Новый рубеж в русском искусстве тесно связан с Октябрьской революцией 1917 года. Большевики, захватившие руководство в государстве, привлекали в разное время разных художников, которые могли бы наиболее полно выразить стоявшие перед страной насущные задачи. На первом этапе строительства нового общества в почете были экспериментаторы в области формы. Позже стали востребованными художники-рассказчики, наглядно демонстрировавшие достижения советского общества.
Искусство 1920 – 1930-х годов широко представлено в новосибирской коллекции, занимая два зала экспозиции музея.


Портрет народной артистки СССР

Великий Октябрь. 1925
Наиболее удачным примером восприятия революции в обществе того времени является работа К.Ф. Юона «Симфония действия» (1922). Это редкое полотно входит в серию символических композиций, которые художник создал по следам революционных событий. Здесь он изобразил в театрализованной манере напоминающую сюжет о Страшном суде картину гибели беззащитных обнаженных людей в хаосе глобальной катастрофы. Что-то новое в виде смутных очертаний высоких зданий нового футуристического мира возникает на горизонте. Эпизоды Гражданской войны стали основой для небольшого, но мощного по живописному воплощению произведения Н.И. Фешина «Восстание в тылу у Колчака» (1923) и бытовым по своей сути сюжетом для этюда «Допрос» (1920-е) основоположника советской батальной живописи М.Б. Грекова. В этом же ключе решен авторский вариант картины И.И. Бродского «Великий Октябрь» (около 1925). Художник, часто обращаясь к образу Ленина, не забывал при этом о живописных задачах. Фон картины с изображением Смольного, снегом, лужами и осенними деревьями с ажурной листвой исполнен рукой незаурядного мастера. Отзвуки героической эпохи можно обнаружить и в «Портрете художника Ф.П. Решетникова» кисти
Бывшие представители «Бубнового валета» продолжали писать в излюбленных жанрах пейзажа и натюрморта, активно исследуя при этом новую действительность. У А.В. Куприна рядом с его лирическим пейзажем «Судак. Гора св. Георгия» (1929) очень свежо смотрится индустриальный мотив в полотне «Днепропетровск. Коксогазовый завод» (1930), как будто художник продолжал прежние эксперименты с формой. П.П. Кончаловский в «Портрете артистки А.О. Степановой» (1933) сумел запечатлеть образ новой советской женщины, свободной, красивой и деятельной. Для художника осталась сокрытой внутренняя драма актрисы, переживавшей в тот момент необходимость выбора между любовью к опальному драматургу Н.Р. Эрдману и смыслом ее существования – театром. Миру П.П. Кончаловского свойственна гармония. «Натюрморт с золотой чашей и зеленой рюмкой» (1944) в голландском стиле является примером подобного видения. Это одно из лучших воплощений мотива уюта и неспешного существования в живописи художника. «Сирень и подрамник» (1953) воспринимается как гимн цветущей природе. Цветы, которые живописец любил и писал энергично, добиваясь при этом натурализма в их передаче, в его постановках обретали парадность, подчеркнутую артистизмом исполнения.
Картины Р.Р. Фалька из собрания музея относятся к его несомненным удачам. «Портрет Нарышкиной» (1929), созданный по приезде в Париж, сложен по живописной технике и изыскан по цветовому решению. С 1928 по 1937 год художник был в творческой командировке во Франции. Первые впечатления от парижской школы и, в частности, от
Украшением экспозиции является полотно А.В. Лентулова «Натюрморт с цветком у окна» (1920-е) с таинственной атмосферой вечернего интерьера. Самая ранняя из шести работ А.А. Осмеркина – «Мост» (1921), где ощутимы сезаннистские пластические мотивы. «Загорский кремль» (1952) свидетельствует о том, что художник не утерял своего живописного дарования и в поздние годы. Жизнеутверждающую по настроению картину В.В. Рождественского «Сосны, освещенные солнцем» (1956) можно признать одной из лучших в его творчестве.
По-иному звучат произведения А.Д. Древина «Зима. Вид из окна» (1929), «Алтай. Приток реки Чарыш» (1930), «Алтай. В горах» (1931). В них возникает тема разлада с миром, предчувствие трагических событий в стране. Сюжет картины Н.А. Удальцовой «Армения. Женщины в саду» (1933) более идилличен, но по общему настроению она близка пейзажам Древина. Внутреннее напряжение свойственно и «Автопортрету» (1922) Н.М. Чернышева. Тема «избранности», особой одухотворенности творца прекрасного является главной в этом произведении. Искусство Д.П. Штеренберга, одного из видных мастеров авангарда 1910 – 1920-х годов, становится более сдержанным, но не менее выразительным при создании образа современника. Это хорошо заметно в портрете летчика-испытателя

Портрет З.Д. Нарышкиной. 1929

Женщины на берегу моря. 1933

Портрет М.Ф. Петровой-Водкиной, жены художника. 1934
В разделе скульптуры занимает свое уникальное место символическая композиция
Как и Р.Р. Фальк, А.В. Шевченко, скорее, принадлежал к художникам неофициального направления в искусстве того времени. Их произведения никогда не теряли своих высоких живописных достоинств и проникновенной лирики. «Зеленый пейзаж» (1929) отражает увлечение Шевченко Сезанном. В картине «Женщины на берегу моря» (1933) художник выработал особый стиль, с необычайной силой и своеобразием передающий облик Востока. Неторопливые ритмы, весомая материальность, цветовая изысканность – вот составляющие успеха его произведений на эту популярную тему. К таким же мастерам принадлежал и В.И. Шухаев, художник разнообразный в своих эстетических пристрастиях. Его работы «Селение Шемтала. Кабардино-Балкария» (1935) и «Проход. Сванетия» (1963) прочувствованно трактуют тему Востока, как бы воскрешая ее былой романтизм.
Ленинградские художники этого времени представлены интересными произведениями. Две поздние картины К.С. Петрова-Водкина «Портрет жены» (1934) и «Колхозница на озере Ильмень» (1936) - характерные примеры его живописного мастерства. «Портрет жены», с его сдержанным колоритом, поражает глубиной проникновения во внутренний мир изображенной. Поворот корпуса и наклон головы модели, соотносясь с чуть смещенной пространственной осью, придают образу человека масштабность планетарного уровня. Исследование картины «Колхозница на озере Ильмень» привело к выводу о том, что она написана поверх не удовлетворившего художника сюжета со своим портретом рядом с
Многие мастера Ленинграда входили в объединение «Круг художников». В 1930-е годы в их искусстве еще не были изжиты приемы этого яркого стиля, с присущим ему лаконизмом формы и обостренным вниманием к приметам современности. «Птичница» (1931)
Искусство периода Великой Отечественной войны не потеряло своего оптимизма. Рисуя картины разрушения и великой трагедии советского народа, художники были способны создавать жизнеутверждающие произведения. К ним несомненно относится «Портрет народной артистки СССР Е.П. Корчагиной-Александровской» (1943) кисти
Искусство послевоенного времени наиболее ярко раскрывается на примере «Портрета маршала бронетанковых войск П.С. Рыбалко» (1947) П.Д. Корина. Он входит в серию портретов военачальников, написанных художником сразу по окончании Великой Отечественной войны. Про своих героев Корин говорил: «Вот люди вышли из народа, какие таланты». Тонко чувствуя особенности модели, он вникал в суть характера: «Некрасивый, писать страшно, а глаза умные, умные». Портрет Рыбалко создавался, когда знаменитый военачальник был тяжело болен. И среди других парадных изображений этой серии он выделяется отсутствием форсированного героизма и особой лаконичностью, запечатлев просто и выразительно не сдающего жизненные позиции человека.
Среди художников этого периода заметное место принадлежит С.А. Чуйкову. Русский по происхождению, ученик Р.Р. Фалька, он стал основоположником киргизского профессионального изобразительного искусства, что было характерным для политики приобщения к основам классического искусства народов многонациональной страны. Его небольшая по размерам картина «Девочка с полевыми цветами» (1946) – одна из многих, входящих в «Киргизскую серию». Три индийских этюда 1957 года исполнены в то время, когда Советский Союз активно налаживал дружеские связи с Индией. Во всех произведениях Чуйков проявляет тонкий колористический дар.
Важным направлением в послевоенном искусстве было продолжение традиций русской реалистической живописи начала XX века. Н.М. Ромадин в «Золотом клене» (1954), с изображением водной глади и лесной поросли, наиболее полно использовал арсенал лирического пейзажа. Он любил также писать глухие дебри северных лесов, трактуя их в сдержанной манере, как, например, в картине «В Сортавальском лесу» (1958). В русле сугубо реалистического искусства творили мастера деревенской тематики. В.Ф. Стожаров в одном из лучших в его наследии «Натюрморте с горшком» (1957) обозначил интерес к крестьянскому быту как поэтической стороне русской жизни. Самым последовательным в этом отношении был А.А. Пластов. Полотно «Нина Шарымова» (1960-е) отчетливо выражает его творческое кредо. В портрете нет сюжетной канвы, но включение букета в композицию делает более глубокой тему юности в изображении простой и цельной натуры. По-своему воспринимали русскую провинцию владимирские пейзажисты К.Н. Бритов, В.Г. Кокурин и В.Я. Юкин, известность к которым пришла в 1970-е годы. Они видели мир в контрастных тональных отношениях взятого в полную силу цвета. Природе в их картинах свойственна атмосфера праздника свершающихся изменений.

Портрета маршала бронетанковых войск

Обновление в искусстве 1960-х годов связано с пересмотром прежних приоритетов во внутренней политике страны. Отказ от официозного пафоса, стремление романтизировать будни без излишней повествовательности породили направление «сурового стиля». Оно отличалось заостренностью в постановке важных тем и более глубокими образами. В завершенном эскизе к своему программному полотну «Строители Братска» (1960)
Начиная с 1970-х годов в отечественном искусстве наблюдается тяга к стилистическому разнообразию. Живописное собрание музея дает возможность убедиться в этом.
Бригадир. 1966

Колхозница на озере Ильмень. 1936

Зима. Вид из окна. 1929

Пруд. 1979

Подмосковный пейзаж. 1947



Симфония действия. 1922

Завклинатель змей. 1955

Портрет П.Л. Капицы с женой. 1979
