О романтизме в творчестве А.Г. Варнека

10 апреля 2013
В.А. Варнек
Автопортрет с кистями и палитрой в руке. 1805 - 1806
  Автопортрет с кистями и палитрой в руке. 1805 - 1806
  А.Г. Варнек
  Государственная Третьяковская галерея
 
 
 

В биографической заметке, посвященной А.Г. Варнеку в словаре «Русские художники», говорится: «Был лишь сравнительно недолгий период (с июля 1804 по октябрь 1809 года), который художник провел вдали от Петербурга – в Риме, куда он был направлен в качестве пенсионера Академии художеств. И хотя художественная деятельность Варнека началась еще в 1802 – 1803 годах, подлинный творческий дебют его состоялся в Риме. Именно здесь он создал свое первое программное произведение «Автопортрет с палитрой и кистями в руке (1805 – 1806). Эта картина одновременно явилась и одним из программных произведений нового художественного направления – романтизма, формировавшегося в Европе в первое десятилетие XIX века. Выразителем этого художественного направления в русской живописи наряду с О.А. Кипренским и А.О. Орловским стал Варнек» [4, с. 105].

Приведенную цитату можно понять так, что именно автопортрет с палитрой и кистями стал для Варнека первым в серии работ романтической направленности. Однако это не совсем так. На мой взгляд, первым таким произведением является «Портрет живописца», написанный Александром Варнеком в 1802 году, когда он еще учился в Академии художеств. Именно за эту программную работу молодой еще художник получил Большую золотую медаль и был удостоен пенсионерской поездки в Италию. Она присутствует в списке произведений художника в монографии В.С. Турчина [7, с. 110], где отмечено, что местонахождение ее неизвестно. Полагаю, что исчез данный портрет из поля зрения критиков и искусствоведов вскоре после его создания, так как никаких упоминаний о нем в старых статьях XIX века не было. Если бы это случилось, то такие исследователи, как М.М. Ракова, Л.Н. Целищева и В.С. Турчин, непременно сделали бы ссылку на подобную статью в своих публикациях.

Портрет живописца. 1802
  Портрет живописца. 1802
  А.Г. Варнек
  Донецкий областной художественный музей
 
 
 

И вот я сейчас впервые привожу фоторепродукцию «Портрета живописца» в журнальной публикации. Предыстория этой моей находки такова. В августе 2010 года на сайте Донецкого областного художественного музея я обнаружил изображение неизвестной мне ранее работы А.Г. Варнека под названием «Портрет молодого художника» (холст, масло. 64х54,5). К изображению прилагалось небольшое описание истории бытования портрета, начиная с предвоенных лет. Взглянув на него и зная о предположении Л.Н. Целищевой, согласно которому на «Портрете живописца» Александр Варнек мог запечатлеть одного из своих соучеников [8, с. 158], я сразу подумал: это же и есть тот самый портрет, который в жизни молодого художника сыграл столь важную роль! Композиция данного изображения, к тому же, явно отвечает требованиям программного произведения.

Обнаружив портрет, я тут же отправил сообщение о находке в еженедельник «Наука в Сибири» вместе со своей гипотезой, а опубликованную заметку [1] переслал в некоторые художественные музеи, в том числе в Донецкий и в Государственный Русский музей. Специалисты согласились с моей версией, а Наталия Ивановна Уварова (ГРМ) привела дополнительные аргументы к ней и поздравила меня с атрибуцией. А из Донецкого музея мне прислали фоторепродукцию портрета, которую я и привожу в настоящей заметке.

Глядя на портрет, можно сразу же увидеть в нем все признаки романтизма. Не вызывает сомнения, что здесь изображен именно молодой художник, на лице которого отражены и вдохновение, и какая-то тревога, которую подчеркивает пасмурный пейзаж с нечеткой линией горизонта. Отмечу некоторое сходство композиций этого портрета и написанного почти десять лет спустя портрета генерала А.А. Тучкова (см. публикацию в электронном журнале Новосибирского государственного художественного музея № 4 за 2012 год). В то же время, в двух портретах мотиву тревожного заката принадлежит разная роль в создании образа модели. Если на портрете Тучкова закат этот знаменует собой приближение войны с французами и является предвестником будущих походов и сражений, то на портрете живописца трактовка его должна быть иной. В своей монографии Турчин хорошо написал о настроении, которое возникало у выпускников Академии художеств по окончании учебного заведения. Впереди работа, другая жизнь! Что их ждет в будущем? [7, с. 36]. Думаю, что именно это настроение передал Александр Варнек в своем первом произведении романтической направленности.

Говоря о других ранних работах художника, выполненных до поездки в Италию, выделю среди них «Портрет Е.М. Колосовой в театральном костюме». О чертах романтизма в образе знаменитой балерины тех лет говорит в своей монографии В.С. Турчин. Они появляются благодаря единству фигуры модели и размытого пейзажа с неясными очертаниями [7, с.16, 64].

Портрет графа И.О. Потоцкого. Музей-замок в Ланцуте. 1810
  Портрет графа И.О. Потоцкого. Музей-замок в Ланцуте. 1810
  А.Г. Варнек
 
 
 

В конце 1809 года Александр Варнек возвратился из Италии в Петербург, и две его очередные работы – портрет молодого офицера и портрет ученого, литератора и путешественника, графа И.О. (Яна) Потоцкого, выполненные в 1810 году, продолжили галерею портретов романтической направленности, создаваемую художником. Замечу, что о романтической стилистике портрета И.О. Потоцкого говорит Л.Н. Целищева в своей статье «История забытого портрета» [9, с. 58]. Где-то в это же время (в период с 1810 по 1812 год) был написан и портрет генерала Тучкова, пополнивший галерею романтических образов Варнека. [5, с. 265].

В 1812 году в этой галерее появился знаменитый «Трубадур». По поводу данного портрета, на котором А.Г. Варнек изобразил своего ученика В.В. Баранова в театральном костюме с гитарой, Турчин написал: «В портрете этого типа личность реальной модели переосмыслена под воздействием разного рода ассоциаций, к которым «взывает» весь образный строй произведения. Чисто романтическая страсть к «преображению» здесь помножена на сложившиеся иконографические приемы старого искусства» [7, с. 46].

Тема романтизма присутствует еще в двух портретах А.Г. Варнека, исполненных в 1812 году (перед войной), давно потерянных и найденных сравнительно недавно искусствоведом Ю.Ю. Гудыменко. Речь идет о портретах двух молодых людей – А.П. Строганова и В.С. Апраксина – в мундирах выпускников училища колонновожатых. Первый из них трагически погиб 23 февраля 1812 года в сражении с французами под Краоном, а второй, отличившись в ряде битв, стал генералом, но его еще в довольно молодые годы буквально сразила холера. Отсылаю читателей к публикации Ю.Ю. Гудыменко, в которой рассказывается не только об атрибуции портретов, но и о романтических чертах в облике молодых людей [2, с.44, 45].

Портрет президента Академии художеств графа А.С. Строганова. 1814
  Портрет президента Академии художеств графа А.С. Строганова. 1814
  А.Г. Варнек
  Государственный Русский музей
 
 
 

Думаю, что в галерею «романтических» портретов Варнека можно включить и хорошо известный парадный посмертный портрет президента Академии художеств, графа А.С. Строганова (ГРМ), написанный Варнеком в 1814 году. Действительно, на этом портрете художник передал большой интеллект и вдохновенность личности портретируемого, а все атрибуты так или иначе связаны со многими деяниями графа в Академии художеств и в Петербурге в целом, и дополняют созданный образ. Замечу, что С. Кузнецов в своей работе «Вольный каменщик Петрополя» назвал это произведение художника портретом-аллегорией[2, с. 30].

Заканчивает галерею романтических образов, созданных А.Г. Варнеком, его автопортрет, освещенный сзади, который, по мнению Турчина, был написан в 1816 году. Признаки романтизма Турчин видит здесь в бледном лице портретируемого, волосах, словно взлохмаченных порывом ветра, в пронзительном взгляде и в сумрачном романтизированном пейзаже, который является намеком на душевное состояние модели [7, с.64].

Таким образом, в нашей галерее портретов А.Г. Варнека, содержащих те или иные признаки романтизма, насчитывается порядка десяти произведений. Данная подборка портретов является моим аргументом в мысленной полемике с Т.А. Селиновой, по мнению которой творчеству Варнека романтизм не свойственен [5, с. 265]. Как видно, в молодые годы художника это мироощущение присутствовало в его работах, но после исполнения авто-портрета, освещенного сзади, практически исчезло.

ЛИТЕРАТУРА


1 Варнек В.А. Нашелся «Портрет живописца»? // Наука в Сибири. 2010. № 34 – 35.
2 Гудыменко Ю.Ю. Портреты Александра Строганова и Владимира Апраксина работы А.Г. Варнека. // Сообщения Эрмитажа. Вып. LXII. СПб. : Славия. 2004.
3 Кузнецов С. Вольный каменщик Петрополя. // Наше наследие. 2001. № 59 – 60.
4 Русские художники: Энциклопедический словарь. – СПб. : Азбука, 2000.
5 Селинова Т.А. Неизвестные прижизненные портреты участника Отечественной войны 1812 года А.А. Тучкова. // Памятники культуры: Новые открытия. - М., 1987.
6 Турчин В.С. Эпоха романтизма в России. - М.: Искусство, 1981.
7 Турчин В.С. Александр Григорьевич Варнек, 1782 - 1843. - М. : Искусство, 1985.
8 Целищева Л.Н. Степан Семенович Щукин. 1762 - 1828. - М.: Искусство, 1979.
9 Целищева Л.Н. История забытого портрета. // Художник. 1984. № 10.