«Смерть мировому империализму»

08 декабря 2011
О.А. Черепенина
Оружием мы добили врага...
  Оружием мы добили врага...
  Н.Н. Когоут
 
 
 

Выставка советского плаката в Новосибирском художественном музее, открытие которой состоялось в первых числах ноября, является продолжением проекта «Музей открывает фонды», знакомящего с произведениями, которые ранее не экспонировались. Эпатирующее название выставки «Смерть мировому империализму» повторяет текст надписи на одном из украшающих экспозицию листов.

Коллекция плакатов Новосибирского государственного художественного музея невелика, однако в ней представлены произведения, созданные в 1919-1932 годах крупнейшими мастерами – А.П. Апситом, Д.С. Моором, В.Н. Дени, Н.М. Кочергиным, А.Е. Куликовым.

Датой рождения советского политического плаката, ставшего уникальным художественно-коммуникативным явлением, считается 1918 год. Русский плакат до победы Октябрьской революции в основном принимал форму торговой рекламы или театральной афиши. Представители новой власти, такие как нарком просвещения А.В. Луначарский и руководитель литиздатотдела В. Полонский распознали огромный потенциал плаката для воспитательной работы. В период интервенции и гражданской войны Государственное издательство и Политическое управление Реввоенсовета Республики начали бесперебойный выпуск плакатов, исполненных преимущественно в технике литографии. В стране, где около 56% населения было неграмотным, этому жанру самой судьбой было предназначено стать мощным средством пропаганды социалистических идей. О той важной роли, которая отводилась плакату, свидетельствовала надпись, сопровождавшая многие листы: «Всякий, срывающий этот плакат или заклеивающий его афишей, совершает контрреволюционное дело».

Казак, ты с кем?
  Казак, ты с кем?
  Д.С. Моор
 
 
 

Плакат вобрал в себя традиции русской сатирической графики периода революции 1905-1907 годов, использовал выразительные средства народного лубка, иллюстрации, журнальной карикатуры. Первые плакаты должны были наглядно отобразить саму сущность Октябрьской революции, ее всемирно-историческое значение как пролога революции мировой, призванной освободить все человечество, поэтому художники обращались в них к символико-аллегорическим образам. Ярким примером такого плаката является «Смерть мировому империализму» 1919 года Д.С. Моора, где империализм предстает в виде дракона, обвивающего фабрики и заводы. В других листах мастера, представляющих собой как бы увеличенные журнальные карикатуры – «Бывшие», «Рано пташечка запела» 1919 года – облик врага конкретизируется: это члены низложенного царского правительства, генералы, возглавившие войска белогвардейцев. К лучшим работам Моора, которые отличаются страстным публицистическим звучанием, острой выразительностью, подчеркнутой простотой и лапидарностью языка, несомненно, можно отнести плакат «Казак, ты с кем?» Противопоставление двух враждующих сил – красных и белых, – между которыми в центре помещена фигура задумавшегося казака, подчеркнуто не только композиционно, но и цветовым контрастом, и разным масштабом фигур.

Другой известный плакатист В.Н. Дени был блестящим сатириком. Он умел создавать доступные всем хлесткие листы, часто полные забавных метких деталей. В литографии «Все люди братья - люблю с них брать я» 1919 года активно участвовавший в антирелигиозной пропаганде художник высмеивает корыстолюбие толстого попа, с умильной улыбкой на пропитой физиономии взирающего на крестьян в залатанной одежонке, подносящих ему курицу.

Смерть мировому империализму
  Смерть мировому империализму
  Д.С. Моор
 
 
 

Плакат всегда сопровождается надписью. Она могла быть краткой или развернутой. Подробный текст чаще всего присутствовал в плакатах, решенных в традициях лубочной картинки. Обычно они состояли из нескольких частей, последовательно раскрывающих тему. Таковы работы А.П. Апсита «Для чего нам нужен Донецкий бассейн» 1919 года, А.Е. Куликова «Егор да Лука! Добивай кулака…», И. Ферстера «Да здравствует Красная Армия, защитница рабочих и крестьян» 1925 года.

В близкой лубку эстетике выдержан стиль агитационных плакатов «Окон сатиры РОСТА» (Российского телеграфного агентства), выходивших в 1918-1920 годах. Они наглядно дополняли газетные сообщения, быстро откликаясь на события ярким красочным языком. Листы расклеивались в витринах магазинов, на стенах домов и на заборах в Москве, Петрограде, а затем и в других городах. Они были посвящены самым разнообразным злободневным темам: от призывов к борьбе с Врангелем до сбора грибов для голодающих. Плакаты художника петербургского отделения РОСТА В.И. Козлинского «Кто на Сенной разводит слух...» и «В здоровом теле – здоровый дух» 1920 года агитируют рабочих честно трудиться, не пугаясь зловещих слухов; молодежь – вступать в созданные в годы Гражданской войны отряды всевобуча (всеобщего военного обучения). В первой половине 1930-х годов выходили также «Окна Изогиза», представление о которых дает плакат А.Е. Куликова «Уборочная» 1932 года.

Представленные на выставке плакаты с присущими им декларативностью и острым пластическим языком знакомят нас с реалиями трудного времени, доносят до нас его напряженный ритм.