Портреты генерала А.А. Тучкова

12 декабря 2012
В.А. Варнек
Портрет А.А. Тучкова. Между 1810 и 1812
  Портрет А.А. Тучкова. Между 1810 и 1812
  А.Г. Варнек
  Музей-заповедник Бородинское поле
 
 
 

Признаюсь читателям, мы с братом Александром испытываем чувство гордости от того, что наш далекий предок, художник-портретист Александр Григорьевич Варнек (1782 - 1843), написал прижизненный портрет одного из самых знаменитых героев России – генерал-майора Александра Алексеевича Тучкова (1777 - 1812). Других портретов, которые изображали бы в воинском мундире молодого генерала, геройски погибшего в Бородинском сражении, не было. Поэтому английский живописец Дж. Доу, прибывший в Россию в 1819 году по приглашению Александра I с целью создания Военной галереи Зимнего дворца, смог воспользоваться для своего портрета лишь оригиналом работы А.Г. Варнека. Находился этот оригинал в то время у вдовы генерала Марины Михайловны Тучковой, основавшей впоследствии Спасо-Бородинский монастырь на месте гибели своего мужа [4, 6-8].

Так, благодаря Дж. Доу, в 1822 - 1825 годах появился еще один живописный портрет генерала-героя, ставший намного более известным, чем оригинал А.Г. Варнека из-за того, что за полтора с лишним столетия его смогли увидеть в Военной галерее Зимнего дворца, по самой скромной оценке, не менее десяти миллионов человек. Вот что говорится об этой работе английского живописца в красочно изданной книге «Военная галерея Зимнего дворца»: «Портрет А.А. Тучкова – один из наиболее запоминающихся в галерее. Он чужд картинной воинственности. Грустно задумчивое лицо молодого генерала, как бы предчувствующего свою раннюю смерть. Автору изображения, с которого писали в мастерской Доу этот портрет, удалось передать обаятельный романтический облик героя. Отметим, что, вероятно, по желанию вдовы генерала живописец изобразил на его мундире медаль за участие в войне 1812 года. Такие медали участники войны получили только в 1813 году, но Тучков бесспорно заслужил ее своей геройской смертью на Бородинском поле» [2, с. 169].

Замечу, что Дж. Доу выполнил, строго говоря, не самую первую копию с оригинала А.Г. Варнека, поскольку у него был предшественник: еще в 1813 году известный русский гравер А.Г. Ухтомский создал гравированное изображение Тучкова-четвертого, воспользовавшись этим же оригиналом. Гравюра находится в собрании Государственного Исторического музея (ГИМ) и воспроизведена в Словаре русских генералов – участников Отечественной войны 1812 года [3, с. 583], а также в статье Т.А. Селиновой, установившей имя автора портрета-оригинала и его местонахождение: музей «Бородинское поле» под Можайском [4, с. 264 - 269].

Портрет А.А. Тучкова. Копия с огригинала А.Г. Варнека. Не позднее 1825
  Портрет А.А. Тучкова. Копия с огригинала А.Г. Варнека. Не позднее 1825
  Дж. Доу
  Государственный Эрмитаж
 
 
 

Поступил оригинал в этот музей вскоре после окончания Великой Отечественной войны из Эрмитажа. При этом в инвентарной книге, куда были внесены соответствующие записи, имеются такие пояснения, которые озадачили искусствоведа. Т.А. Селинова пишет: «В книге есть и другая запись: «портрет оставался в горящем здании, был порван и помят», т.е. находился в Бородино, что противоречит вышесказанному» [4, с. 267]. Упомянув об этом противоречии, Т.А. Селинова сочла, очевидно, что горящее здание могло находиться только в Бородино, где проходили бои с немецко-фашистскими захватчиками. Не знаю, что в настоящее время думают по этому поводу искусствоведы и историки, но правомочна, как мне кажется, и другая версия. Как известно, в 1837 году был очень сильный пожар в здании Эрмитажа. Все ценности, включая произведения живописи, спешили спасти, но что-то могло и пострадать, в том числе портрет Тучкова, который оставался, по-видимому, в Эрмитаже после отъезда Дж. Доу из России в 1829 году. Говоря об оригинале А.Г. Варнека и копии с него, выполненной Дж. Доу, Селинова подробно рассказывает еще об одной копии, написанной много позже художником Клюквиным по заказу потомков братьев Тучковых и поступившей в ГИМ в 1928 году. Похоже, что именно эта копия воспроизведена в прекрасной статье Л. Третьяковой о Бородинском сражении, в которую включен ее рассказ о генерале А.А. Тучкове и его спутнице жизни [7, с. 28].

Посетив в 2007 году в Москве музей-панораму «Бородинская битва», автор настоящей статьи, общаясь с искусствоведами, узнал, что в собрании этого музея также имеется копия портрета А.А. Тучкова работы неизвестного художника. Когда мне показали ее на экране монитора, у меня загорелись глаза, и я, на правах потомка А.Г. Варнека, рискнул обратиться к работникам музея с просьбой - подарить мне оцифрованное изображение портрета. Так в моей коллекции фоторепродукций портретов художника Варнека появилось первое изображение генерала А.А. Тучкова. Этот портрет мне несколько раз приходилось встречать в Интернет-ресурсах, в частности, в Большом Русском биографическом словаре.

Портрет А.А. Тучкова. Копия с оригинала А.Г. Варнека. Вторая половина XIX века
  Портрет А.А. Тучкова. Копия с оригинала А.Г. Варнека. Вторая половина XIX века
  Клюквин
  Государственный исторический музей
 
 
 

К настоящему времени в моей коллекции появились все известные изображения генерала, воспроизводимые в различных статьях и книгах. Приношу здесь большую бла-годарность музеям, приславшим оцифрованные изображения данных портретов, в первую очередь музею «Бородинское поле».

В заключение процитирую автора «Очерков Бородинского сражения» Н.Ф. Глинку, давшего словесное описание портрета А.А. Тучкова: «Видали ль вы в портрете, генерала молодого, со станом Аполлона, с чертами лица чрезвычайно привлекательными? В этих чертах есть ум, но вы не хотите любоваться одним умом, когда есть при этом что-то высшее, что-то гораздо более очаровательное, чем ум. В этих чертах, особенно на устах и в глазах, есть душа! По этим чертам можно догадаться, что человек, которому они принадлежат, имеет (теперь уже имел!) сердце, имеет воображение; умеет и в военном мундире мечтать и задумываться! Посмотрите, как его красивая голова готова склониться на руку и предаться длинному, длинному ряду мыслей!.. Но в живом разговоре о судьбе отечества в нем закипала особая жизнь. И в пылу загудевшего боя он покидал свою европейскую образованность, свои тихие думы и шел наряду с колоннами, и был, с ружьем в руках, в эполетах русского генерала, чистым русским солдатом! Это генерал Тучков 4-й. Он погиб близ деревни Семеновской, у ручья, по названию Огника, под огнем ужасных батарей, Тучков закричал своему полку: «Ребята, вперед!» Солдаты, которым стегало в лицо свинцовым дождем, задумались. «Вы стоите? Я один пойду!» Схватил знамя — и кинулся вперед. Картечь расшибла ему грудь. Тело его не досталось в добычу неприятелю. Множество ядер и бомб, каким-то шипящим облаком, обрушилось на то место, где лежал убиенный, взрыло, взбуравило землю и взброшенными глыбами погребло тело генерала» [9, с. 42].

Не вызывает сомнений, что все четыре портрета Тучкова-четвертого достойно служат памяти о генерале-герое, погибшем в Бородинском сражении.

Примечания


1 Сурмина И.О. Самые знаменитые герои России. - М. : Вече, 2003.
2 Глинка В.М., Помарнацкий А.В. Военная галерея Зимнего дворца. - Л. : Искусство, 1981.
3 «Словарь русских генералов, участников боевых действий против армии Наполео-на Бонапарта в 1812 - 1815 гг.» // Российский архив. Т. VII – - М. : студия «ТРИТЭ» Н. Михалкова. 1996.
4 Селинова Т.А. Неизвестные прижизненные портреты участника Отечественной войны 1812 года А.А. Тучкова. // Памятники культуры: Новые открытия. - М., 1987.
5 Анфилатов В.Е. Материалы к атрибуции живописного портрета П.П. Коновницына из коллекции Государственного Бородинского военно-исторического музея-заповедника. // М. : Полиграф Сервис, 2007.
6 Анфилатов В.Е., Громова Т. Государственный музей-заповедник «Бородинское поле». - М. : Белый город, 2007.
7 Третьякова Л. Три дня Бородина // Вокруг света. 2001. № 8.
8 Варнек В. А. История портретов двух генералов // Еженедельник «Наука в Сибири». 2008, № 7-8.<
9 Глинка Ф.Н. Очерки Бородинского сражения: (Воспоминания о 1812 годе). В двух частях. - М., 1839. Ч. 2.