«Нарисуй мне … музей!» (Здания музеев для Новосибирска в проектах студентов-архитекторов
1930-1950-х годов)

11 июля 2012
Д.Д. Бушма
Проект музёйного здания

Музей – учреждение с яркой харизмой, способное вносить существенный вклад в разнообразие культурной среды любого населенного пункта. Большое значение в создании и подкреплении бренда музея, помимо фондов, персонала и концепции деятельности, имеет музейное здание. Теоретически, открыть музей можно где угодно. Но после этого топографические, архитектурные, инженерно-технические и художественные характеристики здания будут иметь определяющее значение для образа музея и всей его деятельности.

В настоящем очерке мы хотели бы представить проекты музейных зданий, которые были созданы для Новосибирска студентами архитектурной специальности Новосибирского инженерно-строительного института (НИСИ) имени В.В. Куйбышева в 1930 - 1950-е годы. Следует сразу оговориться, что данные работы выполнялись как учебные задания и по своему содержанию далеки от задачи реализации в материале. Однако по своим идеологическим и образно-графическим характеристикам эти проекты могут выступать как своеобразные маркеры исторического времени и общественной мысли, в том числе - представлений о сути и целях музейной деятельности.

Студенческие проекты указанного периода представлены в собрании Музея истории архитектуры Сибири имени С.Н. Баландина (НГАХА) в виде оригиналов на ватманской бумаге и черно-белых фотокопий на фотобумаге. Здесь же хранится рукописная пояснительная записка к дипломному проекту «Музей русской культуры» Л.К. Минерта (1950). Руководителями проектов выступали ведущие преподаватели архитектурной кафедры НИСИ имени В.В. Куйбышева – профессор, гражданский инженер Андрей Дмитриевич Крячков (1876 - 1950) и старший преподаватель, архитектор-художник Виталий Семенович Масленников (1880 (?), 1882 (?) - 1959). Оба педагога-практика получили образование в традициях дореволюционной архитектурной школы, стажировались в Европе и в проектировании были склонны к использованию выразительных исторических стилей. В Новосибирске они совместно работали над проектом жилого Стоквартирного дома, признанного памятником архитектуры федерального уровня.

Проект музёйного здания

Работы, выполненные студентами, можно разделить на две группы: проекты второй половины 1930-х и проекты конца 1940-х – начала 1950-х годов. Такое хронологическое деление отвечает и тематическому: проекты разных десятилетий имеют разное содержание и стилистические приемы. Если рассматривать 1930-е годы, то веяние еще сохраняющего свой вес конструктивизма прослеживается в тенденции к проектированию комплексов – рядом стоящих или специально соединенных переходами зданий с разными функциями. В то же время компоновка объемов здания симметричная, что уже является отходом от конструктивизма. Студенты разрабатывали тему «Музея-библиотеки», или «Библиотеки-музея» (перестановка слов здесь, скорее, для благозвучности, чем в связи с более высоким статусом одного из учреждений). Обычно в плане здание буквально делилось на две половины. Симметричные залы, коридоры, кабинеты и другие помещения использовались для разных необходимых целей: размещения музейных экспозиций, читальных залов, абонементов, буфета и др. Библиотека и музей имели несколько самостоятельных входов. Образующиеся за счет планировки внешние и внутренние дворы здания музея-библиотеки должны были использоваться как пространства для прогулок среди цветов и зелен.

Внешне здания декорировались объемной скульптурой в большом количестве и разнообразии: как на фасадах, так и на пилонах перед ними. Напомним, что в «реальной» архитектуре Новосибирска в конце 1920-х – 1930-х годах действительно использовались объемные скульптуры, изображающие людей (например, круглые скульптуры на здании Госучреждений и Текстильсиндиката до их реконструкции, на здании Сибревкома, барельефы на здании Запсибзолота и на школе № 54 и др.), однако совершенно не в таком количестве, как на проектах. В остальном оформление зданий музеев-библиотек выполнено в стилистике, переходной от конструктивизма к «сталинской» неоклассике.

Проектирование музеев не выходило из списка учебных заданий и в военные годы; в этот период студентами разрабатывались музеи-памятники Великой Отечественной войны, Мемориалы Славы, где могли бы быть размещены военные трофеи. Такие проекты часто создавались для разрушенных городов европейской части СССР. В собрании Музея НГАХА представлены листы из проекта – главный фасад и перспектива здания Панорамы Великой Отечественной войны в городе Киеве, – выполненные в 1942 году студентом-новосибирцем под руководством профессора Ленинградского инженерно-строительного института, Заслуженного деятеля науки и техники РСФСР В.Л. Гофмана, работавшего в эвакуации в НИСИ имени В.В. Куйбышева. Здание грандиозного размера венчает фигура Сталина, который указывает направление атаки. Есть и несколько подобных проектов для Новосибирска: в проекте студента Л.Т. Саковича (1944) музей-памятник Великой Отечественной войне выполнен с множеством цитат из античной архитектуры, со скульптурами на пилонах перед зданием и фигурами львов у входов. Руководил проектом В.С. Масленников. Другой музей-памятник, разработанный студентом Серебряковым в 1947 году под руководством А.Д. Крячкова, венчает высокий шпиль с пятиконечной звездой на вершине, до этого не появлявшийся в музейных студенческих проектах.

Проект музёйного здания

Тенденцией послевоенного времени стало проектирование музеев русской культуры. Заданная тема стала едва ли не первым обращением к дореволюционному прошлому российского государства, до этого подвергаемого намеренному забвению. Проекты музеев русской культуры часто выполнялись как компиляция цитат из самых разных исторических стилей: классицизма, русского, или псевдорусского, стиля, архитектуры Древней Греции, Рима и Египта. При планировании помещений залам по всей дореволюционной истории русского государства и по истории после 1917 года отводились равные объемы. Лучшее, центральное место предоставлялось Ленинскому залу, где помещалась большая скульптура вождя революции. Остальные герои – цари, полководцы, ученые, видные общественные деятели и советские люди – представали в проектах музеев русской культуры в виде рельефных фигур внутри и снаружи здания. Фигуры были одеты в античные тоги и держали в руках классические символические предметы: лавровые венки, жезлы, книги. Так как проекты выполнялись для Новосибирска, то проводилась их реальная привязка к местности. В частности, проектируемый Музей русской культуры, большое выразительное здание, студент Л.К. Минерт предлагал разместить «между долиной реки Каменки, садом им. Кирова и улицей Кирова», эффектно используя возрастающий рельеф местности.

Как же обстояло реальное положение дел с музейными зданиями в Новосибирске? Самый первый музей города, Новониколаевский центральный музей, будущий краеведческий, располагался первоначально в национализированных купеческих домах: в 1920 - 1926 годах – в доме купца Кагана на улице Гудимовской (Революции), затем, до 1972 года, – в бывшем доме купца Маштакова на Красном проспекте. Оба здания в 1990 -2000-е годы были признаны памятниками архитектуры дореволюционного Новониколаевска, однако в 1920 - 1930-е годы, при размещении в них музея, им было отдано предпочтение скорее благодаря просторным внутренним помещениям и подведенным коммуникациям и электричеству. В 1970-е краеведческому музею выделяют первый этаж жилого дома на Вокзальной магистрали; этот его филиал становится известен как «музей за ЦУМом». Интересного уличного дизайна помещению на Вокзальной магистрали не удалось придать до настоящего времени, так что музею очень повезло получить дополнительно в 1980-е годы здание бывшего Городского торгового корпуса, памятник истории федерального значения. Здание-памятник истории находится и в распоряжении Новосибирского художественного музея. В начале 1980-х ему была передана уже не купеческая постройка, а здание Сибирского революционного комитета – символ советской власти и нового статуса Новониколаевска как центра Западно-Сибирского края. Многие музеи Новосибирской области также располагаются в дореволюционных или, по крайней мере, довоенных постройках, имеющих историческую ценность.

Пример новосибирского здания, полностью реконструированного для размещения в нем музея – это здание бывшего детского сада на улице Коммунистической, где сейчас находится Музей Н.К. Рериха. Есть в городе и несколько мемориальных зданий-музеев: дом С.М. Кирова на улице Ленина (филиал Новосибирского краеведческого музея), контора «Союзхлеб», где работал пионер отечественной космонавтики Ю.В. Кондратюк. Почти все остальные городские музеи занимают часть помещений в зданиях, при проектировании которых не было и мысли о музее. Отсюда неудобства входных зон, отсутствие хранилищ и ряда служебных помещений, ограниченные возможности экспозиционных залов. Остается надеяться, что в будущем специализированные здания для музеев Новосибирска будут проектироваться и строиться. Тем более что первые положительные примеры уже есть – отдельные здания были выстроены для музейной экспозиции Детского астрофизического комплекса и для Музея мировой погребальной культуры в Парке памяти Новосибирского крематория.

Рассматриваемый материал предоставляет большие возможности для дальнейшего исследования и интерпретации, использованные пока только в самом общем приближении. Сотрудники Музея истории архитектуры Сибири имени С.Н. Баландина планируют продолжать работу в этом направлении.

Примечания


1 Печатная версия статьи будет опубликована в сборнике VII Баландинских чтений.