13 ноября 2020

Саунд-арт в художественном музее: открылась выставка Сергея Филатова

Выставка Сергея Филатова «Сад ускользающих соноров: звуковая архитектура», открывшаяся в Новосибирском художественном музее, погружает зрителя в звуковую среду, которую создает своеобразный роботизированный оркестр без музыкантов.
12
Саунд-арт в художественном музее: открылась выставка Сергея Филатова

Выставку «Сад ускользающих соноров: звуковая архитектура» Новосибирский художественный музей организовал совместно с галереей «Триумф» (Москва).

— Это первый наш проект в Новосибирске, — комментирует шеф-куратор галереи «Триумф» Марина Бобылева. — И музей очень удачно выбрал именно Сергея Филатова, потому что он работает со звуком и соединяет музыкальное, художественное, с научным и техническим, что очень близко идентичности города.

Для Новосибирского художественного музея выставка саунд-арта — тоже абсолютно новый опыт:

— Художественный музей видел проекты разного уровня: от высокой классики до самых хулиганских проектов, но то, что мы представляем на этот раз, не вписывается в ни во что из того, что мы раньше делали, — отмечает директор НГХМ Сергей Дубровин. — Это изысканно, это очень «вкусно», это на высоком профессиональном уровне.

Сергей Филатов — художник, который в своем творчестве обращается не только к визуальному, но и к звуковому пространству, автор и разработчик музыкальных инструментов и звуковых скульптур. Его выставка «Сад ускользающих соноров: звуковая архитектура» открывает перед зрителем и слушателем поле художественного исследования звука.

— На этой выставке вы встретитесь с работами за 14 лет творчества — от графики до алгоритмических звуковых скульптур, — рассказывает Сергей Филатов. — Абстрактные звуковые полотна, которые также подобны визуализированной музыке, в определенной степени созвучны пространственным звуковым скульптурам, где воплощается идея работы с акустической осознанностью, потому что множество объектов имеют достаточно тонкий тихий уровень генерации звука и предполагают, что посетитель выставки побудет немного в другом ритме и другом измерении, соприкасаясь визуально и через слух с работами.

Ключевым фактором для понимания звуковых исследований Сергея Филатова является рецептивная эстетика — внимание не только к конструкции и звучанию работ, но и к способам их чувствования слушателем и зрителем. Так, в одном из основных залов представлены сразу три работы: центральная инсталляция выставки «Сад ускользающих соноров», «Электро-Лира» и «Тонкое взаимодействие».

— Мы постарались выстроить таким образом сочетание и положение объектов, чтобы звуковой ландшафт был наиболее сложным и интересным и представлял собой связку различного рода генераций, единое пространство, в которое можно погрузиться, «поплавать» в нем, — поясняет художник.

Произведения Сергея Филатова были показаны на международных площадках современного искусства в России, Италии, Швеции, а также на фестивалях современного искусства и международных выставках в Австрии, Дании, Великобритании, США, Германии, Японии (в том числе на 58-й Венецианской биеннале современного искусства и второй Триеннале современного российского искусства в Музее современного искусства «Гараж»). Однако, по словам шеф-куратора галереи «Триумф» Марины Бобылевой, каждая выставка уникальна, потому что художник по-разному сочетает объекты и учитывает особенности выставочной площадки, создавая неповторимую звуковую среду.

 

Выставка в Новосибирском художественном музее работает в залах по адресу ул. Свердлова, 10. Как отметил присутствовавший на открытии заместитель министра культуры Григорий Милогулов, художественный музей, как и все учреждения культуры Новосибирской области, соблюдает все необходимые требования для того, чтобы сделать посещение выставок безопасным для гостей, — это санитайзеры, соблюдение социальной дистанции и масочный режим.