Атрибуция как детектив. Часть вторая. Место

05 июля 2022
А.Д. Клушин
Л.Ф. Лагорио. Вид Субиако от моста Сан Франческо
  Вид Субиако от моста Сан Франческо
  Л.Ф. Лагорио
 
 
 
Мост Сан Франческо в Субиако
  Мост Сан Франческо в Субиако
 
 
 

Сотрудники музеев постоянно сталкиваются с тем, что многие произведения искусства, даже весьма известные и, казалось бы, достаточно изученные, готовы преподносить все новые и новые загадки. Что же говорить о тех картинах, которые не так известны. В них заключено много тайн, еще не раскрытых. К таким произведениям относилось до недавнего времени и полотно из собрания нашего музея, принадлежащее кисти известного русского пейзажиста второй половины XIX века Льва Феликсовича Лагорио, – «Пейзаж с мостом и крепостью на горе».

Эта картина, благодаря ее высокому живописному качеству, всегда была в экспозиции, с момента поступления в музей. Она прибыла в Новосибирск в 1958 году из Павловска, где в послевоенные годы хранились не востребованные произведения искусства из разрушенных пригородных дворцов Ленинграда. Ранее она принадлежала императорской семье и украшала Александровский дворец, любимую резиденцию Николая II.

Александровский дворец, прекраснейший памятник русского классицизма, усилиями выдающегося искусствоведа Анатолия Михайловича Кучумова (1912 – 1993), ставшего с 1937 года сначала его хранителем, а потом и директором, был с одобрения И.В. Сталина превращен в мемориальный музей последнего российского императора и его семьи. Начались реставрационные работы, прерванные Великой Отечественной войной.

Субиако
  Субиако
  А. Жиру
  Музей Метрополитен. США
 
 
 

После окончания войны во дворце располагалось Центральное хранилище музейных фондов пригородов Ленинграда (ЦХМФ), которое возглавил все тот же А.М. Кучумов. Одновременно шли восстановительные работы, но в 1951 году постановлением правительства Александровский дворец был передан Военно-морскому ведомству, а дворцовая коллекция, находившаяся в составе эвакуированных предметов в ЦХМФ, поступила в Павловский дворец-музей. Видимо, в связи с тем, что Александровский дворец потерял статус музея, некоторые произведения и попали в нашу тогда только что образованную картинную галерею.

Картина прибыла в Новосибирск под названием «Кавказский пейзаж». Это название было на старой этикетке на ее обороте. И хотя художник бывал на Кавказе и у него имеются картины с кавказскими мотивами и сюжетами, наша по антуражу никак не подходила под кавказские реалии. Мост и облик города на холме имеют явно европейский характер. В 1989 году название было изменено на описательное «Пейзаж с мостом и крепостью на горе», по аналогии с наименованием небольшого этюда (13х18,5 см) Л.Ф. Лагорио, включенного в каталог живописи Государственного Русского музея, который был издан в 1980 году. Судя по названию, этот пейзаж был близок нашей картине, хотя его воспроизведение в каталоге ГРМ отсутствует, и невозможно было говорить в то время о полном родстве нашего холста и этюда из ГРМ.

Все время, с тех пор как я стал хранить старую живопись, меня беспокоил вопрос о месте, воспроизведенном на полотне. Недавний период дистанционной работы, связанный с коронавирусной пандемией и позволивший не отвлекаться на каждодневную музейную суету, привел меня к мысли наконец-то попытаться разобраться с картиной Лагорио и найти натуру, вдохновившую художника.

В таких поисках Интернет теперь способен помочь. Я начал исследовать маленькие городки вокруг Рима, ибо был глубоко убежден, что живописец изобразил один из них, столь привлекавших художников Европы и России. В коллекции нашего музея уже имеется вид известного городка Ариччи, когда-то приписывавшийся кисти Сильвестра Щедрина. Самым популярным среди художников, начиная с эпохи Возрождения, был город Тиволи (древний Тибур), имеющий богатую иконографию. Но и у других поселений можно найти достаточно интересный «послужной» список изображений.

  Субиако. 1924. Литография
  А. Канольдт
 
 
 

Лев Феликсович Лагорио (1827 – 1905) после окончания Академии художеств в Санкт-Петербурге во время своего пенсионерства с 1852 года жил за границей. С 1854 по 1860 год местом его пребывания был Рим, в окрестности которого он выезжал для поиска натуры. Так, его широко известная картина из Третьяковской галереи «Фонтан Аннибала в Рокка-ди-Папа близ Рима» (1857 – 1859) изображает местность, расположенную к юго-востоку от итальянской столицы, в 25 километрах от нее.

В ведущемся атрибуционном поиске особенно важно было обращать внимание на наличие крепости или монастырей на горах, так как это является отличительной чертой нашей картины. Но если учесть, что все маленькие городки в горных районах Италии, и области Лацио в частности, расположены на холмах, то дело шло не столь бойко, как мне хотелось бы. Не перечисляя все, что я просмотрел не без удовольствия, скажу, что городок Субиако отвечал всем требованиям, которые предлагала картина. В Субиако есть речка, есть арочный мост через нее, есть крепость на горе и городские постройки у ее подножия, а также горы, замыкающие панораму живописного пейзажа.

Мало того, в процессе поиска, чтобы убедиться в точности моих предположений, я обратился к иконографии Субиако, что дало приятные и безоговорочные результаты моей правоты. Самой примечательной картиной в этом плане стал пейзаж французского художника Андре Жиру (1801 – 1879) из музея Метрополитен в Нью-Йорке, написанный почти с той же точки зрения, с которой писал город и Лагорио. Кроме того, шведский художник Густав Вильгельм Пальм (1810 – 1890) оставил нам вид с того же места, что и Лагорио, а также еще два вида Субиако с других точек зрения.

Живописнейшие окрестности с ущельями реки Аньене, текущей к Тиволи, чтобы пасть там с высоты каскадами знаменитых водопадов, и крепостной характер самого городка придавали ему очарование и пробуждали желание запечатлеть красоту местной дикой природы. Город привлекал к себе внимание и других живописцев. Он сам и его окрестности вдохновляли австрийца Йозефа Антона Коха (1768 – 1839) и немцев от Якоба Вильгельма Мехау (1745 – 1808), Карла Блехена (1798 – 1840) и Августа Альборна (1796 – 1857) до Александра Канольдта (1881 – 1939). В интерпретации Канольдта знаменитое место весьма похоже на крепость, рожденную фантазией Толкина.

Субиако. Современный вид
  Субиако. Современный вид
 
 
 

Субиако – город с весьма долгой историей, восходящей к Древнему Риму. Он известен как религиозный центр с несколькими монастырями, основанными святым Бенедиктом Нурсийским (480 – 547) и его сестрой-близнецом святой Схоластикой (480 – 547). Над Субиако живописно вздымается крепость-аббатство, чье строительство началось в 1073 году. Через реку Аньене в 1358 году был перекинут мост Святого Франциска с 37-метровым пролетом. Субиако – место рождения итальянского книгопечатания. Здесь в 1464 году обосновались немецкие монахи-первопечатники Арнольд Паннарц и Конрад Свейнхейм. Субиако – также родина двух известнейших в истории женщин: правительницы Лукреции Борджиа и актрисы Джины Лоллобриджиды.

17 марта сего года в нашем музее открылась небольшая выставка «Атрибуция места. География и картина». На ней было представлено более полутора десятков произведений живописи и графики, в названии которых произошли заметные изменения: уточнения изображенных видов городов, улиц, зданий, парков, сделанные нашими сотрудниками, хранителями коллекций. Эта выставка сугубо научного характера имела популярность у посетителей. Картина Льва Феликсовича Лагорио занимала на ней центральное место.  

В заключение скажем, что в каталоге Государственного Русского музея 2016 года небольшая картина Лагорио наконец-то была воспроизведена. Она является фактически этюдом к нашему полотну, но у ней так и осталась название «Вид на мост и замок на горе», что, впрочем, совершенно справедливо.