Предисловие

25 апреля 2023
С.П. Голикова

В 2019 году читателям журнала впервые был представлен особый тематический выпуск, подготовленный совместно с отделением востоковедения Гуманитарного института Новосибирского государственного университета. С тех пор ежегодный весенний номер, собранный из статей студентов, специализирующихся на изучении культуры и искусства стран Восточной Азии, стал неизменной, прочной традицией в редакционной политике журнала.

Нынешний, пятый по счету выпуск демонстрирует особенности этой серии публикаций, сложившиеся за прошедшие годы плодотворного сотрудничества музея и университета. По-прежнему проблематика статей свидетельствует о многообразии научных интересов молодых исследователей, охватывающих широкий хронологический и содержательный спектр традиционной и современной восточной культуры – от мотивов классической китайской живописи до образов концептуального искусства и молодежных субкультур Китая и Японии конца ХХ – начала XXI века. Как и ранее, страницы журнала предоставлены и начинающим авторам, и тем, кто уже хорошо знаком его постоянным читателям. Одни студенты продолжают последовательно развивать избранные ими темы, расширяя их аспекты и источники, другие же обращаются к новым сюжетам. Примером первого подхода служит статья, посвященная роли феминистских арт-групп и художниц Японии в становлении многих актуальных творческих практик. Несколько взаимосвязанных материалов, рассматривающих особые явления в изобразительном искусстве Китая ХХ столетия, обусловленные социальными переменами в стране, – «женскую живопись», «живопись шрамов», «цинический реализм» – привлекают читательское внимание к темам, не появлявшимся в предыдущих журнальных номерах. Статьи этого сборника позволяют видеть в преимущественном интересе к общественно значимой проблематике важнейшую отличительную черту работ сегодняшних студентов. Одним из самых ярких образцов такой авторской позиции оказывается исследование творчества тайваньских художников, поднимающих в своих произведениях социально острую тему политических репрессий.

Редакционная коллегия журнала благодарит авторов статей и их научных руководителей за предоставленные материалы для публикации и надеется на заинтересованное внимание любителей культуры и искусства Востока к их содержанию.