Семья Маковских
Каменоломня в Нормандии. 1909 | |
В.Е. Маковский |
Выставка «Семья Маковских», недавно проведенная в Новосибирском государственном художественном музее, была посвящена 175-летию со дня рождения Владимира Егоровича Маковского (1846 – 1920), произведения которого до сих пор популярны у любителей искусства.
Выдающийся живописец-бытописатель русской действительности конца XIX – начала XX века, В.Е. Маковский стал тем мастером, который малыми выразительными средствами достигал значительных художественных вершин в отечественном искусстве. Сюжеты его картин могли быть вдохновлены желанием обличить явления социальной несправедливости в современном обществе. И в этом он продолжал традиции, заложенные В.Г. Перовым. Но мы будем ближе к истине, если учтем его простое желание дать широкую панораму общества России пореформенного периода, в котором смешались отживавшие явления крепостного строя и новые веяния развивавшегося капитализма. Мы его лучше поймем, если увидим простую истину, заложенную в его искусстве: он любил жизнь во всех ее проявлениях. Поэтому он мог создавать картины самого широкого эмоционального воздействия, от сугубо лирических сцен, тонких по настроению, до мелкой сатиры и анекдота. Его живопись для многих стала эталоном искусства передвижников. И если теперь мы не видим в ней высоких художественных качеств в их самоценности, то в этом повинен лишь наш богатый исторический опыт восприятия импрессионизма и других новейших течений. Зато в этих небольших произведениях до сих пор значимы психологические нюансы, подчеркнутые художником в характеристике персонажей и в их поведении, тонко подмеченные говорящие детали и особая тщательность исполнения живописной поверхности картин.
Сельский вид. 1878 | |
А.Е. Маковская |
Владимир Егорович Маковский происходил из семьи, известной москвичам середины XIX века своими культурными амбициями, с широким спектром связей в мире искусства.
Основоположником династии Маковских являлся Егор Иванович Маковский (1802 – 1886). Он был деятельным человеком, обожавшим музицирование, коллекционирование произведений искусств, занятия живописью. Его имя обычно упоминают среди основателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Родившись в Звенигороде, он с 1818 года жил в Москве, где служил в канцелярии Комиссии по сооружению храма Христа Спасителя, а с 1827 года до самой старости - на должности бухгалтера в Экспедиции кремлевских строений. Он был в дружеских отношениях с акварелистом П.Ф. Соколовым, скульптором И.П. Витали, живописцами К.П. Брюлловым, В.А. Тропининым, С.К. Зарянко. Его коллекция редких гравюр перешла по наследству Владимиру Егоровичу Маковскому. У него был непростой нрав, но долгие годы семья сохраняла крепкие родственные узы.
Любовь Корниловна Маковская, урожденная Молленгауэр (1800 – 1893), мать В.Е. Маковского, была одаренной певицей и происходила из семьи немецкого фабриканта музыкальных инструментов, выходца из Померании. Смолоду готовилась к артистической карьере, была обладательницей редкого по красоте и выразительности сопрано, с успехом выступала в концертах. После замужества пела на домашних музыкальных вечерах, устраиваемых в семье Маковских. О таланте и известности Любови Корниловны говорит тот факт, что в 1866 году Николай Григорьевич Рубинштейн пригласил ее преподавательницей пения в открывшуюся Московскую консерваторию.
Портрет Ю.П. Маковской, жены художника |
|
К.Е. Маковский |
Из пятерых детей Егора Ивановича и Любови Корниловны четверо стали художниками. К счастью для посетителей выставки все художники Маковские были представлены на ней, начиная со старшей сестры Александры.
Александра Егоровна Маковская (1837 - 1915) – старшая из выживших детей четы Маковских, талантливая, но почти не изученная художница-пейзажистка. Живописью она занялась довольно поздно – в начале 1860-х годов. Профессионального художественного образования Александра не получила, училась у своих братьев Владимира и Константина. Но известный художественный критик В.В. Стасов отмечал, что Александра Маковская была среди тех, кто не без даровитости и успеха занимается своим делом, создавая прекрасные пейзажи. С 1866 года она принимала участие в выставках. Ее работы можно было увидеть на экспозициях Императорской Академии художеств, Общества поощрения художеств, Товарищества передвижных художественных выставок, Московского общества любителей художеств, Общества русских акварелистов и даже «Мира искусства» в 1902 году. На нашей выставке А.Е. Маковская была представлена «Сельским видом», в котором идиллическое начало вкупе с русскими реалиями создают умиротворенный образ родной природы, не лишенный искренности и правдоподобия.
Константин Егорович Маковский (1839 – 1915), старший брат В.Е. Маковского, художник необычайного дарования и широкого тематического диапазона, был одним из самых популярных живописцев своего времени. В 1851 году он поступил в Московское училище живописи и ваяния, где, став первым студентом, легко получал все возможные награды. В 1858 году был принят в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге. В 1863 году участвовал в бунте четырнадцати, отказавшись писать выпускную картину на тему из скандинавской мифологии, и покинул Академию, не получив диплома. Примкнул сначала к артели художников, возглавляемой И.Н. Крамским, а потом к передвижникам. Экспонировал свои работы на передвижных выставках и на выставках Академии художеств. Академическая манера письма, свойственная К.Е. Маковскому, удачно применялась при создании самых разных произведений, придавая им блеск и эффектность подачи материала. С 1880-х годов он был одним из самых высокооплачиваемых русских художников. На Всемирной выставке 1889 года в Париже К.Е. Маковский получил Большую золотую медаль за ряд картин. Его образы боярышень в кокошниках и сцены из древнерусского быта всегда имели шумный успех. Патриотизм художника, несмотря на длительное пребывание в Париже и успех в Европе, был причиной появления исключительной картины «Минин на площади Нижнего Новгорода, призывающий народ к пожертвованиям» (1896). Константин Егорович был трижды женат. Дети от второго брака с Ю.П. Летковой стали известными деятелями русской культуры Серебряного века: Сергей Маковский, художественный критик и поэт, и Елена Лукш-Маковская, художница, прожившая большую часть своей жизни в Германии.
Портрет девочки с голубой лентой в волосах | |
К.Е. Маковский. Копия |
В коллекции Новосибирского художественного музея хранятся его блестящий по технике исполнения акварельный портрет жены Юлии Павловны Маковской (1859 – 1956), написанный на рубеже 1880 - 1890-х годов, и большая литография «О зачем ты меня вызвал?» (1874), являющаяся иллюстрацией к повести Н.В. Гоголя «Страшная месть». Совсем недавно с именем К.Е. Маковского была связана и чудесная живописная головка девочки с распущенными волосами, перевязанными голубой лентой. Эта работа является повторением его композиции «Детская головка», датируемой 1890-ми годами и хранящейся в Костромском государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике. О популярности этого произведения говорит существование его копий, иногда попадающихся на аукционах отечественного искусства. Портрет, принадлежащий Новосибирскому художественному музею, был получен в дар от жительницы города Л.Н. Полиенко в 2006 году. Отреставрированная и одетая в новую раму, картина стала настоящим украшением выставки.
Николай Егорович Маковский (1841 – 1886) – средний из братьев Маковских, живописец, один из учредителей Товарищества передвижных художественных выставок. Получил первоначальное образование в Московском дворцовом архитектурном училище. С 1859 по 1866 год учился в Императорской Академии художеств по отделению архитектуры, при окончании которого ему было присвоено звание неклассного художника с правом производить постройки. В 1866 году Н.Е. Маковский поступил на должность архитекторского помощника при Министерстве Императорского Двора, но вскоре оставил архитектурную деятельность и занялся живописью. В 1870 году в числе пятнадцати художников подписал устав Товарищества передвижных художественных выставок. В 1872 году был исключен из Товарищества за неучастие в выставочной деятельности. C 1875 года – экспонент Товарищества, восстановлен в его членстве лишь в 1879 году. В 1872 году Академия признала Н.Е. Маковского классным художником III степени, а через год повысила в классные художники II степени. Важным событием для него стала совместная с братом Константином поездка в Египет в 1873 - 1874 годах. Николай Егорович много путешествовал по России и Украине, несколько месяцев провел в Париже среди художников русской колонии, где занимался живописью под руководством А.П. Боголюбова.
Араб верхом на верблюде. Не ранее 1874 |
|
Н.Е. Маковский |
В нашей коллекции Н.Е. Маковский представлен картиной «Араб верхом на верблюде», исполненной не ранее 1874 года, времени посещения Египта. Эта поездка подарила художнику яркие впечатления, легшие в основу нескольких произведений с экзотическими сюжетами. Картина из новосибирского собрания написана на основе этюда, хранящегося в музее Владикавказа, где он считается работой В.В. Верещагина. Наша картина и владикавказский этюд происходят из одного источника – Государственного Русского музея, но были переданы в эти коллекции в разное время (во Владикавказ в 1940 году, а в Новосибирск – в 1958-ом) и под разными именами авторов. О том, что наша работа и этюд из Владикавказа принадлежат кисти Николая Егоровича Маковского, говорит существование картины из Чебоксарского музея под названием «Каир» (1879). На ней на переднем плане справа изображен араб на верблюде, схожий в основных чертах с образом вышеназванных произведений.
Творчество самого Владимира Егоровича Маковского на выставке было показано достаточно полно. Картина «Свекор-батюшка» (1887) является этюдом к известной композиции из Государственного Русского музея. В ней уже прописаны основные коллизии семейной драмы о властном главе семейства и несговорчивой снохе. Эта тема с главным отрицательным персонажем не привлекала художника. Таких картин у него мало. Его интересовали колоритные типажи, задушевный юмор и психологизм отношений. Эти предпочтения В.Е. Маковского вполне выразились в офортах «Швейцар», «Любитель природы» и в рисунках из нашего музея «Уличная сценка», «Старуха с посохом». Акварель «Трудный разговор» со спокойным, но несколько застопорившимся на чем-то диалогом пожилой четы за обеденным столом, когда еще не закончено чаепитие, наиболее полно воплощает его интересы как художника-наблюдателя. Владимир Егорович был также хорошим портретистом, о чем говорит его известный офорт с изображением Дмитрия Александровича Ровинского (1824 – 1895), художественного деятеля, собирателя и издателя русской гравюры и народных картинок. На полях оттиска имеется портрет дочери художника. Украшением выставки также стал пейзаж 1909 года «Каменоломня в Нормандии», сделанный художником во время путешествия во Францию. Он дает возможность почувствовать разносторонность таланта Владимира Егоровича как пейзажиста, хотя, как всегда, и в этом жанре у него находится место фигурам людей.
Свекор-батюшка. 1887 | |
В.Е. Маковский |
Художественные традиции отца продолжил его сын – Александр Владимирович Маковский (1869 – 1924), ставший известным живописцем и графиком. Он был членом Товарищества передвижных художественных выставок, академиком и профессором Императорской Академии художеств. В 1884 - 1889 годах учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества в мастерских И.М. Прянишникова, В.Д. Поленова и В.Е. Маковского. После училища жил в Париже, занимался в художественной школе Фернана Кормона. По возвращении в Россию в 1894 году переехал в Санкт-Петербург и поступил в Академию художеств (мастерская И.Е. Репина), из которой блестяще выпустился в 1895 году. С 1897 года стал хранителем учебных пособий в библиотеке Педагогических курсов при Императорской Академии художеств, а в 1898 году был назначен руководителем и преподавателем Педагогических курсов. Открыл в Санкт-Петербурге частную художественную студию. С 1893 года – член Московского товарищества художников, а с 1902 года – член Товарищества передвижных выставок. В 1911 году за ряд портретов А.В. Маковскому присвоено звание академика, с 1913 года он стал профессором и руководителем Высшего художественного училища живописи, скульптуры и архитектуры Императорской Академии художеств. А.В. Маковский был автором нескольких работ и учебных пособий по технике рисунка и живописи.
На выставке с творчеством этого художника можно было познакомиться на примере картины «Охотник», типичной для него по выбору сюжета и интересу к пленэру. Он был хорошим пейзажистом, наблюдательным бытописателем, продолжателем дела отца. Два рисунка «Старик-крестьянин» и «Крестьянин на крыльце» как раз говорят о его любви к натуре и ее изучению. Несмотря на тяготение А.В. Маковского к бытовому жанру, он, как и его отец, получал заказы от императорского двора на написание парадных портретов.
В витрине экспозиционного зала были представлены открытки дореволюционных издательств и издания советского и перестроечного периодов, которые расширяли границы творческого диапазона художников, заданные подлинными вещами из коллекции музея. Эти открытки напоминали об одном из самых действенных способов популяризации творчества мастеров прошлого.
Крестьянин на крыльце | |
А.В. Маковский |
Старик-крестьянин | |
А.В. Маковский |
В этой витрине были выложены и номера журнала «Аполлон», которые знакомили с еще одним представителем семьи Маковских – Сергеем Константиновичем Маковским (1877 – 1962), сыном К.Е. Маковского. Он был разносторонним человеком и остался в истории как поэт, издатель, художественный критик и организатор выставок. Сначала он учился в Александровском лицее, а с 1893 года – в гимназии Гуревича. Был студентом естественного факультета Санкт-Петербургского университета (1897 - 1900). С 1898 года начал публиковаться с критическими статьями по искусству. В этом же году познакомился с Сергеем Дягилевым и Дмитрием Философовым, полноправно войдя в круг видных деятелей культуры Серебряного века. Читал лекции по истории искусства, стал основателем и редактором журнала «Аполлон» (1909 - 1917), издавал журналы «Старые годы» и «Русская икона». После Октябрьской революции, в 1920 году, эмигрировал, жил в Праге, затем, с 1925 года, в Париже. Принимал активное участие в культурной жизни эмиграции, продолжал издательскую деятельность, писал стихи, книги, в частности, «Портреты современников» (1955) и «На Парнасе “Серебряного века”» (1962), в которых зримо представил картину русского искусства рубежа XIX – XX веков. Именно благодаря ему многие факты, связанные с историей семьи Маковских, остались в нашей памяти.