Социальные и политические проблемы современного Китая в творчестве Ай Вэйвэя

24 апреля 2023
А.А. Прокофьев
Роняя вазу династии Хань. 1995
  Роняя вазу династии Хань. 1995
  Ай Вэйвэй
 
 
 

В 2011 году британский журнал «ArtReview» назвал китайского художника и архитектора Ай Вэйвэя (кит. 艾未未, род. 1957) самым влиятельным представителем искусства в мире [2]. Однако на родине мнение об арт-активисте не настолько однозначно. Ай Вэйвэй – символ противостояния между властями КНР и деятелями культуры, чьи взгляды идут вразрез с политикой официального Пекина. В его работах критикуются характер действующего правительства, коррупция, закрытость страны и ущемление прав человека – иными словами, поднимаются проблемы, о которых не принято говорить открыто. Для выражения своей позиции Ай Вэйвэй использует элементы традиционной китайской культуры, а названия его произведений в силу омонимичности китайского языка часто имеют двойное и тройное значение. С одной стороны, освещение провокационных тем делает этого автора противоречивой фигурой в глазах руководства Китая, с другой – остросоциальная направленность искусства Ай Вэйвэя превращает его в один из рупоров протеста в современном китайском обществе.

Детство художника пришлось на тяжелые годы Культурной революции, когда репрессиям подвергались многие деятели искусства. Не стал исключением и отец Ай Вэйвэя – поэт Ай Цин. Около двадцати лет Ай Цин и его семья прожили в маленьких деревнях Синьцзян-Уйгурского автономного района на западе Китая. Литературная и общественная деятельность отца, несправедливо обвиненного в индивидуализме, отрыве от народа, увлечении иностранными веяниями, оказала большое влияние на становление характера Ай Вэйвэя. В интервью изданию «The Guardian» он говорил о том, что с самого детства не чувствовал себя полноправным гражданином Китая, а история его жизни началась с отшельничества и статуса «сына врага народа».

Политическая ссылка Ай Цина закончилась с завершением Культурной революции в 1978 году [6]. В это время в Китае начался период радикальной модернизации, проводимой по инициативе нового лидера страны Дэн Сяопина. Ай Вэйвэй переехал в Пекин, где поступил в киноакадемию. Попав в среду единомышленников, он стал членом художественной группировки «Звезды», известной своими антиправительственными и остросоциальными работами в стилистике постмодернизма. В начале 1980-х годов Ай Вэйвэй уехал в США. В Нью-Йорке он познакомился с современными арт-направлениями и впервые осознал, что искусство может быть образом жизни. С помощью фотокамеры он документировал свои личные впечатления. Постепенно фотографии Ай Вэйвэя стали терять связь с событиями его частной жизни и обретать социальную направленность [1]. После десятилетия, проведенного в Америке, художник вернулся в Китай для того, чтобы ухаживать за больным отцом.

В 1995 году Ай Вэйвэй привлек к себе внимание не только либерально настроенных представителей китайской интеллигенции, но и всей страны. Наиболее резонансной стала зафиксированная на трех фотографиях его акция «Роняя вазу династии Хань». Уничтожение вазы, созданной 2000 лет назад, привело многих в негодование. Отвечая на вопрос, зачем нужно было разбивать древнюю реликвию, которая, несомненно, имела историческое и культурное значение, Ай процитировал Мао Цзэдуна: «Мы можем построить новый мир, только если уничтожим старый». Ай Вэйвэй подчеркнул нецелесообразность и жестокость политики Культурной революции: в рамках перформанса художник брал на себя роль Мао, ваза же была аллюзией на культурную память и человеческие судьбы, с которыми руководство Китая безжалостно расправилось, не обращая внимания на то, что главная ценность любой страны – это люди. Сосуд можно собрать и склеить, но «швы» все равно останутся.

Раскрашенные вазы. 2006
  Раскрашенные вазы. 2006
  Ай Вэйвэй
 
 
 

Еще один проект Ай Вэйвэя, получивший название «Раскрашенные вазы», заключался в том, что художник раскрасил современной краской несколько сосудов еще более древнего времени – эпохи неолита. Несмотря на очевидный исторический вандализм, посыл акции был важным: неаккуратное, хаотичное осквернение промышленной краской этих ценных предметов являлось частью более широкой критики художником вандализма китайского государства в период Культурной революции, когда носители многовековых духовных и исторических традиций должны были отказываться от них и «окрашиваться» только одной краской – маоизмом. Хоть под плотной краской подлинный рисунок на сосуде и не виден, он все еще там есть [3]. Художник хотел обратить внимание на то, что в официальной правительственной риторике перегибы Культурной революции до сих пор оцениваются крайне мягко, а к личности Мао Цзэдуна и вовсе относятся с большим уважением и пиететом. Даже Дэн Сяопин, сам являвшийся жертвой этого периода, не рисковал критиковать Мао, говоря, что тот в своей политике был прав на 70% и лишь на 30% не прав.

Помню (Remembering). 2009
  Помню (Remembering). 2009
  Ай Вэйвэй
 
 
 

Кроме дани памяти жертв Культурной революции, деятельность Ай Вэйвэя была связана и с актуальной действительностью, стремлением привлечь внимание к замалчиваемым сторонам жизни китайского общества.  В 2009 году он создал инсталляцию «Remembering», рассказывающую о трагедии в провинции Сычуань, когда в результате разрушительного землетрясения погибло около 70 тысяч человек. Несмотря на попытки официального Пекина скрыть любую информацию о жертвах, Ай Вэйвэй и его команда собрали сведения о погибших детях. Художник составил композицию из более девяти тысяч рюкзаков, каждый из которых был подписан. Вместе эти рюкзаки образовали большое панно с фразой «Она жила счастливо в этом мире целых семь лет», сказанной матерью одной из погибших девочек. Мировое сообщество было потрясено этой работой. В своем блоге Ай Вэйвэй собрал множество комментариев со словами благодарности за его позицию, однако реакция официального Пекина была прямо противоположной – художнику был запрещен выезд из Китая, что повлекло новый раунд противостояния между ним и руководством страны. Однако на этом этапе Ай Вэйвэй уже обладал поддержкой широких масс.

Тема угнетения индивидуальности стала ведущей для следующей работы художника – «Семена подсолнечника» (2010). Для нее вручную было изготовлено более 100 миллионов фарфоровых семян, заполнивших зал галереи. Работа поднимала сразу несколько социальных вопросов. Первый из них – дешевизна труда. Несмотря на быстрые темпы роста экономики, уровень ВВП на душу населения в Китае все еще сравнительно низок, и проблема дешевизны рабочего труда крайне актуальна и болезненна для страны. В Китае и по сей день находится большое количество иностранных производств, уровень зарплат на которых остается невысоким. Второй проблемой, на которую хотел обратить внимание Ай Вэйвэй, является человеческая личность, чья индивидуальность тонет среди миллиардного населения самой большой по численности страны мира. Более того, подсолнух был важным символом маоизма в Китае: вождь называл себя солнцем, а народ – цветами подсолнечника. Однако в инсталляции Ай Вэйвэя народ Китая сравнивается с семенами, которые лежат на земле. Работа была выкуплена лицом, пожелавшим остаться неизвестным, а деньги от ее продажи пошли на благотворительность. 

  Речные крабы. 2011
  Речные крабы. 2011
  Ай Вэйвэй
 
 
 

В 2011 году была создана работа под названием «Речные крабы». Социальный протест кроется уже в ее названии. Слово «крабы» (кит. 河蟹, пиньинь héxiè) звучит практически так же, как и «гармония» (кит. 和谐, пиньинь héxié ), о которой часто говорят с высоких трибун. В китайском интернет-сленге «крабы» используются как символ цензуры в Сети.  Работа представляла собой более чем две тысячи сделанных вручную фарфоровых крабов. Окрашенные в черный и красный цвета (цвета Коммунистической партии Китая), они свалены в одну кучу и как будто давят друг друга. В контексте экспонирования этой инсталляции интересен случай, когда один из посетителей наступил на краба, раздавив его. Сам Ай Вэйвэй сказал, что это только дополнило его идею. В этой работе скрыт и личный подтекст: в 2010 году власти Шанхая сообщили Ай Вэйвэю о предстоящем сносе его мастерской. По этому случаю художник пригласил на торжество 800 журналистов и заказал на «праздничный» ужин десять тысяч крабов (десять тысяч – исключительно благопожелательное число, обозначающее все сущее в материальном мире). Поняв скрытое послание, чиновники посадили Ай Вэйвэя под домашний арест, однако он вел трансляцию сноса мастерской в своем блоге. Затем художник создал инсталляцию «Сувенир из Шанхая», поместив кирпичи и обломки своей бывшей студии в богатую деревянную раму.

Тонна чая. 2008
  Тонна чая. 2008
  Ай Вэйвэй
 
 
 

Значительная часть работ Ай Вэйвэя посвящена проблемам выживания личности в обществе. Художник рассматривает место человека в социуме в разных парадигмах. Одной из первых работ, посвященной данной теме, является «Тонна чая», которая представляет собой спрессованный куб из чайных листьев весом в тонну и размером 100x100x100 см [7]. С одной стороны, инсталляция подчеркивает проблемы поиска собственной идентичности, места человека в обществе: люди, несмотря на свою индивидуальность и несхожесть, загнаны в рамки социальных ожиданий и норм, что делает общество строго формализованной (и плотно спрессованной) серой массой. Для работы использовался чай пуэр, достаточно ценимый среди любителей этого напитка. Ай Вэйвэй стремился показать таким способом, что для общества неважно, насколько «дорогим» (т.е. талантливым) может быть человек.

Тема индивидуальности находит отражение в работе под названием «Табуреты», которая была показана на Берлинской выставке в 2013 году и представляла собой целый зал, уставленный 886 причудливыми трехногими табуретами, сделанными мастерами северного Китая. Вырезанные вручную, они уникальны своим разнообразием и символизируют людей, так же не похожих друг на друга. Табурет – очень обычная бытовая вещь, но, если начать разглядывать его более внимательно, откроются необычные детали. Эта инсталляция указывала и на то, что народные промыслы постепенно угасают, не успевая за промышленными масштабами производства в современном мире.

Табуреты. 2013
  Табуреты. 2013
  Ай Вэйвэй
 
 
 

В 2011 году художника арестовали в международном аэропорту Пекина. Власти не предъявили ему никаких обвинений, а просто продержали в заключении 81 день. В прессе появлялись неконкретные намеки на «экономические преступления» [4]. В тюрьме Ай Вэйвэй никогда не оставался один и находился под постоянным присмотром двух охранников. Этот период нашел отражение в его работе, представленной впоследствии на Венецианской биеннале в 2013 году. Ай Вэйвэй создал шесть диорам, отражающих его повседневный быт в тюрьме. В каждый из уголков его «тюремной камеры» можно было заглянуть, все экспонаты разрешалось трогать и осматривать. Художник как бы говорил о том, что он готов к пристальному вниманию не только двух охранников, но и каждого посетителя выставки, ему нечего скрывать. 

Ай Вэйвэю не чужды проблемы простого человека и в других странах, он отнюдь не испытывает восхищения перед Западом, говоря, что Запад не настолько толерантен, насколько это пропагандируется во всем остальном мире [5]. После ареста Ай Вэйвэй уехал из КНР, и теперь, помимо китайской проблематики, он иногда обращается к общемировым темам, таким как судьбы беженцев или глобализация, стирающая индивидуальные черты национальных культур. Самой обсуждаемой его работой, посвященной беженцам, стала постановочная фотография самого художника, который лежит в той же позе, что и сирийский мальчик, утонувший в Средиземном море в 2017 году. Фотография вызвала широкий общественный резонанс, а автора упрекнули в коммерциализации трагедии, на что Ай Вэйвэй возразил, что единственная цель, которую он ставил перед собой, – привлечь внимание общественности к проблеме беженцев.

Еще до начала открытой конфронтации с современными властями Китая художник привлекался к программам государственного уровня и проектировал Пекинский национальный стадион, построенный к Олимпийским играм 2008 года. Имея все возможности стать успешным в нынешней государственной системе Китая, Ай Вэйвэй избрал иной путь. Все его работы являют собой острую реакцию на проблемы общества. Ай Вэйвэй говорил, что самой сильной характеристикой искусства является то, что оно принадлежит личности [5]. Ай Вэйвэй продолжает быть одним из главных представителей китайского концептуального искусства, и главной темой его творчества, даже в вынужденной эмиграции, всегда остается Китай.

Литература:


1 Ай Вэйвэй, искусство протеста // Diletant.media. URL: https://diletant.media/articles/25200499/ (дата обращения: 29.03.2023).
2 Ai Weiwei. Artist - Prominent in reconnecting art with flashpoint social and political issues // ArtReview.com. URL: https://artreview.com/artist/ai-weiwei/?year=2011 (дата обращения: 29.03.2023).
3 Ai Weiwei is colored vases // Publicdelivery.org. URL: https://publicdelivery.org/ai-weiwei-coloured-vases/ (дата обращения: 29.03.2023).
4 Branigan T. Ai Weiwei is family denounce absurd economic crimes investigation // The Guardian. 2011. URL: https://www.theguardian.com/world/2011/apr/07/ai-weiwei-economic-crimes-investigation (дата обращения: 29.03.2023).
5 Shah V. A Conversation With Ai Weiwei – Artist & Activist // ThoughtEconomics. URL: https://thoughteconomics.com/ai-weiwei-interview/ (дата обращения: 29.03.2023).
6 Shariatmadari D. Ai Weiwei: It is so positive to be poor as a child. You understand how vulnerable our humanity can be. 2021. URL: https://www.theguardian.com/artanddesign/2021/oct/30/ai-weiwei-it-is-so-positive-to-be-poor-as-a-child-you-understand-how-vulnerable-our-humanity-can-be (дата обращения: 29.03.2023).
7 Why did Ai Weiwei create this giant tea cube? // Publicdelivery.org. URL: https://publicdelivery.org/ai-weiwei-ton-of-tea/ (дата обращения: 29.03.2023).

В статье использованы иллюстрации из следующих источников:


1 URL: https://publicdelivery.org/ai-weiwei-dropping-a-han-dynasty-urn/ (дата обращения: 29.03.2023).
2 URL: https://publicdelivery.org/ai-weiwei-coloured-vases/ (дата обращения: 29.03.2023).
3 URL: https://www.khanacademy.org/humanities/art-asia/imperial-china/x97ec695a:people-s-republic-of-china-1949present/a/ai-weiwei-remembering-and-the-politics-of-dissent (дата обращения: 29.03.2023).
4 URL: https://arthive.com/zh/artists/78922~/works/544887~ (дата обращения: 29.03.2023).
5 URL: https://artchive.ru/artists/78922~Aj_Vejvej/works/544881~Tonna_chaja (дата обращения: 29.03.2023).
6 URL: https://kulturologia.ru/blogs/020414/20263/ (дата обращения: 29.03.2023).