Желтая вода на втором этаже.
Петербургская графика
Желтая вода на втором этаже. 2020 | |
Кирилл Аграновский | |
Собственность автора |
Трудно переоценить значение Санкт-Петербурга в культуре и истории России. Город, превышающий по населению любую соседнюю с ним страну, и сейчас представляет особенную реальность российского искусства, его другой полюс, отличающийся по интонации и ритму от московского. Когда-то Наполеон сравнивал Москву с сердцем России, а Петербург - с головою. Еще в эпоху Возрождения художники считали линию проявлением мысли, а цвет – выражением чувств. Петербург графичен и разумен, линии развития петербургского искусства своеобразны и заслуживают внимания.
Петербургская графика экспонировалась отдельными разделами на всех Новосибирских международных биеннале и триеннале, начиная с первой биеннале 1999 года. Тогда, 22 года назад, сотрудница Русского музея Л.Н. Вострецова показывала здесь графику «стерлиговцев» - Геннадия Зубкова (1940 - 2021) и его учениц. В последующие годы были перебраны, представлены, отмечены многие яркие имена. Среди победителей конкурсных программ разных лет – Александр Флоренский, Петр Белый, Валерий Гриковский, Юлия Сопина и другие петербургские художники.
Александр Невзоров. 2020 | |
Алесь Лялюш | |
Собственность автора |
В работе над этим проектом существенным фактором стало желание показать новые, не повторяющиеся имена, расширить диапазон участников, не проявляя возрастной и социальной дискриминации, а также привлечь героев современной арт-сцены. В проект вошли художники разных возрастов и социальных статусов - от аутистов до звезд конвенциальной культуры и контемпорари-салона, но все они представлены на равных. Среди них прежде не попадавшиеся в поле кураторского видения Алексей Парыгин и Виктор Ремишевский (дипломант премии «Инновация-2006») - известные графики и мастера жанра «книга художника», представляющие традиционные печатные технологии. Здесь молодая выпускница Репинки Виктория Бодрова, носительница современного художественного сознания, соседствует с ветераном и летописцем неформального искусства абстракционистом Валерием Вальраном. Алесь Лялюш демонстрирует возможности цифрового искусства и разнообразит визуальный ряд проекта портретами узнаваемых персонажей питерской культурной жизни (медиа-персона Александр Невзоров, художник Николай Копейкин, человек-перфоманс Кирилл Миллер).
В петербургском проекте традиционно преобладает оригинальная графика, на этот раз – акварель, тушь, смешанная техника и коллаж. Например, романтический, постконцептуалистский художник Семен Мотолянец, участник петербургского объединения «Parazit», один из создателей группы «Мыло», лауреат премии «Инновация-2009», представлен акварелью, а один из самых известных (в группе до 50 лет) художников России, лауреат международной премии Arte Laguna Prize, фееричный Александр Дашевский – акриловой тушью. Наряду с «благородными» техниками оригинальной графики появляются и более современные и демократические, например, рисунки фломастерами.
Странное происшествие № 3. Симулянт. 2020 | |
Александр Дашевский | |
Собственность автора |
В проекте непреднамеренно проявляется антропоцентричный характер петербургской графики - человек, его извечные проблемы, состояния, его подвижный и тревожный внутренний мир становятся темами художественной рефлексии. Даже иронические образы вируса ковида у Андрея Андреева имеют антропоморфный характер.
Приглашенным гостем проекта является известный белорусско-бельгийский художник Игорь Тишин, участвующий в триеннале на внеконкурсной основе.
Мозаика разнообразных художественных практик, отдельных автономных миров художников, отсутствие стилевого доминирования и концептуальной тенденциозности является попыткой представить петербургскую графику в ее естественном существовании.