Святой покровитель

06 июля 2022
Т.Л. Толкачева
Икона

В конце июня 2022 года в Новосибирском государственном художественном музее открылась выставка «Святой покровитель», знакомящая с иконописными образами Николая Чудотворца, которые имеют особое значение для нашего города.

С именем святого Николая связаны важные вехи становления и развития Новосибирска, ранее называвшегося Ново-Николаевском. Первым русским поселением на территории современной столицы Сибири был Никольский погост. Позже, с 1895 года, поселок проектировщиков и строителей моста через Обь именовался Новониколаевским.  В 1915 году, уже в городе Ново-Николаевске, получившем это название с 1903 года, была построена часовня в честь святого покровителя города – Святителя Николая.

В экспозиции выставки представлены иконы XVIII – XIX и начала XX века, посвященные святому Николаю, которые хранятся в собрании Новосибирского государственного художественного музея. Большинство произведений поступило в музейный фонд из Новосибирской области, из мест их бытования. Иконы попадали сюда переселенческими путями из Центральной России, передавались в здешние храмы через епархию, создавались народными мастерами в местных центрах. Они характеризуются разным профессиональным уровнем живописи, что указывает на их создание в различных центрах иконописания – во Владимирской, Костромской, Вологодской и в Новосибирской областях.

Святитель Николай Можайский с житием
  Святитель Николай Можайский с житием
 
 
 

Николай Чудотворец – самый почитаемый святой в христианском мире. Он с детства преуспел в изучении Священного Писания, посвятив свою жизнь служению христианству. Был избран архиепископом города Миры. Боролся с язычеством, защищая христианскую веру от ересей. Традиция изображения сцен из жития Николая Чудотворца появляется в Византии с XI столетия, а к ХIV веку распространяется и на Руси.

Центральное место на выставке отведено большой иконе «Святитель Николай Можайский с житием», датируемой концом XVII – началом XVIII века и происходящей из церкви села Чухлома Галичского района Костромской области, куда сотрудниками музея была совершена научная экспедиция в 1968 году.

Впервые определение иконографии «Никола Можайский» упоминается в писцовых книгах города Можайска в 1595 – 1598 годах, вероятно, для отличия от других иконографических образов Святителя. Фронтальное изображение фигуры в полный рост напоминало композицию иконографии «Николы Зарайского» с Евангелием в руках.

Появление необычного образа святого, держащего в правой руке меч, а в левой город-крепость, связано с преданием о чудесном спасении Можайска. Когда к его стенам подошли враги, в воздухе, над Никольским собором, явилась фигура Николая с мечом в руках, укрепляя дух защитников и устрашая врагов. С ХV века в русской иконописи получил широкое распространение образ Николая Можайского, почитаемого в роли покровителя христианских городов.                    

В среднике иконы представлена фигура святого Николая с мечом и крепостью в руках, на фоне пейзажа с белокаменными стенами города. Сюжеты житийных клейм, окружающих средник, посвящены событиям жития святого и чудесам, совершенным им.

Икона

Большое число икон поступило в музей в 1968 году из поселка Колывань Новосибирской области, когда там был закрыт храм Александра Невского, а оставшиеся иконы переданы в Новосибирск. Это был второй по значению храм в Колывани, имевший большой иконостас (длиной 7,5 метра, а высотой более 9 метров). При содействии Томской епархии он был украшен большими алтарными иконами, исполненными во второй половине ХIХ века профессиональными мастерами академической живописи. Это иконы «Апостол Петр», «Апостол Павел», «Пророк Илья». Монументальность образов сочетается в них с реалистической манерой письма ликов и фигур, с естественностью пластического существования в условном пространстве фона. Много других икон было принесено в дар храму. Они были созданы народными мастерами разного профессионального уровня. Стилистически они близки к художественным традициям иконописи Поволжья, Украины, русского Севера и местных центров Сузуна и Колывани.

Святой Николай почитался на Руси наравне с главными христианскими образами – Иисусом Христом и Богоматерью. Спасителя и Богородицу изображают рядом с Николаем в соответствии с преданием о Первом Вселенском соборе, где святой выступил в защиту Богоматери и Триединого Бога, за что был осужден и посажен в темницу. Явившиеся Николаю Спас и Богородица оправдали его и вернули ему Евангелие и омофор. Каноническая композиция, связанная с этим сюжетом, представляет поясные изображения Христа и Марии, обращенных к Николаю с облаков. На иконе «Спас Вседержитель, Богоматерь с Младенцем и Святитель Николай Чудотворец» дано иное представление святой триады. Свободная расстановка фигур в полный рост, изображение Богоматери с Младенцем на руках, наряду с другой ипостасью Христа как Спаса в центре, указывает на сильное влияние европейской живописи на творчество провинциальных мастеров ХIХ века.

В многофигурных композициях Николая Угодника всегда изображают в ряду святых, живших в разные эпохи, но близких ему по духу и деяниям. Так, на иконе «Избранные святые» не случаен подбор персоналий окружения: ветхозаветный пророк Осия, апостол Андрей, мученица Варвара. И главные герои – Александр Невский и Николай Мирликийский, считавшиеся покровителями русских царей. Это произведение, созданное на рубеже ХIХ – ХХ веков, отличает высокий профессиональный уровень письма, а множество орнаментальных элементов, золочение и яркость колорита определяют празднично-торжественную трактовку сюжета.

Избранные святые Иаков, Никола, Дионисий
  Избранные святые Иаков, Никола, Дионисий
 
 
 

Изображение трех «отцов Церкви» на иконе «Избранные святые: Иаков, Никола, Дионисий» продолжает новгородскую традицию «избранных святых», обычно показанных в ряд, почти фронтально, в строгой симметричной и уравновешенной композиции. Представлены три иерарха, из числа наиболее чтимых: один из двенадцати апостолов, ученик Христа Иаков, Николай Мирликийский и Дионисий Ареопагит – один из семидесяти апостолов, философ, автор богословских трактатов, известных как «Ареопагитики». Идейное содержание иконы заключено в прославлении власти и духовного авторитета святителей.

С XVIII века на Урале и в Сибири получили распространение иконы с изображением святых чудотворцев Симеона Верхотурского и Николы, обращенных друг к другу в молитвенном собеседовании, на фоне Верхотурского Свято-Николаевского монастыря. В Верхотурье, на поклонение мощам, стекались паломники с русского Севера, Поволжья, Сибири. Иконы создавались для богомольцев по заказам Верхотурской Николаевской обители в Екатеринбурге, Перми, Невьянске, Палехе, Мстере и других центрах. Икона «Симеон Верхотурский и Никола», написанная не ранее ХIХ – начала ХХ века, представляет упрощенный вариант традиционной композиции, с более скромным пейзажем, колористической сдержанностью, отсутствием орнаментальных мотивов.

Николай Угодник и Пророк Илья в русской традиции являются покровителями водных стихий, вступая в свои права в определенное время года. В народном восприятии Илья представлялся в виде могучего старца, посылающего огненные стрелы с небес, иногда держащего свиток с предсказанием о явлении Спасителя. На иконе «Илия Пророк и Никола» Илья изображен со свитком и мечом в руке как средством устрашения, а Николай – с крестом и Евангелием. Оба они призваны поражать бесов и людей, которые не следуют Закону Божьему: грозный Илья – как карающий меч, а Никола – дающий Спасение и прощение.

В 70-х годах ХХ века музейное собрание икон пополнилось благодаря научным экспедициям в районы Новосибирской области. Сотрудники музея В.Я. Кашкалда, Ю.В. Блинова, посетив села Кыштовского, Венгеровского, Чановского районов, привезли много икон, попавших к нам с переселенцами из разных областей России, а также иконы народных мастеров из Сузуна и Колывани. Главным героем большинства этих икон был святой покровитель и защитник Николай.