Два портрета
(атрибуция эскизов Р.Р. Фалька из собрания НГХМ)

05 июля 2022
О.А. Черепенина
Портрет Нарышкиной. 1929
  Портрет Нарышкиной. 1929
  Р.Р. Фальк
 
 
 

Одним из шедевров Новосибирского государственного художественного музея является живописный «Портрет Нарышкиной» Роберта Рафаиловича Фалька – бесценный дар жены художника Ангелины Васильевны Щекин-Кротовой. Холст поступил в галерею в 1969 году. В 1981 году по просьбе сотрудников вдова передала музею три листа с подготовительными рисунками для портрета Нарышкиной.

По утверждению С.Т. Рихтера, друга художника, и А.В. Щекин-Кротовой, Фальк рассказывал, что познакомился с моделью, происходившей из дворянского рода Нарышкиных, в парижском кафе, где она работала официанткой [3, с. 525].

Научный сотрудник нашего музея И.Л. Косенкова выдвинула интересную версию о том, что на портрете изображена Зинаида Диомидовна Нарышкина (1883? – 1953), действительно являвшаяся представительницей известной аристократической семьи, но проживавшая в конце 1920-х годов в Париже не в эмиграции, а в качестве супруги командированного туда высокопоставленного советского чиновника С.И. Лаврова. Основанием послужило знакомство И.Л. Косенковой с родственниками З.Д. Нарышкиной, их устные воспоминания и данные хранящегося у них дневника предполагаемой модели [1].

Анализируя подготовительные рисунки к «Портрету Нарышкиной», И.Л. Косенкова отмечает различие в них стилистических приемов, влияющих на содержание образа Нарышкиной, что отчасти объясняется наличием упомянутого родственниками другого живописного варианта портрета, местонахождение которого неизвестно. Впрочем, не доказан и сам факт его существования.

Портрет М.Л. Шабшай. 1929
  Портрет М.Л. Шабшай. 1929
  Р.Р. Фальк
  Частное собрание. Москва
 
 
 

В вышедших в 2018 году дополнениях к великолепному каталогу-резоне живописи Фалька, составленных старшим научным сотрудником Третьяковской галереи Юлией Владимировной Диденко, был опубликован ранее незнакомый искусствоведам «Портрет Марии Лазаревны Шабшай» [2, с. 28–29]. Он был атрибутирован Ю.В. Диденко в 2011 году, имя модели впервые указано в каталоге одного из аукционов MacDougall`s 2013 года.

Мария Лазаревна Шабшай, урожденная Авербух (1890 – 1983) – жена инженера и предпринимателя Александра Фабиановича Каган-Шабшая. Выпускница высших женских курсов; работала в Эрмитаже, Публичной библиотеке. С 1927 года она жила с мужем во Франции. Является одним из основателей и первым хранителем Музея еврейского искусства в Париже.

Фальк был знаком с Шабшаями с середины 1910-х годов. В 1928 году художник встречался с ними в Париже. Портрет был заказан самой моделью, что подтверждают письма Фалька из Парижа, адресованные матери. «Я имею вроде двух заказов. Должен рисовать портрет жены Шабшая, а во-вторых, сделать плакаты для «Ночь на старом рынке» для Берлина» (письмо М.Б. Фальк от августа 1928 года). «Во-первых, я продал одну работу <…>, во-вторых г-жа Шабшай опять предлагает мне позировать…» (письмо М.Б. Фальк от 11 декабря 1928 года). Согласно сведениям Ю.В. Диденко, из собрания М.Л. Шабшай картина попала в частную коллекцию за рубежом, нигде не выставлялась, поэтому и не была известна; в настоящее время она находится в частном собрании в Москве.

Атрибуция картины позволила Ю.В. Диденко определить большинство графических листов, считавшихся рисунками для «Портрета Нарышкиной», как подготовительные работы для «Портрета М.Л. Шабшай». При работе художника над портретами двух разных моделей отличия подготовительных рисунков закономерны и заметны.

Сидящая в желтом платье. Париж. 1929
  Сидящая в желтом платье. Париж. 1929
  Р.Р. Фальк
 
 
 

Из трех новосибирских листов один бесспорно является эскизом-вариантом «Портрета Нарышкиной» («Сидящая в желтом платье. Париж». 1929. Инв. № Г-1927). Два других рисунка вслед за исследователем из ГТГ можно отнести к группе эскизов к «Портрету М.Л. Шабшай» («Подпирающая голову рукой. Париж». 1929. Инв. № Г-1990; «Сидящая с поднятой рукой. Париж». 1929. Инв. № Г-1991). В этих эскизах-вариантах художник ищет положение для правой руки модели: опираясь на локоть, в первом случае, она поддерживает голову ниже уха; во втором – держит предплечье почти под прямым углом, не касаясь кистью головы.  Два наброска на обороте первого листа также связаны с «Портретом Шабшай». В наброске коричневой акварелью правая рука женщины с опорой на локоть поднята, левая лежит на коленях («Сидящая в повороте с поднятой рукой. Париж». Набросок. 1929). В намеченной карандашом полуфигуре со срезанной краем листа головой изображенная подпирает голову левой рукой, правая – согнута в локте перед грудью («Женская полуфигура. Париж». Набросок. 1929).

В двух близких нашим эскизах – из Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина и частного московского собрания – так же, как на полотне, художник отказывается от изображения правой руки. Данная в сложном ракурсе (туловище в ¾ влево, голова в легком ¾ повороте вправо) фигура сидящей женщины с лежащей на колене вытянутой левой рукой закрывает отведенную назад правую.

Во всех подготовительных рисунках к портрету Шабшай у модели прическа со слегка закрывающими уши волосами, платье с удлиненным вырезом и рукавами в три четверти с воланами, браслет – то на правой, то на левой руке.  На эскизе же к портрету Нарышкиной и самой картине портретируемая одета в жакет с длинными узкими рукавами и отложным воротником и в облегающую голову шляпку-клош.

Основываясь на сходстве модели в графических работах нашего музея и в названом живописном портрете, а также на выводах Ю.В. Диденко, Атрибуционный совет Новосибирского государственного художественного музея принял решение определить два из трех листов, находящихся в новосибирском собрании и ранее считавшихся подготовительными рисунками для «Портрета Нарышкиной», как подготовительные рисунки к «Портрету Марии Лазаревны Шабшай» 1929 года.

Сидящая в повороте с поднятой рукой
  Слева направо:
Подпирающая голову рукой. Париж. 1929;
Женская полуфигура. Сидящая в повороте с поднятой рукой. Париж. Наброски на обороте листа «Подпирающая голову рукой. Париж». 1929
Сидящая с поднятой рукой. Париж. 1929;
  Р.Р. Фальк
 
 
 

Литература


1 Косенкова И.Л. Графика Р. Р. Фалька в Новосибирском художественном музее: новые материалы о портрете Нарышкиной. // Современный музей в культурном пространстве Сибири : материалы юбилейной научной конференции (12–13 ноября 2008 года), посвященной 50-летию Новосибирского государственного художественного музея / составитель, редактор А. Д. Клушин. Новосибирск, 2009. С. 71-79.
2 Роберт Фальк. Живопись : Дополнения к каталогу-резоне / составитель Ю. В. Диденко. М. : Три квадрата, 2018. 278 с.
3 Сарабьянов Д.В., Диденко Ю.В. Живопись Роберта Фалька : Полный каталог произведений. М. : КомпьютерПресс, 2006. 872 с.