Желтая вода на втором этаже.
Петербургская графика

08 октября 2021
Владимир Назанский
Кирилл Аграновский. Желтая вода на втором этаже. 2020. Собственность автора
  Желтая вода на втором этаже. 2020
  Кирилл Аграновский
  Собственность автора
 
 
 

Трудно переоценить значение Санкт-Петербурга в культуре и истории России. Город, превышающий по населению любую соседнюю с ним страну, и сейчас представляет особенную реальность российского искусства, его другой полюс, отличающийся по интонации и ритму от московского. Когда-то Наполеон сравнивал Москву с сердцем России, а Петербург - с головою. Еще в эпоху Возрождения художники считали линию проявлением мысли, а цвет – выражением чувств. Петербург графичен и разумен, линии развития петербургского искусства своеобразны и заслуживают внимания.

Петербургская графика экспонировалась отдельными разделами на всех Новосибирских международных биеннале и триеннале, начиная с первой биеннале 1999 года. Тогда, 22 года назад, сотрудница Русского музея Л.Н. Вострецова показывала здесь графику «стерлиговцев» - Геннадия Зубкова (1940 - 2021) и его учениц. В последующие годы были перебраны, представлены, отмечены многие яркие имена. Среди победителей конкурсных программ разных лет – Александр Флоренский, Петр Белый, Валерий Гриковский, Юлия Сопина и другие петербургские художники.

Алесь Лялюш. Александр Невзоров. 2020. Собственность автора
  Александр Невзоров. 2020
  Алесь Лялюш
  Собственность автора
 
 
 

В работе над этим проектом существенным фактором стало желание показать новые, не повторяющиеся имена, расширить диапазон участников, не проявляя возрастной и социальной дискриминации, а также привлечь героев современной арт-сцены. В проект вошли художники разных возрастов и социальных статусов -  от аутистов до звезд конвенциальной культуры и контемпорари-салона, но все они представлены на равных. Среди них прежде не попадавшиеся в поле кураторского видения Алексей Парыгин и Виктор Ремишевский (дипломант премии «Инновация-2006») -  известные графики и мастера жанра «книга художника», представляющие традиционные печатные технологии. Здесь молодая выпускница Репинки Виктория Бодрова, носительница современного художественного сознания, соседствует с ветераном и летописцем неформального искусства абстракционистом Валерием Вальраном. Алесь Лялюш демонстрирует возможности цифрового искусства и разнообразит визуальный ряд проекта портретами узнаваемых персонажей питерской культурной жизни (медиа-персона Александр Невзоров, художник Николай Копейкин, человек-перфоманс Кирилл Миллер).

В петербургском проекте традиционно преобладает оригинальная графика, на этот раз – акварель, тушь, смешанная техника и коллаж. Например, романтический, постконцептуалистский художник Семен Мотолянец, участник петербургского объединения «Parazit», один из создателей группы «Мыло», лауреат премии «Инновация-2009», представлен акварелью, а один из самых известных (в группе до 50 лет) художников России, лауреат международной премии Arte Laguna Prize, фееричный Александр Дашевский – акриловой тушью. Наряду с «благородными» техниками оригинальной графики появляются и более современные и демократические, например, рисунки фломастерами.

Александр Дашевский. Странное происшествие № 3. Симулянт. 2020. Собственность автора
  Странное происшествие № 3. Симулянт. 2020
  Александр Дашевский
  Собственность автора
 
 
 

В проекте непреднамеренно проявляется антропоцентричный характер петербургской графики - человек, его извечные проблемы, состояния, его подвижный и тревожный внутренний мир становятся темами художественной рефлексии. Даже иронические образы вируса ковида у Андрея Андреева имеют антропоморфный характер.

Приглашенным гостем проекта является известный белорусско-бельгийский художник Игорь Тишин, участвующий в триеннале на внеконкурсной основе.

Мозаика разнообразных художественных практик, отдельных автономных миров художников, отсутствие стилевого доминирования и концептуальной тенденциозности является попыткой представить петербургскую графику в ее естественном существовании.