Семья Маковских

22 декабря 2021
А.Д. Клушин
Каменоломня в Нормандии
  Каменоломня в Нормандии. 1909
  В.Е. Маковский
 
 
 

Выставка «Семья Маковских», недавно проведенная в Новосибирском государственном художественном музее, была посвящена 175-летию со дня рождения Владимира Егоровича Маковского (1846 – 1920), произведения которого до сих пор популярны у любителей искусства.

Выдающийся живописец-бытописатель русской действительности конца XIX – начала XX века, В.Е. Маковский стал тем мастером, который малыми выразительными средствами достигал значительных художественных вершин в отечественном искусстве. Сюжеты его картин могли быть вдохновлены желанием обличить явления социальной несправедливости в современном обществе. И в этом он продолжал традиции, заложенные В.Г. Перовым. Но мы будем ближе к истине, если учтем его простое желание дать широкую панораму общества России пореформенного периода, в котором смешались отживавшие явления крепостного строя и новые веяния развивавшегося капитализма. Мы его лучше поймем, если увидим простую истину, заложенную в его искусстве: он любил жизнь во всех ее проявлениях. Поэтому он мог создавать картины самого широкого эмоционального воздействия, от сугубо лирических сцен, тонких по настроению, до мелкой сатиры и анекдота. Его живопись для многих стала эталоном искусства передвижников. И если теперь мы не видим в ней высоких художественных качеств в их самоценности, то в этом повинен лишь наш богатый исторический опыт восприятия импрессионизма и других новейших течений. Зато в этих небольших произведениях до сих пор значимы психологические нюансы, подчеркнутые художником в характеристике персонажей и в их поведении, тонко подмеченные говорящие детали и особая тщательность исполнения живописной поверхности картин.

Сельский вид
  Сельский вид. 1878
  А.Е. Маковская
 
 
 

Владимир Егорович Маковский происходил из семьи, известной москвичам середины XIX века своими культурными амбициями, с широким спектром связей в мире искусства.

Основоположником династии Маковских являлся Егор Иванович Маковский (1802 – 1886).  Он был деятельным человеком, обожавшим музицирование, коллекционирование произведений искусств, занятия живописью. Его имя обычно упоминают среди основателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Родившись в Звенигороде, он с 1818 года жил в Москве, где служил в канцелярии Комиссии по сооружению храма Христа Спасителя, а с 1827 года до самой старости - на должности бухгалтера в Экспедиции кремлевских строений. Он был в дружеских отношениях с акварелистом П.Ф. Соколовым, скульптором И.П. Витали, живописцами К.П. Брюлловым, В.А. Тропининым, С.К. Зарянко. Его коллекция редких гравюр перешла по наследству Владимиру Егоровичу Маковскому. У него был непростой нрав, но долгие годы семья сохраняла крепкие родственные узы.

Любовь Корниловна Маковская, урожденная Молленгауэр (1800 – 1893), мать В.Е. Маковского, была одаренной певицей и происходила из семьи немецкого фабриканта музыкальных инструментов, выходца из Померании. Смолоду готовилась к артистической карьере, была обладательницей редкого по красоте и выразительности сопрано, с успехом выступала в концертах. После замужества пела на домашних музыкальных вечерах, устраиваемых в семье Маковских. О таланте и известности Любови Корниловны говорит тот факт, что в 1866 году Николай Григорьевич Рубинштейн пригласил ее преподавательницей пения в открывшуюся Московскую консерваторию.

Портрет Ю.П. Маковской, жены художника
  Портрет Ю.П. Маковской,
жены художника
  К.Е. Маковский
 
 
 

Из пятерых детей Егора Ивановича и Любови Корниловны четверо стали художниками. К счастью для посетителей выставки все художники Маковские были представлены на ней, начиная со старшей сестры Александры.

Александра Егоровна Маковская (1837 - 1915) – старшая из выживших детей четы Маковских, талантливая, но почти не изученная художница-пейзажистка. Живописью она занялась довольно поздно – в начале 1860-х годов. Профессионального художественного образования Александра не получила, училась у своих братьев Владимира и Константина. Но известный художественный критик В.В. Стасов отмечал, что Александра Маковская была среди тех, кто не без даровитости и успеха занимается своим делом, создавая прекрасные пейзажи. С 1866 года она принимала участие в выставках. Ее работы можно было увидеть на экспозициях Императорской Академии художеств, Общества поощрения художеств, Товарищества передвижных художественных выставок, Московского общества любителей художеств, Общества русских акварелистов и даже «Мира искусства» в 1902 году. На нашей выставке А.Е. Маковская была представлена «Сельским видом», в котором идиллическое начало вкупе с русскими реалиями создают умиротворенный образ родной природы, не лишенный искренности и правдоподобия. 

Константин Егорович Маковский (1839 – 1915), старший брат В.Е. Маковского, художник необычайного дарования и широкого тематического диапазона, был одним из самых популярных живописцев своего времени. В 1851 году он поступил в Московское училище живописи и ваяния, где, став первым студентом, легко получал все возможные награды. В 1858 году был принят в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге. В 1863 году участвовал в бунте четырнадцати, отказавшись писать выпускную картину на тему из скандинавской мифологии, и покинул Академию, не получив диплома. Примкнул сначала к артели художников, возглавляемой И.Н. Крамским, а потом к передвижникам. Экспонировал свои работы на передвижных выставках и на выставках Академии художеств. Академическая манера письма, свойственная К.Е. Маковскому, удачно применялась при создании самых разных произведений, придавая им блеск и эффектность подачи материала. С 1880-х годов он был одним из самых высокооплачиваемых русских художников. На Всемирной выставке 1889 года в Париже К.Е. Маковский получил Большую золотую медаль за ряд картин. Его образы боярышень в кокошниках и сцены из древнерусского быта всегда имели шумный успех. Патриотизм художника, несмотря на длительное пребывание в Париже и успех в Европе, был причиной появления исключительной картины «Минин на площади Нижнего Новгорода, призывающий народ к пожертвованиям» (1896). Константин Егорович был трижды женат. Дети от второго брака с Ю.П. Летковой стали известными деятелями русской культуры Серебряного века: Сергей Маковский, художественный критик и поэт, и Елена Лукш-Маковская, художница, прожившая большую часть своей жизни в Германии.

Портрет девочки с голубой лентой в волосах
  Портрет девочки с голубой лентой в волосах
  К.Е. Маковский. Копия
 
 
 

В коллекции Новосибирского художественного музея хранятся его блестящий по технике исполнения акварельный портрет жены Юлии Павловны Маковской (1859 – 1956), написанный на рубеже 1880 - 1890-х годов, и большая литография «О зачем ты меня вызвал?» (1874), являющаяся иллюстрацией к повести Н.В. Гоголя «Страшная месть». Совсем недавно с именем К.Е. Маковского была связана и чудесная живописная головка девочки с распущенными волосами, перевязанными голубой лентой. Эта работа является повторением его композиции «Детская головка», датируемой 1890-ми годами и хранящейся в Костромском государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике. О популярности этого произведения говорит существование его копий, иногда попадающихся на аукционах отечественного искусства. Портрет, принадлежащий Новосибирскому художественному музею, был получен в дар от жительницы города Л.Н. Полиенко в 2006 году. Отреставрированная и одетая в новую раму, картина стала настоящим украшением выставки.

Николай Егорович Маковский (1841 – 1886) – средний из братьев Маковских, живописец, один из учредителей Товарищества передвижных художественных выставок. Получил первоначальное образование в Московском дворцовом архитектурном училище. С 1859 по 1866 год учился в Императорской Академии художеств по отделению архитектуры, при окончании которого ему было присвоено звание неклассного художника с правом производить постройки. В 1866 году Н.Е. Маковский поступил на должность архитекторского помощника при Министерстве Императорского Двора, но вскоре оставил архитектурную деятельность и занялся живописью. В 1870 году в числе пятнадцати художников подписал устав Товарищества передвижных художественных выставок. В 1872 году был исключен из Товарищества за неучастие в выставочной деятельности. C 1875 года – экспонент Товарищества, восстановлен в его членстве лишь в 1879 году. В 1872 году Академия признала Н.Е. Маковского классным художником III степени, а через год повысила в классные художники II степени. Важным событием для него стала совместная с братом Константином поездка в Египет в 1873 - 1874 годах. Николай Егорович много путешествовал по России и Украине, несколько месяцев провел в Париже среди художников русской колонии, где занимался живописью под руководством А.П. Боголюбова.

Араб верхом на верблюде. Не ранее 1874
  Араб верхом на верблюде.
Не ранее 1874
  Н.Е. Маковский
 
 
 

В нашей коллекции Н.Е. Маковский представлен картиной «Араб верхом на верблюде», исполненной не ранее 1874 года, времени посещения Египта. Эта поездка подарила художнику яркие впечатления, легшие в основу нескольких произведений с экзотическими сюжетами. Картина из новосибирского собрания написана на основе этюда, хранящегося в музее Владикавказа, где он считается работой В.В. Верещагина. Наша картина и владикавказский этюд происходят из одного источника – Государственного Русского музея, но были переданы в эти коллекции в разное время (во Владикавказ в 1940 году, а в Новосибирск – в 1958-ом) и под разными именами авторов. О том, что наша работа и этюд из Владикавказа принадлежат кисти Николая Егоровича Маковского, говорит существование картины из Чебоксарского музея под названием «Каир» (1879). На ней на переднем плане справа изображен араб на верблюде, схожий в основных чертах с образом вышеназванных произведений.

Творчество самого Владимира Егоровича Маковского на выставке было показано достаточно полно. Картина «Свекор-батюшка» (1887) является этюдом к известной композиции из Государственного Русского музея. В ней уже прописаны основные коллизии семейной драмы о властном главе семейства и несговорчивой снохе. Эта тема с главным отрицательным персонажем не привлекала художника. Таких картин у него мало. Его интересовали колоритные типажи, задушевный юмор и психологизм отношений. Эти предпочтения В.Е. Маковского вполне выразились в офортах «Швейцар», «Любитель природы» и в рисунках из нашего музея «Уличная сценка», «Старуха с посохом». Акварель «Трудный разговор» со спокойным, но несколько застопорившимся на чем-то диалогом пожилой четы за обеденным столом, когда еще не закончено чаепитие, наиболее полно воплощает его интересы как художника-наблюдателя. Владимир Егорович был также хорошим портретистом, о чем говорит его известный офорт с изображением Дмитрия Александровича Ровинского (1824 – 1895), художественного деятеля, собирателя и издателя русской гравюры и народных картинок. На полях оттиска имеется портрет дочери художника. Украшением выставки также стал пейзаж 1909 года «Каменоломня в Нормандии», сделанный художником во время путешествия во Францию. Он дает возможность почувствовать разносторонность таланта Владимира Егоровича как пейзажиста, хотя, как всегда, и в этом жанре у него находится место фигурам людей.  

Свекор-батюшка. 1887
  Свекор-батюшка. 1887
  В.Е. Маковский
 
 
 

Художественные традиции отца продолжил его сын – Александр Владимирович Маковский (1869 – 1924), ставший известным живописцем и графиком. Он был членом Товарищества передвижных художественных выставок, академиком и профессором Императорской Академии художеств. В 1884 - 1889 годах учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества в мастерских И.М. Прянишникова, В.Д. Поленова и В.Е. Маковского. После училища жил в Париже, занимался в художественной школе Фернана Кормона. По возвращении в Россию в 1894 году переехал в Санкт-Петербург и поступил в Академию художеств (мастерская И.Е. Репина), из которой блестяще выпустился в 1895 году. С 1897 года стал хранителем учебных пособий в библиотеке Педагогических курсов при Императорской Академии художеств, а в 1898 году был назначен руководителем и преподавателем Педагогических курсов. Открыл в Санкт-Петербурге частную художественную студию. С 1893 года – член Московского товарищества художников, а с 1902 года – член Товарищества передвижных выставок. В 1911 году за ряд портретов А.В. Маковскому присвоено звание академика, с 1913 года он стал профессором и руководителем Высшего художественного училища живописи, скульптуры и архитектуры Императорской Академии художеств. А.В. Маковский был автором нескольких работ и учебных пособий по технике рисунка и живописи.

На выставке с творчеством этого художника можно было познакомиться на примере картины «Охотник», типичной для него по выбору сюжета и интересу к пленэру. Он был хорошим пейзажистом, наблюдательным бытописателем, продолжателем дела отца. Два рисунка «Старик-крестьянин» и «Крестьянин на крыльце» как раз говорят о его любви к натуре и ее изучению. Несмотря на тяготение А.В. Маковского к бытовому жанру, он, как и его отец, получал заказы от императорского двора на написание парадных портретов.

В витрине экспозиционного зала были представлены открытки дореволюционных издательств и издания советского и перестроечного периодов, которые расширяли границы творческого диапазона художников, заданные подлинными вещами из коллекции музея. Эти открытки напоминали об одном из самых действенных способов популяризации творчества мастеров прошлого.

Крестьянин на крыльце
  Крестьянин на крыльце
  А.В. Маковский
 
 
 
Старик-крестьянин
  Старик-крестьянин
  А.В. Маковский
 
 
 

В этой витрине были выложены и номера журнала «Аполлон», которые знакомили с еще одним представителем семьи Маковских – Сергеем Константиновичем Маковским (1877 – 1962), сыном К.Е. Маковского. Он был разносторонним человеком и остался в истории как поэт, издатель, художественный критик и организатор выставок. Сначала он учился в Александровском лицее, а с 1893 года – в гимназии Гуревича. Был студентом естественного факультета Санкт-Петербургского университета (1897 - 1900). С 1898 года начал публиковаться с критическими статьями по искусству. В этом же году познакомился с Сергеем Дягилевым и Дмитрием Философовым, полноправно войдя в круг видных деятелей культуры Серебряного века. Читал лекции по истории искусства, стал основателем и редактором журнала «Аполлон» (1909 - 1917), издавал журналы «Старые годы» и «Русская икона». После Октябрьской революции, в 1920 году, эмигрировал, жил в Праге, затем, с 1925 года, в Париже. Принимал активное участие в культурной жизни эмиграции, продолжал издательскую деятельность, писал стихи, книги, в частности, «Портреты современников» (1955) и «На Парнасе “Серебряного века”» (1962), в которых зримо представил картину русского искусства рубежа XIX – XX веков. Именно благодаря ему многие факты, связанные с историей семьи Маковских, остались в нашей памяти.