Гении места

22 декабря 2021
В.Н. Чимитов, С.А. Беляева, Е.В. Шептунова
Портрет академика Н.А. Чинакала. 1969
  Портрет академика Н.А. Чинакала. 1969
  А.П. Фокин
 
 
 

В декабре 2021 года, объявленного в России Годом науки и технологий, в Новосибирском государственном художественном музее открылась камерная выставка «Гении места». Она представила вниманию зрителей произведения новосибирских живописцев, скульпторов и графиков, запечатлевшие известных ученых нашего города – исследователей и практиков, сыгравших значимую роль в культурном, общественном, интеллектуальном развитии Новосибирска и сибирского региона в целом. В этих работах, хранящихся в музейной коллекции, образ ученого осмысляется авторами с различных точек зрения.

Образцом портрета позднесоветского периода, классически выверенного в жанровом отношении, является произведение художника А.П. Фокина, изобразившего академика Николая Андреевича Чинакала (1888 – 1979), выдающегося специалиста в области металлургии и горного дела. Перед зрителем предстает умудренный жизнью ученый, не растерявший с годами ясность ума и сохранивший твердость характера. Все в его облике выразительно: натруженные руки, прямая, напряженная осанка, контрастирующая с уютностью мягкого кресла, в котором он сидит, высокий лоб, чеканные, жесткие контуры лица и шеи. Выявленные художником черты характеризуют внутренне собранного и цельного человека. На заднем плане изображены полки с минералами различных пород, цветов и фактур. Они подчеркивают главное призвание героя – горное дело, указывают на его значительный вклад в успешную разработку и механизацию угольных месторождений в Сибири. А.П. Фокин, в лучших традициях реалистической портретной школы, акцентировал именно те подробности образа, которые зримо отражают личность персонажа, его профессию, темперамент, интересы.

Теоретики. 1962
  Теоретики. 1962
  Х.А. Аврутис
 
 
 

Творчество Х.А. Аврутиса, еще одного яркого художника Новосибирска эпохи оттепели, приверженца сурового стиля, представлено на выставке двумя произведениями: групповым портретом молодых ученых Академгородка «Теоретики» (1962) и портретом-этюдом, изображающим основателя сибирской школы теоретической физики, доктора физико-математических наук Юрия Борисовича Румера (1901 – 1985).

Искусствовед В.С. Манин писал, что «Теоретики» – это первое произведение в отечественном искусстве 1960-х годов, посвященное миру ученых и их исследовательской работе. В этой картине Х.А. Аврутис преодолевает жанровые условности и создает собирательный образ, совмещающий в себе тенденции и группового портрета, и бытовой сцены. Молодые ученые погружены в решение сложной научной задачи. Никто из персонажей не остается без пристального, зоркого взгляда автора, который выявляет индивидуальные особенности каждого героя. Советский и американский физик Р.З. Сагдеев вспоминал: «Аврутис часто приходил к нам на семинар в Институт ядерной физики, ныне носящий имя своего основателя академика Будкера. Вот кто изображен на его картине: стоят слева Альберт Галеев, тогда аспирант, затем академик и директор Института космических исследований (ИКИ) с 1988 по 2002 годы; доктор физико-математических наук Владимир Карпман, затем профессор Института имени Вейцмана в Иерусалиме, скончался; доктор физико-математических наук Виктор Ораевский; Владимир Захаров, тогда аспирант, сейчас академик, был директором Института теоретической физики имени Ландау, сейчас профессор Аризонского университета в Тюсоне, США, в России издано несколько его поэтических сборников; сидит в ковбойке доктор физико-математических наук Георгий Заславский, после распада Союза был профессором Нью-Йоркского университета, скончался, художник-любитель; в нижнем ряду Семен Моисеев, доктор физико-математических наук, был зав. отделом в ИКИ, скончался; и внизу в центре – Ваш покорный слуга» [1].

Портрет доктора физико-математических наук Ю. Ершова. 1977
  Портрет доктора физико-математических наук Ю. Ершова. 1977
  Н.А. Толпекина
 
 
 

Х.А. Аврутис выделялся среди других художников своего поколения особой чуткостью в передаче психологических особенностей личности портретируемого. Он обращал внимание на такие внешние качества своего героя, которые наиболее полно раскрывали бы его внутренний мир, его характер, темперамент. Представленный на выставке «Портрет профессора Ю.Б. Румера» (1962) можно отнести к типу психологического портрета, а созданный в нем образ приближен к трагическому звучанию. Во внешнем облике ученого отражена вся его драматичная судьба бывшего политического заключенного: художник акцентирует внимание на его худобе, изможденности лица, выделяет глубокие морщины на лбу и впалые щеки. При этом через глубину взгляда героя живописец подчеркивает интеллектуальную приподнятость его духа. Испытания, которые Ю.Б. Румер прошел в своей молодости, оставили глубокий след на его дальнейшей жизни и повлияли на его характер. В зрелом возрасте он воспринимал несправедливости действительности с мудрой благосклонностью.

Творческое становление художников Н.А. Толпекиной и М.С. Омбыш-Кузнецова пришлось на 1970 – 1980-е годы. Обусловленностью временем можно объяснить возникновение в их живописи тенденций ретроспективизма, обновленного прочтения реализма, своеобразной игры с наивным искусством, глубокого психологизма и изощренного живописного исполнения с опорой на классическую традицию.

В «Портрете доктора физико-математических наук Ю. Ершова» (1977), написанном Н.А. Толпекиной, перед зрителем предстает крепко сложенный молодой энергичный мужчина и в то же время – уверенный в своих знаниях и компетенциях ученый. Художница отказывается от передачи характерных деталей и предметов, которые говорили бы о профессии героя, и сосредотачивает свое внимание на еще одном «герое» полотна – Академгородке с его прямыми улицами, малоэтажными типовыми постройками, обилием деревьев, огромным голубым небом и с оказавшимся посреди этого свободного для ветра пространства мальчиком, играющим с воздушным змеем. Все в этой картине призвано подчеркнуть идею свободы, энергию духа и тела и оптимистические ожидания от будущего. А чистый лист бумаги и яблоко, изображенные на столе, дополняют здесь образ ученого отголосками возвышенной идеи непрерывности памяти.

Неутомимый Вавенков. 1984
  Неутомимый Вавенков. 1984
  М.С. Омбыш-Кузнецов
 
 
 

В отличие от картины Н.А. Толпекиной, где угадываются принципы классического выстраивания композиции, характерные для жанра портрета, М.С. Омбыш-Кузнецов в своем произведении «Неутомимый Вавенков» (1984) опирается на новаторские изобразительные приемы: сложные ракурсы, монтажные совмещения фрагментов, геометрические прямые линии, коллажный принцип соединения различных деталей. Художник словно жонглирует фотографической оптикой, в которой его увлекает степень объективности в передаче действительности. В картине много деталей и подробностей, подчеркивающих профессию персонажа. Николай Васильевич Вавенков (1938 – 1996) занимался выведением скороспелых сортов пшеницы и внес существенный вклад в развитие генетики и селекции сельскохозяйственных культур1.

В графическом разделе выставки представлены четыре листа художницы Т.Г. Владовой. За пятнадцать лет работы в Новосибирске она создала целую портретную галерею современников – деятелей науки и искусства, стремясь передать не только внешнее сходство, но и богатый внутренний мир, значительность этих людей, увлеченных своим делом. Так, Борис Григорьевич Покусаев (род. 1940), известный теплофизик, проработавший около тридцати лет в Академгородке, показан в короткие минуты отдыха, хотя его задумчивый вид и устремленный в себя взгляд говорят о напряженной работе ума. А изображая основоположника сердечно-сосудистой хирургии Евгения Николаевича Мешалкина (1916 – 1997), художница создает триптих, чтобы полнее раскрыть образ великого хирурга, посвятившего свою жизнь спасению людей.

Рабочий день хирурга Е.Н. Мешалкина. Триптих. 1980
  Рабочий день хирурга Е.Н. Мешалкина
Триптих. 1980
  Т.Г. Владова
 
 
 
Рабочий день хирурга Е.Н. Мешалкина. Триптих. 1980
 
 
 
Рабочий день хирурга Е.Н. Мешалкина. Триптих. 1980
 
 
 

Интересным дополнением выставки являются три скульптурных портрета. Один из них, «Портрет Ю.В. Кондратюка», создан новосибирским скульптором В.П. Грачевым, воплотившим в этой монументально-реалистичной работе некий символ творческого гения. Два других, исполненных в шамоте талантливым скульптором В.Е. Семеновой, имеют камерный, почти интимный характер. Это портреты знаменитых академиков Михаила Алексеевича Лаврентьева (1900 – 1980) и Алексея Андреевича Ляпунова (1911 – 1973). Автор хорошо уловила выразительные черты портретируемых, пластически смягчив их благодаря легкой рыхловатости шамотовой массы и добавив насыщенности в образы за счет цвета.

Экспонируемые работы, при всей индивидуальности авторских решений, разности техник исполнения и материалов, объединяет главное – убедительный образ ученого, неутомимо созидающего и открывающего новые вершины в науке.

Примечание


1 Сотрудники Новосибирского государственного художественного музея выражают глубокую благодарность руководителю Сибирского НИИ растениеводства и селекции (СибНИИРС), доктору с.-х. наук И.Е. Лихенко и заместителю руководителя по научной работе СибНИИРС, кандидату биологических наук Г.В. Артемовой за предоставленные биографические сведения об ученом СО ВАСХНИЛ Николае Васильевиче Вавенкове.

Литература


1 Рогов М.А. «Теоретики». Этюд по иконографии позднего «сурового стиля». [Электронный ресурс] // Художественный музей. 2018. № 4 (34). URL: https://www.nsartmuseum.ru/journal/id/220 (дата обращения: 20.12.2021).