Флейта ангела. Размышления о выставке книжной графики Александра Шурица и не только о ней

27 декабря 2021
С.С. Мосиенко
С.С. Мосиенко на открытии выставки «Флейта ангела»
  С.С. Мосиенко на открытии выставки «Флейта ангела»
 
 
 

В октябре 2021 года в новосибирском центре искусств ЦК19 открылась довольно необычная выставка. Почему необычная? Да потому, что последние двадцать пять лет своей жизни экспонент занимался исключительно живописью, создав сотни холстов в узнаваемой и запоминающейся манере. Зритель в какой-то мере отвык от его графики, ассоциируя имя художника в первую очередь с холстом и маслом. А тут вдруг такое – более двухсот графических работ!

«Флейта ангела» – так кураторы выставки, Тамара Мамаева-Шуриц и Олеся Додонова, назвали экспозицию, занявшую весь второй этаж Центра культуры. Она состояла в основном из книжных иллюстраций ушедшего от нас в 2017 году художника Александра Шурица – моего друга, а во многом и наставника. Книжные иллюстрации, показанные здесь, по большей части делались к детским книгам, но на стенах выставочных залов нас встретили и плакаты, и иллюстрации к историческим произведениям, и многочисленные наброски, зарисовки. Все это любезно предоставила супруга Александра Шурица – Тамара Мамаева. Именно она после ухода Саши взяла на себя популяризацию творчества мастера, она издала замечательный альбом-двухтомник из произведений Александра и его авторских текстов, она с завидным постоянством организует выставки его работ по всей Сибири. Отдельно отмечу, что подарочный альбом «Щуриц. Живопись. Размышления», подготовленный и изданный Тамарой Дмитриевной, на недавнем международном фестивале «Книжная Сибирь», проходившем в ГПНТБ, заслуженно получил Гран-при в номинации «Книга года».

Обложка книги С.Я. Маршака «Багаж»
  Обложка книги С.Я. Маршака «Багаж». Новосибирск : Западно-Сибирское книжное издательство, 1970
 
 
 
Обложка книги К.И. Чуковского «Бармалей»
  Обложка книги К.И. Чуковского «Бармалей». Новосибирск : Западно-Сибирское книжное издательство, 1975
 
 
 
А.Д. Шуриц. Бармалей. Иллюстрация к сказке К.И. Чуковского
  Бармалей. Иллюстрация к сказке
К.И. Чуковского. 1975
  А.Д. Шуриц
  Собрание семьи художника
 
 
 

Название выставки графики было выбрано не случайно – образы ангелов в различных ипостасях сопровождали Александра Давидовича на всем его творческом пути. Только из работ с изображениями ангелов можно составить целую выставку. Один из них («Золотой ангел») долетел аж до алтарной стены храма Святого Христофора в Бристоле и находится там по сей день. Другой, сойдя с холста маэстро, навечно осел на плите новосибирского колумбария, оберегая урну с прахом художника. А сколько этих неземных сущностей присутствует только в названиях «персоналок» Александра: «Ангелы на снегу», «Ангел в тумане», «Вечер с ангелом», «Ангел в метро», «Каникулы для ангела». Теперь вот и большая персональная выставка книжной графики «Флейта ангела». Работ на ней могло быть значительно больше, но очень многие из них разлетелись по белу свету. К примеру, весомую часть творчества Шурица (в том числе и книжных иллюстраций) приобрел итальянский коллекционер Марио Романини еще в девяностые годы и с тех пор постоянно проводит Сашины выставки, аккуратно оповещая об этом семейство Александра. Кстати, книжная графика Шурица могла бы остаться и «дома», в частности, в стенах нашего художественного музея, но, к сожалению, так не сложилось. Помню, как с горечью говорил мне Саша об этом. А впрочем – это дела давно минувших дней…

Вообще-то Саша всегда мечтал заниматься живописью. Но, распределившись в Новосибирск после окончания московской Строгановки, понял, что, работая художником-конструктором в специальном художественно-конструкторском бюро министерства электротехнической промышленности, семью не прокормить. Он стал искать дополнительный заработок и, благодаря друзьям, вышел на контакт с художественным редактором Западно-Сибирского книжного издательства Виталием Порфирьевичем Минко, своим будущим и долгосрочным работодателем.  Первым изданием, которое поручили оформить молодому художнику, была детская цветная книжка С.Я. Маршака «Багаж». Могу сказать, что книгу заметили сразу. Шел 1970 год, я тогда еще не был лично знаком с Сашей, поэтому о книге узнал, увидев ее в магазине, но сразу же купил. И оформление, и макет издания мне очень понравились – «Багаж» не был похожим ни на одну из детских книжек, которые тогда появлялись на прилавках. Не менее интересно была оформлена Сашей и следующая книга – «Бармалей» К.И. Чуковского. Стало ясно, что в Новосибирске появился молодой и талантливый книжный график.

Обложка книги Р.З. Заславского «Утро всегда начинается с птиц»
  Обложка книги Р.З. Заславского
«Утро всегда начинается с птиц». Москва : Детская литература, 1981
 
 
 
Обложка книги А.В. Русанова «Хочу быть токарем»
  Обложка книги А.В. Русанова
«Хочу быть токарем». Новосибирск : Новосибирское книжное издательство, 1988
 
 
 
Обложка книги Е.И. Мельникова «Строим метро»
  Обложка книги Е.И. Мельникова
«Строим метро». Новосибирск : Западно-Сибирское книжное издательство, 1983
 
 
 

Кстати, на выставке висели рисунки-оригиналы «Бармалея», что давало возможность сопоставить подлинники с сохранившимися полиграфическими дубликатами. Понятно, что дубликат основательно проигрывает и по цвету, и по бумаге. Но в те годы качественная бумага шла в основном на политически ангажированные издания и на портреты членов политбюро, которыми были завалены все книжные магазины. Совсем недавно несколько «желтых» детских книжек, оформленных Сашей много лет назад, были вновь выпущены в столичных издательствах. На них любо-дорого посмотреть! Жаль, что переиздано только несколько книжек…

Отдельно хочется отметить и еще одну грань таланта Александра – рукописные шрифты. Писать тексты от руки было его хобби: и в заголовках книг, и в иллюстрациях он часто пользовался этим приемом. Любил он создавать и шрифтовые коллажи. На выставке таких его оригинальных находок множество. И все эти его эксперименты со шрифтовыми гарнитурами очень гармонично вписываются в канву повествования и являются полноправными художественными элементами оформления. Хочу напомнить, что в то время никаких фотошопов не существовало в принципе, все это, как нынче модно говорить, handmade work.

Одиссей и Евриал. Иллюстрация к поэме Гомера «Одиссея»
  Одиссей и Евриал. Иллюстрация к поэме Гомера «Одиссея». 1988
  А.Д. Шуриц
  Собрание семьи художника
 
 
 

Более двадцати лет Александр Шуриц, постепенно превратившись в настоящего маэстро книжной графики, сотрудничал со ставшим для него почти родным Новосибирским книжным издательством. Каких только иллюстраций не вышло из-под пера и кисти Александра Давидовича: и к «Илиаде» и «Одиссее» Гомера, и к сказочной повести Джона Роналда Руэла Толкина «Хоббит, или Туда и обратно», и к повести А.М. Волкова «Волшебник Изумрудного города», и к целому циклу познавательных книжек по освоению различных рабочих профессий, и ко многим-многим изданиям, которых в итоге случилось более двух сотен! А начиналось-то все с банального желания пополнить бюджет семьи. Мне очень нравилось присутствовать при рождении очередной книжной иллюстрации: Саша никогда не возражал, если случалось так, что я попадал к нему в мастерскую в минуты творческого процесса. Более того, часто сам звонил и приглашал посмотреть, как идет работа. К слову сказать, дверь в мастерскую Шурица всегда была открыта. Мастерская находилась на улице Советской, где работает много художников. Там очень длинный прямой коридор, и по обеим стенам – двери, двери, двери в мастерские. Обычно они всегда закрыты. Сашина дверь никогда не закрывалась. В этом полутемном тоннеле резко выделялся лоскут яркого дневного света, вырывавшийся в сумрак коридора из его полуприкрытой мастерской.

Но вернемся на выставку. К нестандартности экспозиции стоит отнести и то, что в качестве экспонатов было решено выставить и так называемые раскладки для печати. Это выполненные в черно-белой технике выкройки-заготовки для каждого отдельного в будущем цвета иллюстрации. При печати раскладки складываются вместе, получается цветной рисунок. Этот способ использовали при так называемой высокой (плашечной) печати. Главным в этой филигранной работе было скрупулезно точное совмещение отдельных элементов. Это сейчас можно, при необходимости, в соответствующих компьютерных программах, выполнить подобную работу, используя возможности послойного рисования. Тогда для такой работы использовали так называемый в народе дралоскоп: самодельную конструкцию из рамы, стекла и лампы. Так вот, такие пропущенные через дралоскоп черно-белые раскладки тоже висели на выставке, являя собой несколько странные, но вполне самостоятельные графические листы. Этакие полуабстрактные фантазии. 

  Терсит и Агамемнон. Иллюстрация к поэме Гомера «Илиада». 1987
  А.Д. Шуриц
  Собрание семьи художника
 
 
 

Перехожу из одного зала в другой, а по пятам следует память, высвечивая те или иные эпизоды из прошлого. Вот стена, завешанная набросками и кроки будущих полотен. Среди этой подготовительной блиц-графики нахожу себя, точнее свою голову (тогда мои усы были еще черными!). Саша задумал написать полотно «Яблоко раздора» (по древней легенде про Париса, трех красавиц – Геру, Афину Палладу и Афродиту, а также про золотое яблоко, которое Парис должен был вручить прекраснейшей из троих красавиц). Так вот, на роль Париса Шуриц выбрал меня! Это, конечно же, очень польстило моему самолюбию, и я с воодушевлением позировал ему, а он делал как раз вот этот портрет-набросок, который теперь висит передо мной на выставке… Через какое-то время Саша позвал меня посмотреть готовую картину. Я отправился к нему в мастерскую, в предвкушении удовольствия от созерцания «нетленки». Каково же было мое удивление, когда на полотне среди трех красавиц я обнаружил себя-Париса, в своем зеленом свитере, но вместо головы у меня было… большое зеленое яблоко! Нет, все-таки не зря Александра Давидовича обзывали сюрреалистом!

А вот еще одно воспоминание. Смотрю на многофигурные книжные композиции в экспозиции выставки и как бы слышу рассказ Саши, только что вернувшегося из издательства. Он весело описывает свою встречу с В.П. Минко, который забраковал несколько иллюстраций из-за того, что количество людей, изображенных в толпе, не совпадало с количеством нарисованных у этих людей ног! «Сидел и пересчитывал!» - смеется Саша. Надо сказать, что Виталий Порфирьевич был действительно человеком придирчивым, я бы даже сказал – педантом, ибо я сам не раз сталкивался с его профессиональной въедливостью. Но, как ни странно, это шло художникам на пользу.

  Райские врата. 2012-2013
  А.Д. Шуриц, С.А. Гребенников
  Витраж в синагоге общественно-культурного центра «Бейт Менахем». Новосибирск
 
 
 

Значительная часть экспозиции была отведена эскизам витража, которые Саша делал по заказу Новосибирского Еврейского общественно-культурного центра «Бейт Менахем» для расположенной на его территории синагоги. В 2014 году эта работа была отмечена Серебряным дипломом на Российском фестивале-конкурсе архитектуры и дизайна «Золотая капитель». Витраж называется «Райские врата». Двенадцать квадратных композиций (100х100 см) были созданы по известным библейским сюжетам. Крупные эскизы, развешанные по залу, демонстрировали ту большую работу, которая была проделана совместно художниками Александром Шурицем и Сергеем Гребенниковым. Сергей непосредственно воплощал замысел Александра уже в материале, используя технику Тиффани и витражное стекло «Спектрум». Короче – заморочки еще те! В этой работе Саша выступил в несвойственной для себя роли художника-прикладника: нужно было совершенно по-новому, с точки зрения живописца, взглянуть на предлагаемые к реализации сюжеты. Ухитриться «втиснуть» их в определенные технологические рамки, стилизовав изображения под жесткие «правила игры». Поначалу было трудно, и все же, говоря языком советских газетных передовиц, тандем Шуриц-Гребенников с честью справился с поставленной задачей! И в этом можно убедиться, посетив общественно-культурный центр «Бейт Менахем» – он находится в центре Новосибирска, на улице Щетинкина. Но в синагоге вы увидите конечный результат, а на выставке в ЦК19 была представлена подготовительная эскизная работа Шурица, процессы поиска решений, что давало уникальную возможность как бы проследить, а точнее даже – «подсмотреть» ход мысли мастера.

Александр не только оформлял книги, но и очень любил читать. Большая домашняя библиотека и очень грамотно подобранная библиотека в мастерской были тому подтверждением. Причем, и та, и другая библиотеки являлись «рабочими». Я не раз убеждался в этом. В наших разговорах довольно часто возникали вопросы, касающиеся творческой, биографической или энциклопедической информации, а также потребность в уточнении иных документальных доказательств из мира искусства и литературы, и Саша моментально извлекал с полки нужную книгу и раскрывал ее в нужном месте. Читал он много и постоянно. С годами у него выработался своеобразный ритуал: получив пенсию, он непременно отправлялся в книжный магазин и приобретал новую книгу. Читать с экрана монитора мэтр категорически отказывался. Считал, что книгу, как и Музу, нужно ощущать.

Готовя эти заметки о «картинках с выставки» и в очередной раз просматривая вышеупомянутый альбом об Александре Давидовиче, я наткнулся на его эссе «О бессмертии». Начинается оно такими строками: «Неофициальная Новосибирская академия изящных искусств имени Леонардо да Винчи за все хорошее, что я сделал в области искусства, наградила меня орденом «Золотое сечение» (серебро, золото) №4 с изображением знаменитого виртуального человека с рисунка Леонардо да Винчи. К ордену прилагался диплом о присвоении мне скромного пожизненного звания «Бессмертный». Спасибо Академии. Вот так просто, господа, я был поставлен перед фактом соприкосновения с вечностью».

Ну, а я, пожалуй, этими пророческими строками и закончу нашу прогулку по выставке книжной графики Александра Шурица в стенах ЦК19. Спасибо всем, кто был с нами.