Елена Телишева. К столетию художника

06 июля 2022
Е.В. Шептунова
Елена Николаевна Телишева
  Елена Николаевна Телишева
 
 
 

Женщина, по своему предопределению, всегда творец – созидатель и составитель многомерности жизни.  Когда же она выбирает нелегкую стезю скульптора, то свои творческие силы дополнительно направляет на создание особенного, непостижимого мира, неразрывно связанного с ее жизненной сутью.  

Женщина-скульптор – явление достаточно редкое, не всегда поддающееся рациональному объяснению. В этом явлении есть и логические закономерности, и неожиданные влияния внешних факторов, которые, разнообразно сочетаясь, гармонично образуют мир творца. Для познания этого мира или хотя бы соприкосновения с ним необходимо вспомнить творения и судьбы самых известных личностей из малого числа тех, кто наделен уникальным даром видеть окружающее в особенном пространственном соизмерении и наполнении. Невольно приходят на память великолепные классические портреты Мари-Анны Колло – выдающегося мастера и достойной ученицы знаменитого Этьена Мориса Фальконе, работавшей с ним в России во второй половине восемнадцатого века. А насколько живыми и эмоционально яркими видятся скульптурные импрессионистические шедевры ученицы великого Родена Камиллы Клодель и в чем-то близкой ей по духу легендарной Анны Голубкиной! Эпоху реализма первой половины двадцатого века прославила своими мощными по пластическому звучанию работами неподражаемая Вера Мухина. Не менее сильны по значимости и мастерству произведения Екатерины Белашовой, привнесшей в творчество дух иногда сдержанного, а подчас и мятущегося романтизма. Скульптурные же портреты Сарры Лебедевой уникальны по своей внутренней составляющей, подчеркнутой и усиленной индивидуальностью пластических решений.

Портрет матери. 1959
  Портрет матери. 1959
  Е.Н. Телишева
 
 
 

Скульптор Елена Телишева в определенной мере унаследовала у талантливых предшественниц дух стремления к ваянию, к воплощению своего уникального и целостного творческого созидательного мира. Это удивительным образом прозвучало на персональной выставке, посвященной 100-летию со дня рождения мастера, проходившей в Новосибирском художественном музее с 26 мая по 26 июня 2022 года. Экспозиция позволяла почти поэтапно увидеть становление и развитие самобытного таланта скульптора и керамиста, отметить особенности ее пластических и декоративных решений.

Елена Николаевна родилась в Москве. Искусством увлекалась с детства, прекрасно рисовала и занималась музыкой. Продолжить музыкальное образование помешала война, и хрупкая девушка, проявив упорство, пошла добровольцем на фронт. Она принадлежала к тому поколению, которое в полной мере приняло на себя тяжесть военных лет, но сумело сохранить твердость и особую жизненную энергию. После демобилизации решила поступать в художественный ВУЗ и выбрала Московский государственный институт прикладного и декоративного искусства, где училась по специализации «Художественная обработка металлов». Здесь же встретила будущего мужа, Вадима Вячеславовича Телишева, в дальнейшем известного скульптора.  Получила прекрасное образование у замечательных педагогов. Это были скульптор-медальер Сергей Захарович Маграчев, который в свое время занимался в свободных академиях Парижа, Флоренции и Рима, в мастерских Огюста Родена и Антуана Бурделя; художник-монументалист Клавдия Тутеволь, создавшая ряд интересных произведений для зданий в Москве, Киеве, Алма-Ате. Особенное же влияние на формирование личности будущего скульптора оказал талантливый мастер и педагог Владимир Иванович Дерунов, ученик и последователь школы Александра Терентьевича Матвеева, внесшего выдающийся вклад в развитие современного пластического искусства. По окончании института Елена Николаевна была вместе с мужем направлена по распределению во Львов, где преподавала в училище прикладного искусства скульптуру, композицию и работу в материале. Занималась творчеством, создавая свои первые самостоятельные скульптурные произведения, и с 1957 года начала участвовать в различных выставках.

Настоящий подъем таланта Елены Николаевны начался в Новосибирске, куда Телишевы переехали в 1963 году. Здесь она, конечно же, работала, преподавала рисование в школе для глухонемых. Но главным была мастерская для вдохновенного созидания, а в ней – станок для лепки в наследство от легендарной Веры Федоровны Штейн, как уникальный знак-символ. Уже первое представление работ Телишевой на зональной выставке «Сибирь социалистическая» 1964 года оказалось очень успешным. Потом последовали вступление в Союз художников, продолжение творческих исканий, активное участие в различных выставках – от городских и областных до зональных и республиканских. Важным в творческой биографии Елены Николаевны был опыт по созданию заказных монументальных скульптур. Наиболее удачной можно назвать совместную с мужем работу над аллеей Героев Советского Союза и Социалистического Труда на территории авиационного завода имени В.П. Чкалова. Немного позднее, в 1987, 1990, 1993 и 2002 годах, прошли и персональные выставки скульптора. Самая крупная и масштабная из них состоялась в Новосибирском художественном музее.

Надя. 1965
  Надя. 1965
  Е.Н. Телишева
 
 
 
Девушка с книгой. 1969
  Девушка с книгой. 1969
Из композиции «Добровольцы»
  Е.Н. Телишева
 
 
 

И вот, спустя двадцать лет, в залах музея была представлена юбилейная выставка Е.Н. Телишевой, позволяющая по-иному оценить масштаб, силу и самобытность таланта художника. Экспозиционные пространства выстраивались без соблюдения хронологической точности, давая возможность сравнить и проанализировать, насколько зрелыми и пластически цельными видятся произведения, исполненные Еленой Николаевной в самый плодотворный творческий период (1970 – 1980-е или даже в 2000-е годы), по сравнению с ранними работами, относящимися еще к львовскому этапу. И даже скульптуры конца 1950-х – 1960-х годов, немного спорно соседствуя, создавали гармонию целостного восприятия общей разноплановой картины выставки. Например, мягко моделированный и трепетный «Портрет матери» существенно отличается от суровой работы «Колхозница» с ее грубоватой обобщенностью форм. Портрет дочери («Надя»), камерный и интимный, оживленный деликатным подцвечиванием шероховатого шамота, сделан всего лишь на пять лет раньше фигуры «Девушка с книгой», с присущей ей стилистикой немного «округленного» сурового стиля.  Единственный представленный на выставке скульптурный рельеф «П.С. Нахимов», отсылающий к годам ученичества Елены Николаевны, позволяет оценить мастерство автора в исполнении традиционных классических произведений.

Портрет И.С. Проскуряковой. 1978–1980
  Портрет И.С. Проскуряковой. 1978–1980
  Е.Н. Телишева
 
 
 
Наташа. 1977
  Наташа. 1977
  Е.Н. Телишева
 
 
 

Наиболее полно и многообразно здесь были показаны работы в портретном жанре, раскрывающие яркий талант и мастерство Телишевой-скульптора. Особенно выделяются и ясно указывают на умение автора передать возвышенность женских образов мраморный «Портрет И.С. Проскуряковой» и «Наташа», исполненная в тонированном дереве. Привлекают внимание портреты И. Арманд и хирурга Г.А. Илизарова, созданные с перерывом в двадцать лет, в порыве наполненного интересом вдохновения, и отличающиеся свободной пластикой и живописной декоративностью. Ярким драматическим настроем отмечен грубовато-шамотовый портрет «Мыслитель» – одно из немногих произведений Е.Н. Телишевой, посвященных мужским характерам.

Большинство скульптур, вынесенных в залы, исполнено в любимом художником шамоте, чьим пластическим, фактурным свойствам доступно воплощение практически любых замыслов. Прежде всего это относится к работам в жанре портрета, наделенным, благодаря необыкновенным профессиональным качествам художника, всевозможными пластическими особенностями и теплотой внутренней наполненности. Остается только удивляться увлеченности Елены Николаевны, которая могла «увидеть портрет» и осуществить его. Ее всегда вдохновляли образы женщин, таких бесконечно разных и единых по своей сути. В экспозиции гармонично соседствовали размещенные в одном из залов, на фоне светлой стены, портреты девочек («Стрекоза», «Юная балерина»), созданные в 1960-е годы, и яркие женские портреты («Москвичка Ирина», «Счастье») более позднего времени, с привнесением импрессионистического колорита в их пластику и декоративную цветность. Наполнен духом импрессионизма и «Автопортрет», выделенный темным фоном на планшете в холле и ярко символизирующий женщину-творца.

Произведения Е.Н. Телишевой
Произведения Е.Н. Телишевой

Особое место на выставке было отведено скульптурам в жанре «ню», предстающим в виде очаровательных и милых, немного неуклюжих куколок, исполненных в своеобразной манере и разнообразно декорированных. Они были собраны в единую композицию и дополнены двумя фотографиями, запечатлевшими автора в начале и практически в конце творческого пути. Это придало экспозиции своеобразную торжественность и законченность.

Яркую цветовую окраску сообщали выставке декоративные керамические работы: всевозможные блюда и тарелочки с насыщенной росписью, панно в виде волшебных птиц, фигурки фантастических животных, прекрасных «кентаврисс». Увлеченность созданием фантазийных керамических произведений придавала Елене Николаевне больше раскованности при исполнении вещей уже более значительных, позволяла ей чувствовать себя в работе по-настоящему свободной, без оглядки на условности, стандартные мнения и требования, быть полновесным творцом, которому подвластны любые высоты.