Дорога к морю

06 июля 2022
В.О. Назанский
Художник Александр Косенков
  Художник Александр Косенков
 
 
 

Александр Косенков (1959 – 2021) – человек феерической судьбы. Он родился на Дальнем Востоке, в поселке золотодобытчиков Экимчан, в семье лесничего и учительницы литературы. Рисовал с детства, участвовал в областных детских выставках в Благовещенске, но как призер конкурса по физике и математике был отправлен в подростковом возрасте в физико-математическую школу Новосибирского Академгородка. В ФМШ не все сводилось к математике (гуманитарным развитием учащихся великолепно занимался человек с характерной фамилией Фет) – там были и занятия по литературе, и лекции по искусству, и музыка, например, концерты гениальной французской пианистки, прошедшей сталинский Гулаг, Веры Лотар-Шевченко, тоже жившей в Академгородке. Студентом НЭТИ он мечтал о математических формулах обтекаемости самолетов, затем, вернувшись в Академгородок, занимался наукой, пока в 1990-е годы это не стало превращаться в симулякр. Параллельно рисовал. Встреча с художественной студией «Март» под руководством петербургской художницы, выпускницы «Мухи» (ныне Академия имени А.Л. Штиглица) Натальей Чижик дала опору и вернула смысл жизни. Академгородковские ученые разных возрастов вечерами и в выходные с удовольствием занимались живописью, обсуждали и анализировали работы, изучали историю искусства. Это было не только развитие практических навыков, но и расширение сознания. В 1994 году в Новосибирской картинной галерее прошла большая выставка произведений художников студии «Март», среди которых особенно выделялся Александр Косенков. Работая каждый день, он стремительно развивался из воскресного художника в профессионала. Его работы начали появляться на новосибирских выставках. В 1998 – 1999 годах он стал участником и отчасти организатором выставки сибирских художников «Неизвестная Россия» в городах Бельгии. Чуть позже, выйдя из «Марта», он вместе с Еленой Юдиной и Олегом Гороховым основал творческую группу под названием «Ассоциация свободных художников имени Купания красного коня Петрова-Водкина». Выставки группы прошли в Новосибирске, Томске, Москве, Петербурге.

Стиль Александра Косенкова формировался на живой любви к французскому искусству и русскому авангарду, на поэтике «Бубнового валета», на свободной живописности петербургского экспрессионизма и ленинградского андеграунда, на интересе к творчеству многих художников – от Диего Веласкеса до Ричарда Дибенкорна. Из этих влияний и увлечений постепенно, к концу 1990-х, еще в Новосибирске, выросла его индивидуальная, узнаваемая манера. В работах Косенкова есть такая приподнятая узнаваемость повседневности, что даже самые заурядные бытовые сценки читаются как веселый курьез общего праздника бытия. Его произведения отличаются парадоксальным соединением юмора и выразительности, общей декоративностью, витальной энергией, повышенным градусом колорита – словно написаны они под средиземноморским солнцем. Но главное здесь не внешние обстоятельства – все дело в особенностях «внутреннего освещения».

Пристань Арсенале. 2011
  Пристань Арсенале. 2011
  А.П. Косенков
  Собрание семьи художника
 
 
 

Подчас художник выбирал самые обычные будничные мотивы, порой, наоборот, самые известные объекты, фетиши мировой культуры и туриндустрии, но в их живописной интерпретации находил ту «животворящую дурь», ту игру смыслов, композиционных ритмов, ту драматургию колорита, которые отличают его работы от открыточных интерьерных картин. При всей кажущейся легкости его произведения композиционно простроены, держатся на видимых и невидимых силовых линиях пространства; активный цвет не срывается в крик, баланс колорита решен точно, как математическое уравнение. Ощущение легкости, как в пластическом танце, создавалось ежедневной работой в мастерской.

Особый период в жизни художника начался в 2011 году, после переезда в Санкт-Петербург. Уезжал из Новосибирска Косенков уже известным, признанным живописцем, членом СХ, мастером со своим узнаваемым стилем. Его персональные выставки прошли не только в городах Сибири, но и за рубежом. Он был уже победителем общероссийского конкурса живописи, проведенного московской галереей «Кино». Но в Петербурге пришлось все начинать сначала. И случилось чудо. Ни с одним из сибирских художников не происходило такого. Петербург признал в нем своего художника, полюбил и оценил. Здесь прошли его самые активные, счастливые, творчески востребованные годы. Уже на третий год жизни Косенкова в северной столице Творческий союз художников IFA присвоил ему бронзовую медаль в номинации «Живопись» на выставке «Картина года» и выбрал его в правление (потом признались, что хотели дать золотую медаль, но смутились малым стажем пребывания в городе). Впервые Косенков столкнулся с такой востребованностью, что едва успевал писать работы на выставки. Союз художников России предоставил ему мастерскую в центре города. Косенков работал запоем, продолжая развивать свой стиль, перешел к большим форматам. В его работах наметился интересный стилевой поворот, но на самом пике творчества он попал в больницу, где после стандартной операции заразился ковидом. Он и больнице продолжал рисовать до самого последнего дня, 4 марта 2021 года.

  Плакиас. Дорога к морю. 2015
  А.П. Косенков
  Собрание семьи художника
 
 
 

Выставка произведений Александра Косенкова, открывшаяся в Новосибирском художественном музее в июне 2022 года, включила в себя более семидесяти больших гуашей и двенадцать живописных работ, приемущественно петербургского периода, и стала своего рода отчетом о том, что художник делал в Петербурге. Большую часть жизни он прожил в Новосибирске, в глубине континента, «континентальная тоска» влекла его к морям и океанам, привела в Петербург. Он много путешествовал по Европе. Его творчество, особенно пейзажное – это своего рода дорога к морю. Сначала к земному, потом – и к небесному.

Александр Косенков любил жизнь, цвет, свет, любил и умел работать. Выставка дает представление о том, как он жил и работал, и, несмотря ни на что, несет невероятную энергию любви к миру и атмосферу радости бытия.