Пушкинская тема художника Григория Ликмана
(К 100-летию Новосибирского книжного издательства)

23 декабря 2020
Н.И. Левченко
Г.Г. Ликман. Пушкин на берегу Сороти. Эскиз. 1936. Городской Центр истории новосибирской книги имени Н.П. Литвинова
  Пушкин на берегу Сороти. Эскиз. 1936
  Г.Г. Ликман
  Городской Центр истории новосибирской книги имени Н.П. Литвинова
 
 
 

Сто лет тому назад, в январе 1920 года, Сибревкомом было принято решение о создании Сибирского государственного издательства в Омске. Осенью 1921 года оно переехало в новую столицу Сибирского края – Новониколаевск, а в 1922 году было преобразовано в Сибкрайиздат. В его правление вошли партийный деятель Е. Ярославский, писатель В. Правдухин, просветитель П. Макушин. Уже в марте 1922 года на базе издательства организуется один из первых в советском государстве «толстых» журналов – литературно-художественный и общественно-политический журнал «Сибирские огни». Вокруг Сибкрайиздата группируются молодые писатели и художники. Печатаются произведения Л. Сейфуллиной, В. Зазубрина, П. Драверта, К. Урманова, В. Итина, М. Ошарова и других. Растет потребность в красивой, хорошо оформленной книге - и издательство привлекает к сотрудничеству талантливых графиков и живописцев: А. Вощакина, А. Иванова, А. Фокина, С. Липина, Н. Нагорскую. Позднее, в начале 1930-х годов, для него начинают работать К. Баранов, И. Титков, Г. Ликман, О. Гинзбург, а А. Туркин и В. Кондрашкин становятся его штатными художниками.

В собрании Городского Центра истории новосибирской книги имени Н.П. Литвинова хранится большая коллекция книжной графики, поступившая, в основном, из Новосибирского книжного издательства. Она раскрывает историю иллюстрирования новосибирской книги более чем за пятьдесят лет. К сожалению, работ художников 1920 -1940-х годов в фонде Центра очень мало. Среди них наибольшую ценность имеют произведения Григория Густавовича Ликмана (1904 - 1991). Это два акварельных эскиза композиционных портретов А.С. Пушкина (1936), два наброска тушью и карандашом (1936), семь страничных иллюстраций и две заставки к «Повестям Белкина» (1949). Работы художника были переданы в Центр его дочерью, Ириной Григорьевной Малашиной.

В 1926 - 1934 годах Григорий Ликман работал в газетах «Степная правда», «Красноармейская звезда», «Советская Сибирь», а в 1928 - 1929 годах  еще и в журнале «Настоящее». После закрытия «Настоящего» он сотрудничал с «Сибирскими огнями» и Новосибирским издательством.

Г.Г. Ликман. Пушкин в селе Михайловском. Эскиз. 1936. Городской Центр истории новосибирской книги имени Н.П. Литвинова
  Пушкин в селе Михайловском. Эскиз. 1936
  Г.Г. Ликман
  Городской Центр истории новосибирской книги имени Н.П. Литвинова
 
 
 

В хронике первого номера журнала «Сибирские огни» за 1937 год упоминается, что «художники Западной Сибири написали эскизы для картин из жизни Пушкина и портреты <…> Художник Г. Ликман закончил эскизы двух композиционных портретов поэта: “Пушкин в селе Михайловском” и “Пушкин на берегу Сороти”» [1, с. 146]. Первые эскизные варианты этих портретов и хранятся в коллекции Городского Центра истории новосибирской книги имени Н.П. Литвинова.

В поисках наиболее удачной композиции художник выполнил на обороте акварели «Пушкин в селе Михайловском» два рисунка. На первом поэт изображен в кабинете на диване, на втором – сидящим на скамье в парке.  Для дальнейшей работы был выбран второй вариант, более традиционный.  На Всесоюзную Пушкинскую выставку в Москву краевое управление по делам искусств отправило эскиз картины «Пушкин на берегу Сороти» (ее репродукция напечатана в том же номере «Сибирских огней»). Думается, что этот выбор был оправдан. Глядя на эскиз, вспоминаешь пушкинские строчки: «В краю, где Сороть голубая…»

Всесоюзная Пушкинская выставка стала одним из основных событий, связанных со столетней годовщиной смерти поэта. К работе по ее организации были привлечены известные пушкиноведы и искусствоведы. Необходимые для выставки экспонаты собирали в различных музеях и хранилищах страны. Экспозиция заняла весь второй этаж Исторического музея – семнадцать залов, в последнем из них помещался раздел «Пушкин в советском изобразительном искусстве». В нем экспонировались работы художников из всех республик и многих городов Советского Союза.

Г.Г. Ликман. Иллюстрация к повести «Выстрел» для книги «Повести Белкина» А.С. Пушкина. 1949. Городской Центр истории новосибирской книги имени Н.П. Литвинова
  Иллюстрация к повести «Выстрел» для книги «Повести Белкина» А.С. Пушкина. 1949
  Г.Г. Ликман
  Городской Центр истории новосибирской книги имени Н.П. Литвинова
 
 
 

К пушкинской теме Григорий Густавович Ликман возвратился через двенадцать лет, получив в 1949 году предложение от Новосибирского книжного издательства проиллюстрировать «Повести Белкина».

Приняв в свой фонд иллюстрации из этой серии, мы предполагали, что, возможно, издание так и не увидело свет. Хотя в книжной продукции тех лет заказ на художественную литературу вырос вдвое, но время было трудным, послевоенным. Однако в 2018 году наш  Центр стал счастливым обладателем книги «Повести Белкина» А.С. Пушкина с иллюстрациями Г.Г. Ликмана. Ее обложку оформлял художник издательства В.И. Кондрашкин. Внешний вид этого издания, печать, воспроизведение страничных иллюстраций говорят о крайне низком полиграфическом уровне наших типографий в послевоенные годы. Кроме того, размещенные на отдельных листах-вклейках, ее иллюстрации не органичны в пространственной структуре книжного блока и вполне могут рассматриваться как самостоятельные произведения. Однако книга имеет довольно большой тираж – 30 000 экземпляров, напечатанный в типографии №1 новосибирского Полиграфиздата. Страничные иллюстрации выполнены в традиционной для книжной графики 1940 – 1950-х годов реалистической манере, черной акварелью с добавлением белил, а заставки - в технике тушь-перо.

В 1946 году в Москве были изданы «Повести Белкина», оформленные и проиллюстрированные известным книжным графиком Д. Шмариновым. Г. Ликман выбрал такую же композиционную структуру книги: каждой повести предшествует заставка, раскрывающая канву произведения, и страничная иллюстрация главного эпизода повести. В отдельных акварелях заметно некоторое подражание рисункам Шмаринова. Пример этому – лист к повести «Выстрел», в котором композиционное построение сцены повторяет иллюстрацию московского издания: жена графа на коленях умоляет Сильвио пощадить ее мужа. Примечательно в этой работе то, что моделью для облика героя послужил сам художник. Под влиянием Шмаринова созданы Ликманом и две иллюстрации к повести «Станционный смотритель»: «Приезд ротмистра Минского на станцию» и «Самсон Вырин в доме Минского», которые в книгу не вошли.

Полностью самостоятельны и интересны три листа Ликмана из этой серии: «Самсон Вырин», «Гробовщик» и «Встреча» к повести «Барышня-крестьянка». Фигура станционного смотрителя, бредущего по грязной, разбитой дороге, трогает своим драматизмом. Пограничный верстовой столб, почтовый экипаж, напоминающий о бегстве дочери, и шпиль Петропавловской крепости вдалеке дополняют композицию. Акварель «Гробовщик» интересна деталями. На переднем плане изображены разбросанные атрибуты ремесла Адриана Прохорова - венки, обивочная ткань на кресле; в другой комнате, за портьерой, - глазеющие в окно дочери гробовщика. Прохоров придерживает руками очередное свое творение – гроб; готовая крышка от него стоит в глубине, под полкой с траурными шляпами. Предметы и сам персонаж представляют собой нечто общее, неразделимое. Для Прохорова привычно находится в пространстве между жизнью и смертью, поэтому он и относится к своему жутковатому товару как к предмету обихода, что и подчеркивает художник.

Г.Г. Ликман. Самсон Вырин. Иллюстрация к повести «Станционный смотритель» для книги «Повести Белкина» А.С. Пушкина. 1949. Городской Центр истории новосибирской книги имени Н.П. Литвинова
  Самсон Вырин. Иллюстрация к повести «Станционный смотритель» для книги «Повести Белкина» А.С. Пушкина. 1949
  Г.Г. Ликман
  Городской Центр истории новосибирской книги имени Н.П. Литвинова
 
 
 
Г.Г. Ликман. Иллюстрация к повести «Гробовщик» для книги «Повести Белкина» А.С. Пушкина. 1949. Городской Центр истории новосибирской книги имени Н.П. Литвинова
  Иллюстрация к повести «Гробовщик» для книги «Повести Белкина» А.С. Пушкина. 1949
  Г.Г. Ликман
  Городской Центр истории новосибирской книги имени Н.П. Литвинова
 
 
 
Г.Г. Ликман. Встреча. Иллюстрация к повести «Барышня-крестьянка» для книги «Повести Белкина» А.С. Пушкина. 1949. Городской Центр истории новосибирской книги имени Н.П. Литвинова
  Встреча. Иллюстрация к повести «Барышня-крестьянка» для книги «Повести Белкина» А.С. Пушкина. 1949
  Г.Г. Ликман
  Городской Центр истории новосибирской книги имени Н.П. Литвинова
 
 
 

Иллюстрация «Встреча» к последней повести Белкина определяет главную тему произведения – историю любви двух молодых людей и случайной встречи, которая может положить начало глубокому чувству. Художник изображает Лизу Муромскую, барышню, переодетую простолюдинкой, в момент свидания с молодым Алексеем Берестовым. Нарочитая неожиданность встречи в лесу подчеркнута лукаво настороженной позой героини, поднявшей руку к лицу. Образ барышни-крестьянки, по словам дочери художника Ирины Григорьевны Малашиной, он писал с нее.

К иллюстрированию «Повестей Белкина» обращались многие известные мастера книжной графики – М. Добужинский, Д. Шмаринов, К. Рудаков, В. Милашевский и другие. У каждого иллюстратора складывалось свое прочтение пушкинских повестей. Акварели Григория Ликмана немногословны, спокойны и уравновешены, рисунок точен, без внешних эффектов. Литературовед, пушкинист Б.В. Томашевский так определял задачу художника, иллюстрирующего произведения А.С. Пушкина: «Нельзя к Пушкину подходить с чисто декоративным заданием. Пушкин не поэт чистого пейзажа. Центральное в Пушкине — человек. Люди, характеры не должны заслоняться декорацией обстановки. Мне кажется, основная задача воскресить героев Пушкина, дать их лица, их характер» [2, с. 221]. Именно так подошел к своей работе над книгой Г.Г. Ликман.  На каждой его иллюстрации центральными фигурами являются персонажи «Повестей Белкина».

Листая книгу 1949 года и сравнивая ее с подлинниками иллюстраций, понимаешь, что из-за посредственной полиграфической техники воспроизведения рисунки многое утратили: линии размыты, нет четкости оригинала. Тем радостнее становится от сознания того, что сохранились и дошли до нашего времени авторские работы Григория Густавовича Ликмана.

Литература


1 Пушкин и его творчество в изобразительном искусстве / Пушкинские дни // Сибирские огни. 1937. №1. С. 141-150.
2 Томашевский Б.В. Пушкинская книга и художник / Беседы в редакции: Пушкин в изобразительном искусстве // Литературный современник. 1937. №1. С. 218-222.