ТРАНСтерритория

08 октября 2021
Елена Шипицына
Татьяна Бугаенко. Вечерние огни. 2021. Собственность автора
  Вечерние огни. 2021
  Татьяна Бугаенко
  Собственность автора
 
 
 

Урало-Сибирский регион - территория бесконечного «транса». И в том смысле, что ее огромность предполагает нескончаемое освоение новых пространств и массовые трансмиграции. И в том, что называется «состоянием транса»: в созерцательности многодневных путешествий по Транссибу, в монотонности равнинного пейзажа. И в стремлении осознать трансцендентные смыслы урало-сибирской идентичности. В чем она?

Для Сергея Гребенникова и Татьяны Бугаенко она заключена в цельности природных ландшафтов, сохранивших во времени свою самобытность. При этом каждый из авторов создает свой обобщенный образ Сибири: для Сергея Гребенникова это ритм движения мощного речного потока, а для Татьяны - цветовые метаморфозы вечерних огней. В обоих случаях минималистичность изобразительных средств созвучна пространственной мощи сибирской природы.

В уральском регионе, где переплелись архаические и постиндустриальные мифы, интересно наблюдать особую метафорическую многозначность эстетической практики.

Виктория Питиримова - уральский график, давно и плодотворно работающий на грани предметности и абстракции. Ее графическая серия «Железная память» - о том, как заброшенный индустриальный ландшафт трансформируется в квазимифический. Ржавые остовы тракторных трансмиссий, давно потерявших смысл и функции, уходят в землю и приобретают характер квазиархеологических останков мифических существ.

Виктория Питиримова. Из диптиха «Железная память». Лист 1. 2021. Собственность автора
  Из диптиха «Железная память»
Лист 1. 2021
  Виктория Питиримова
  Собственность автора
 
 
 

Бесконечный круговорот трансакций природного в техно-инородное и обратно - об этом рассуждает и молодой екатеринбургский автор Екатерина Поединщикова. Ее коллажи объединяют разные медиа, выстраивая драматичные сюжеты парадоксального существования человека в условиях современного мегаполиса. Герой Поединщиковой всегда имперсонален и вне опознаваемого гендера. Для выживания в условиях тотально стандартизированного постиндустриального мира он вынужден трансформироваться в трансгуманную конструкцию, одновременно существующую в реальном и виртуальном пространствах. Не случайно в названии этой серии фигурируют цифровые коды.

Диффузность этих двух миров, цифрового и естественного, проявлена и в серии «Моменты» Сергея Акрамова. В ней синтезирован опыт работы художника в стрит-арт технологиях и в цифровой графике. Совмещение рукотворности с имитацией цифровых фактур - дань времени торжества новых медиа. Константин Холмогоров, следуя той же визуальной логике, в листе «Желтые знаки» создает почти виртуальную иллюзию бесконечной тоски уральских автомобильных дорог.

Михаил Павлюкевич. Из серии «Между слоями». Лист 1. 2021. Собственность семьи художника
  Из серии «Между слоями»
Лист 1. 2021
  Михаил Павлюкевич
  Собственность семьи художника
 
 
 

Особая тема - эмоциональные переживания художников в период пандемической изоляции. Находясь в ситуации замкнутого пространства мастерской, они вынужденно обратились к созерцанию внутренней реальности. Евгений Черепанов выразил это состояние в серии фроттажей «Свет под ногами», сделанных на полу собственной мастерской. Фактура и световая игра на бетонных плитах пола создали особый сюжет внутренней миграции. Сергей Брюханов, переосмыслив свой пленэрный опыт, трансформировал пейзажные образы прошлых впечатлений в светоцветовые абстрактные композиции. А тонкий рисовальщик и изысканный график Михаил Павлюкевич транслировал чувство ограниченной свободы в пространство цифровой графики, сохранив при этом в каждой виртуальной линии трепет живого касания руки автора. Эта серия стала последней в жизни художника, ушедшего в инобытийную трансмиграцию на пике своей творческой зрелости.