Действие и анти-действие: женское
искусство послевоенной Японии

25 апреля 2023
К.Е. Басманова
Любовь навсегда. Перформанс на выставке «Kusama’s Peep Show». 1966
  Любовь навсегда. Перформанс на выставке «Kusama’s Peep Show». 1966
  Кусама Яёй
  Галерея Oto Fine Art. Токио. Япония
 
 
 

После поражения во Второй мировой войне в Японии началась постепенная либерализация всех сфер жизни, и искусство не оказалось исключением. Некогда скованные цензурой военного режима художники обрели свободу самовыражения и стали экспериментировать как с формами, так и с темами. Японские авангардисты послевоенного периода получили признание во всем мире, создав целый ряд новых направлений в искусстве, включая перформанс, хэппенинг, видео-арт и др.

Однако в любом упоминании о послевоенном искусстве Японии в центре внимания находятся исключительно художники, а художниц и их творчество по-прежнему обходят стороной. Для преодоления подобной несправедливости в современном японском искусствоведении появилась тенденция переосмысления женского вклада не только в японскую, но и в мировую историю искусств. Этой статьей мы поддержим данную инициативу и попробуем найти ответ на вопрос: какую роль сыграли художницы и женские арт-коллективы послевоенной Японии в становлении современного искусства?

В японском искусствоведении коллективные достижения послевоенных художников принято описывать словом «действие», поскольку их деятельность оказала огромное влияние на мировое творческое сообщество. Японцы создали перформативное искусство и видеоинсталляции, стали пионерами хэппенинга, боди-арта и других форм современной художественной практики. Однако Накадзима Идзуми, одна из главных исследовательниц творческой среды Японии 1950 – 1960-х годов, в своей новаторской работе «Анти-действие: японское послевоенное искусство и женщины-художницы» (2019) предлагает по-новому взглянуть на женскую роль в японском авангарде и вводит термин «анти-действие» [1]. По ее мнению, если мужское искусство определяется как искусство действия, то женское искусство можно назвать искусством анти-действия, поскольку художницам приходилось противостоять не только сложившимся стереотипам и канонам, но и своим соратникам, которым выбранные девушками темы казались или слишком специфичными, или слишком нишевыми, или слишком личными.

В ходе исследования женского вклада в японское искусство второй половины XX века было сделано несколько важных открытий.

Открытие первое: женщины были движущей силой японского авангарда.

Искусственная плацента. 1961 (воссоздано в 2004)
  Искусственная плацента. 1961 (воссоздано в 2004)
  Табэ Мицуко
  Музей современного искусства префектуры Кумамото. Япония
 
 
 

Примером может послужить художница Табэ Мицуко, чья роль в превращении группы «Кюсю-ха» в одного из лидеров японского авангарда признана только сейчас. «Кюсю-ха» образовалась в 1957 году и представляла собой объединение художников с острова Кюсю, который до сих пор считается провинцией и противопоставляется центральной Японии – острову Хонсю, где расположен Токио. Художники с Кюсю решили положить конец региональной дискриминации и провозгласили новое движение в японском искусстве, которое противостояло бы централизованной, мейнстримной токийской арт-среде. В числе основателей группы была и Табэ Мицуко, молодая художница из префектуры Фукуока, искренняя патриотка своей малой родины. Фукуока отвечает ей взаимностью: прошлый 2022 год был отмечен крупной выставкой работ Табэ в префектуральном художественном музее.

В составе «Кюсю-ха» Табэ организовывала хэппенинги, приглашала местных художников для совместных выставок и старалась активно популяризировать искусство Кюсю, до того момента находящегося на периферии японской арт-среды с центрами в крупных городах, таких как Токио, Киото и Осака.

Хотя в традиционной западной классификации появление феминистского искусства относят к 1970-м годам и связывают с работами Джуди Чикаго, современные японские искусствоведы полагают, что первым его произведением можно считать композицию Табэ под названием «Искусственная плацента» (яп. 人工胎盤 Дзинко: тайбан), созданную в 1961 году. Она является одной из самых известных работ художницы, которая, однако, вызвала переполох из-за своей откровенности и «вульгарности». Такую же реакцию Табэ получила и от своих коллег по «Кюсю-ха», что в итоге сподвигло ее начать сольную деятельность.

Ниагарский водопад. 1985
  Ниагарский водопад. 1985
  Кубота Сигэко
  Музей современного искусства
префектуры Ниигата. Япония
 
 
 

Несмотря на активное сотрудничество с «Кюсю-ха», Табэ была лишена той поддержки, которую имели ее коллеги-мужчины. Среди причин этого Накадзима Идзуми называет консервативный характер японской арт-критики того времени и гендерный дисбаланс в творческой среде, который продолжается и по сей день. В случае с Табэ мужчинам-критикам казалось, что специфически женские темы лучше них опишет кто-то другой, а феминистская арт-критика в Японии сложилась лишь в конце 1990-х годов. Таким образом, мы можем говорить о существовавшем в первые послевоенные десятилетия искусствоведческом пробеле: женщины-художницы играли огромную роль на арт-сцене, но их произведения практически не анализировались.

Сейчас нам только предстоит понять, какое место принадлежит женщинам в послевоенном искусстве, и переосмыслить наше восприятие ключевых фигур, которыми для людей того времени являлись, возможно, совершенно иные художники.

Открытие второе: боди-арт развивали японские художницы.

Боди-арт – это направление в искусстве, где основной темой становится тело человека, чаще всего – самого художника. Считается, что боди-арт появился в 1960-е годы как часть хэппенинга, где сюжетом оказывается взаимодействие художника со своим телом либо же с телом модели. Вопрос о первооткрывателях боди-арта является спорным, поскольку в данном направлении работало множество авторов, однако в современном искусствоведении принято полагать, что ключевую роль в этом движении сыграла Кусама Яёй. Во время своего нью-йоркского периода Кусама представила серию хэппенингов и перформансов, где объектами выступали тела художницы и ее товарищей, также принявших участие в творческом проекте.

Cut Piece. Перформанс. 1964
  Cut Piece. Перформанс. 1964
  Оно Йоко
  Музей современного искусства
Нью-Йорк. США
 
 
 

Помимо этого, задолго до знаменитого перформанса Марины Абрамович «Ритм ноль» (1974), в котором сербская художница предложила посетителям выставки сделать с ее телом все что угодно, был осуществлен перформанс Оно Йоко «Cut Piece» (1964). Попросив срезать с нее ножницами одежду, Оно таким образом выразила свое чувство незащищенности, поскольку во время Вьетнамской войны наблюдался подъем антиазиатских настроений в США, где на тот момент жила девушка. Оно и ее подруги-художницы из Японии (например, Кубота Сигэко, вместе с Оно Йоко входившая в группу «Fluxus») постоянно сталкивались с двойной стигмой – как женщины и как представительницы азиатского меньшинства, и в 1960-е годы такие настроения лишь усилились. По этим и многим другим причинам работа Оно выпала из поля зрения исследователей искусства и арт-историков – и сегодня ошибочно считается, что первые перформансы появились лишь в конце 1970-х годов, а творчество японской художницы игнорируется. Однако в современном японском и западном искусствоведении происходит процесс переоценки работ художниц предыдущих десятилетий, благодаря чему появляется большое количество новых материалов о роли «Cut Piece» в формировании антивоенной повестки как в американском, так и западном искусстве в целом.

Открытие третье: видео-арт придумала японская художница.

Видео-арт появился приблизительно в 1960 – 1970-е годы, и своему рождению он обязан авангардной группе «Fluxus», объединявшей художников разных стран. Именно в этом коллективе состояла Оно Йоко, поэтому возникновение боди-арта, боди-хэппенинга и видео-арта часто относят к достижениям «Fluxus».

Видео-арт – это направление в авангардном искусстве, где выразительным средством является видеоизображение, которое либо существует самостоятельно, либо становится частью инсталляции. Хотя родоначальником видео-арта считается американский художник корейского происхождения Нам Чжун Пайк, в последнее время наблюдается тенденция переосмысления вклада в развитие этого арт-движения японской художницы Куботы Сигэко – соратницы Пайка по «Fluxus» и его жены. Если вопрос о том, кто же именно из них создал видео-арт, по-прежнему остается открытым, то в авторстве видеоскульптур, покоривших Нью-Йорк, Токио и Лондон, сомневаться не приходится.

Видеоскульптура – это изобретение Куботы, в котором плоский экран с видеоизображением вписывается в трехмерное пространство инсталляции или же настоящей скульптуры. Экранов может быть несколько; изображения на них взаимно дополняют друг друга либо же вступают в конфликт. Новаторство Куботы заключается в том, что если раньше видео было самостоятельным объектом (как в работах Нам Чжун Пайка), то в ее творчестве оно становится частью целого, чья магия не проявится без посторонней помощи. Например, если мы уберем стальную пластинку из инсталляции «Река» (яп. 河, 1979 – 1981), то видеоизображение потока, транслируемое на отражающую поверхность, лишится своей глубины [2].

Река. 1979 – 1981 (воссоздано в 2020)
  Река. 1979 – 1981 (воссоздано в 2020)
  Кубота Сигэко
  Музей современного искусства префектуры Ниигата. Япония
 
 
 

Первая видеоскульптура, созданная Куботой, была показана в 1975 году и называлась «Видеопоэма». Ее появление совпало с начальным этапом второй волны феминизма в США, Европе и Японии, чьи идеи также нашли отражение в творчестве художницы. Кубота верила, что новые арт-направления помогут женщинам обрести самостоятельность и взять создание искусства в свои руки, перестав быть лишь музами и объектами изображения.

Хотя революционный вклад Куботы Сигэко в искусство оказался забытым, в Японии с 2021 года наблюдается рост интереса к творчеству художницы. В начале 2022 года в Токийском музее современного искусства была открыта «Viva Video!» – самая большая выставка работ Куботы, включающая «Видеопоэму», «Реку» и другие экспонаты. Общее число показанных работ составило около 170. Успех выставки стал причиной публичных обсуждений того, сколько еще японских художниц предстоит открыть широкой публике. Еще в 1990-е годы родоначальница японской феминистской арт-критики Тино Каори говорила о том, что наше восприятие гения в искусстве находится под воздействием гендерных стереотипов и что мы могли бы видеть в галереях больше женщин-художниц, если бы решили изучить заново историю искусств [3, с. 299]. Тогда ее высказывания подверглись критике в профессиональной среде, однако теперь они не кажутся чем-то необычным. Япония начинает открывать своих забытых художниц, и, возможно, успех «Viva Video!» станет одним из первых шагов на этом пути.

Литература:


1 Накадзима Идзуми. アンチ・アクション―日本戦後絵画と女性画家Анти-действие: японское послевоенное искусство и женщины-художницы. Токио : Бурюккэ, 2019. 362 с. (на яп. яз.).
2 巨匠の妻、の前に美術家だった ビデオ彫刻の久保田成子 Прежде чем стать женой мастера, она была художницей. Кубота Сигэко и ее видеоскульптуры // Асахи симбун. URl: https://www.asahi.com/articles/photo/AS20210824001663.html (дата обращения: 05.03.2023) (на яп. яз.).
3 Тино Каори.女?日本?美? 新たなジェンダー批評に向けてЖенщина? Япония? Искусство? К новой гендерной критике. Токио : Издательство Университета Кэйо, 1999. 306 с. (на яп. яз.).