Атрибуция как детектив. Часть вторая. Место
Вид Субиако от моста Сан Франческо | |
Л.Ф. Лагорио |
Мост Сан Франческо в Субиако |
Сотрудники музеев постоянно сталкиваются с тем, что многие произведения искусства, даже весьма известные и, казалось бы, достаточно изученные, готовы преподносить все новые и новые загадки. Что же говорить о тех картинах, которые не так известны. В них заключено много тайн, еще не раскрытых. К таким произведениям относилось до недавнего времени и полотно из собрания нашего музея, принадлежащее кисти известного русского пейзажиста второй половины XIX века Льва Феликсовича Лагорио, – «Пейзаж с мостом и крепостью на горе».
Эта картина, благодаря ее высокому живописному качеству, всегда была в экспозиции, с момента поступления в музей. Она прибыла в Новосибирск в 1958 году из Павловска, где в послевоенные годы хранились не востребованные произведения искусства из разрушенных пригородных дворцов Ленинграда. Ранее она принадлежала императорской семье и украшала Александровский дворец, любимую резиденцию Николая II.
Александровский дворец, прекраснейший памятник русского классицизма, усилиями выдающегося искусствоведа Анатолия Михайловича Кучумова (1912 – 1993), ставшего с 1937 года сначала его хранителем, а потом и директором, был с одобрения И.В. Сталина превращен в мемориальный музей последнего российского императора и его семьи. Начались реставрационные работы, прерванные Великой Отечественной войной.
Субиако | |
А. Жиру | |
Музей Метрополитен. США |
После окончания войны во дворце располагалось Центральное хранилище музейных фондов пригородов Ленинграда (ЦХМФ), которое возглавил все тот же А.М. Кучумов. Одновременно шли восстановительные работы, но в 1951 году постановлением правительства Александровский дворец был передан Военно-морскому ведомству, а дворцовая коллекция, находившаяся в составе эвакуированных предметов в ЦХМФ, поступила в Павловский дворец-музей. Видимо, в связи с тем, что Александровский дворец потерял статус музея, некоторые произведения и попали в нашу тогда только что образованную картинную галерею.
Картина прибыла в Новосибирск под названием «Кавказский пейзаж». Это название было на старой этикетке на ее обороте. И хотя художник бывал на Кавказе и у него имеются картины с кавказскими мотивами и сюжетами, наша по антуражу никак не подходила под кавказские реалии. Мост и облик города на холме имеют явно европейский характер. В 1989 году название было изменено на описательное «Пейзаж с мостом и крепостью на горе», по аналогии с наименованием небольшого этюда (13х18,5 см) Л.Ф. Лагорио, включенного в каталог живописи Государственного Русского музея, который был издан в 1980 году. Судя по названию, этот пейзаж был близок нашей картине, хотя его воспроизведение в каталоге ГРМ отсутствует, и невозможно было говорить в то время о полном родстве нашего холста и этюда из ГРМ.
Все время, с тех пор как я стал хранить старую живопись, меня беспокоил вопрос о месте, воспроизведенном на полотне. Недавний период дистанционной работы, связанный с коронавирусной пандемией и позволивший не отвлекаться на каждодневную музейную суету, привел меня к мысли наконец-то попытаться разобраться с картиной Лагорио и найти натуру, вдохновившую художника.
В таких поисках Интернет теперь способен помочь. Я начал исследовать маленькие городки вокруг Рима, ибо был глубоко убежден, что живописец изобразил один из них, столь привлекавших художников Европы и России. В коллекции нашего музея уже имеется вид известного городка Ариччи, когда-то приписывавшийся кисти Сильвестра Щедрина. Самым популярным среди художников, начиная с эпохи Возрождения, был город Тиволи (древний Тибур), имеющий богатую иконографию. Но и у других поселений можно найти достаточно интересный «послужной» список изображений.
Субиако. 1924. Литография | |
А. Канольдт |
Лев Феликсович Лагорио (1827 – 1905) после окончания Академии художеств в Санкт-Петербурге во время своего пенсионерства с 1852 года жил за границей. С 1854 по 1860 год местом его пребывания был Рим, в окрестности которого он выезжал для поиска натуры. Так, его широко известная картина из Третьяковской галереи «Фонтан Аннибала в Рокка-ди-Папа близ Рима» (1857 – 1859) изображает местность, расположенную к юго-востоку от итальянской столицы, в 25 километрах от нее.
В ведущемся атрибуционном поиске особенно важно было обращать внимание на наличие крепости или монастырей на горах, так как это является отличительной чертой нашей картины. Но если учесть, что все маленькие городки в горных районах Италии, и области Лацио в частности, расположены на холмах, то дело шло не столь бойко, как мне хотелось бы. Не перечисляя все, что я просмотрел не без удовольствия, скажу, что городок Субиако отвечал всем требованиям, которые предлагала картина. В Субиако есть речка, есть арочный мост через нее, есть крепость на горе и городские постройки у ее подножия, а также горы, замыкающие панораму живописного пейзажа.
Мало того, в процессе поиска, чтобы убедиться в точности моих предположений, я обратился к иконографии Субиако, что дало приятные и безоговорочные результаты моей правоты. Самой примечательной картиной в этом плане стал пейзаж французского художника Андре Жиру (1801 – 1879) из музея Метрополитен в Нью-Йорке, написанный почти с той же точки зрения, с которой писал город и Лагорио. Кроме того, шведский художник Густав Вильгельм Пальм (1810 – 1890) оставил нам вид с того же места, что и Лагорио, а также еще два вида Субиако с других точек зрения.
Живописнейшие окрестности с ущельями реки Аньене, текущей к Тиволи, чтобы пасть там с высоты каскадами знаменитых водопадов, и крепостной характер самого городка придавали ему очарование и пробуждали желание запечатлеть красоту местной дикой природы. Город привлекал к себе внимание и других живописцев. Он сам и его окрестности вдохновляли австрийца Йозефа Антона Коха (1768 – 1839) и немцев от Якоба Вильгельма Мехау (1745 – 1808), Карла Блехена (1798 – 1840) и Августа Альборна (1796 – 1857) до Александра Канольдта (1881 – 1939). В интерпретации Канольдта знаменитое место весьма похоже на крепость, рожденную фантазией Толкина.
Субиако. Современный вид |
Субиако – город с весьма долгой историей, восходящей к Древнему Риму. Он известен как религиозный центр с несколькими монастырями, основанными святым Бенедиктом Нурсийским (480 – 547) и его сестрой-близнецом святой Схоластикой (480 – 547). Над Субиако живописно вздымается крепость-аббатство, чье строительство началось в 1073 году. Через реку Аньене в 1358 году был перекинут мост Святого Франциска с 37-метровым пролетом. Субиако – место рождения итальянского книгопечатания. Здесь в 1464 году обосновались немецкие монахи-первопечатники Арнольд Паннарц и Конрад Свейнхейм. Субиако – также родина двух известнейших в истории женщин: правительницы Лукреции Борджиа и актрисы Джины Лоллобриджиды.
17 марта сего года в нашем музее открылась небольшая выставка «Атрибуция места. География и картина». На ней было представлено более полутора десятков произведений живописи и графики, в названии которых произошли заметные изменения: уточнения изображенных видов городов, улиц, зданий, парков, сделанные нашими сотрудниками, хранителями коллекций. Эта выставка сугубо научного характера имела популярность у посетителей. Картина Льва Феликсовича Лагорио занимала на ней центральное место.
В заключение скажем, что в каталоге Государственного Русского музея 2016 года небольшая картина Лагорио наконец-то была воспроизведена. Она является фактически этюдом к нашему полотну, но у ней так и осталась название «Вид на мост и замок на горе», что, впрочем, совершенно справедливо.