белкина» обращались многие известные мастера книжной графики – М. Добужинский, Д. Шмаринов, К. Рудаков, В. Милашевский и другие. У каждого иллюстратора складывалось свое прочтение пушкинских повестей. Акварели Григория Ликмана немногословны, спокойны и уравновешены, рисунок точен, без внешних эффектов. Литературовед, пушкинист Б.В. Томашевский так определял задачу художника, иллюстрирующего произведения А.С. Пушкина: «Нельзя к Пушкину подходить с чисто декоративным заданием. Пушкин не поэт чистого пейзажа. Центральное в Пушкине — человек. Люди, характеры не должны заслоняться декорацией обстановки. Мне кажется, основная задача воскресить героев Пушкина, дать их лица, их характер» [2, с. 221]. Именно так подошел к своей работе над книгой Г.Г. Ликман. На каждой его иллюстрации центральными фигурами являются персонажи «Повестей Белкина».
Листая книгу 1949 года и сравнивая ее с подлинниками иллюстраций, понимаешь, что из-за посредственной полиграфической техники воспроизведения рисунки многое утратили: линии размыты, нет четкости оригинала. Тем радостнее становится от сознания того, что сохранились и дошли до нашего времени авторские работы Григория Густавовича Ликмана.
Литература
1 | Пушкин и его творчество в изобразительном искусстве / Пушкинские дни // Сибирские огни. 1937. №1. С. 141-150. |
2 | Томашевский Б.В. Пушкинская книга и художник / Беседы в редакции: Пушкин в изобразительном искусстве // Литературный современник. 1937. №1. С. 218-222. |