Сказочные реки, былинные берега
Выставка «Сказочные реки, былинные берега». Фрагмент экспозиции Туалетный прибор «Принцесса на горошине». 1956 |
|
А.Д. Бржезицкая |
Мир сказок… Как он велик и необычайно разнообразен. С незапамятных времен былины, сказы, предания, волшебные истории сопровождали людей с самого детства, были особыми путеводными нитями, ведущими их по жизни и примиряющими с несовершенным миром. Сказка, изначально напоенная добротой и мудростью народной, со временем менялась - от устных сказаний до современных литературных фантазий, дополнялась новыми сюжетами и героями. Но неизменными в ней оставались истинные идеалы, представления о добре и зле, жизни и смерти, истине и лжи, о счастье и любви.
Русские народные сказания, былины, порожденные языческой верой в магические силы природы, постепенно становились историями о невиданных приключениях героев – могучего Ильи Муромца, Ивана-царевича и его верного волшебного волка, удачливого Емели, храброго Садко. Очень яркими были женские образы: Царевна-Лебедь и Царевна-Лягушка, Василиса Прекрасная и Премудрая, Марья Моревна, Аленушка и Снегурочка. Были и персонажи, заимствованные из иноземных источников и по-новому воплотившиеся в русском фольклоре. Таковы истории славных деяний и подвигов Бовы-королевича и победителя змея, богатыря Еруслана Лазаревича. Любопытны и поучительны сказки о животных, в которых те наделялись определенными чертами характера: медведь – неуклюжей доброй силою, лиса – хитростью и проворством, волк – свирепостью, пугливый заяц – сообразительностью.
Передавались сказки сначала из уст в уста, позднее - записывались этнографами, которые путешествовали по бескрайним пространствам России и бережно сохранили для нас множество народных преданий, загадок, прибауток и разнообразных сказок: богатырских и бытовых, авантюрных и волшебных. В 1832 году публикуется сборник сказок, составленный В.И. Далем, известным автором «Толкового словаря живого великорусского языка»; в 1850-е годы выходит классический сборник народных сказок А.Н. Афанасьева. И в ХХ веке собиратели старинных сказаний находили заповедные уголки, жители которых еще помнили рассказы своих бабушек и дедушек и щедро делились ими.
По народным преданиям написана всеми любимая сказка «Конек-горбунок» П.П. Ершова. Великолепные волшебные сказки А.С. Пушкина навеяны рассказами его няни Арины Родионовны.
На протяжении многих столетий сказочные темы живут в художественном творчестве. Прежде всего, это яркие образы народного искусства. Крестьянские избы и домашняя утварь издавна украшались изображениями всевозможных волшебных персонажей: птицами-павами, сиринами, жар-птицами, фантастическими львами, пышногривыми конями, единорогами и русалками. В профессиональное искусство темы сказок пришли лишь в конце XIX века. Одним из первых обратился к образам народных былин и сказок живописец
Балда на лошади. Иллюстрация к «Сказке о попе и о работнике его Балде» |
|
Ю.В. Ворогушин |
***
В марте 2018 года в Новосибирском государственном художественном музее открылась выставка «Сказочные реки, былинные берега». Она представила тему сказки в произведениях графики и декоративно-прикладного искусства, хранящихся в музейной коллекции. Словно в пестрый ковер, в нее вплетались самые разные сюжеты - от былин, народных преданий и сказок А.С. Пушкина до «Сказки о военной тайне» А.П. Гайдара и «Звездного мальчика» О. Уайльда. Большая часть экспонатов создана в середине и второй половине ХХ века – в период расцвета отечественной книжной иллюстрации. Однако начальное место в зале отводилось двум русским народным картинкам – лубкам, изданным в конце XIX столетия и повествующим о подвигах и приключениях славных богатырей Бовы Королевича и Ивана Царевича. Несмотря на иноземную одежду и доспехи их главных героев, подобные литографские картинки были популярны среди простых людей и становились непременным украшением крестьянской избы, трактира, купеческой лавки.
Центральное место в экспозиции заняли произведения на темы сказок
Фрагмент экспозиции. Чернильный прибор «Сказка о золотом петушке». 1956 | |
О.М. Богданова |
Блестящими акцентами в этой части экспозиции оказались произведения фарфоровой пластики, созданные талантливыми художниками декоративно-прикладного искусства. Прославленная Н.Я. Данько, работавшая на Ленинградском фарфоровом заводе и известная своими скульптурками «агитационного» фарфора, была представлена великолепной в своей величавой простоте чернильницей «Пушкин за работой», исполненной в конце 1930-х годов. Чернильный прибор «Сказка о золотом петушке», созданный на Дулевском фарфором заводе скульптором О.М. Богдановой, привлекает внимание многоцветием, изысканной эклектичностью и выразительностью образов. Украшала экспозицию и еще одна работа этого автора - популярная в 1950-е годы «Малахитовая шкатулка», с характерной для того времени яркой росписью.
Теплота пушкинских сказок отражается в изделиях дымковских мастериц А.В. Кузьминых и Н.П. Трухиной «Белочка и хрустальный дом» и «Золотая рыбка». Исполненные в конце 1980-х годов, в традиционной для этого промысла манере, яркие и декоративные игрушки своеобразно раскрывают всем известные сюжеты.
Прекрасным обрамлением для произведений по сказкам А.С. Пушкина послужили графические работы на темы былин и иллюстрации к книге А.Н. Афанасьева «Русские народные сказки». Линогравюры И.Д. Архипова «Садко» и «Вольга и Микула» выполнены в манере, характерной для 1960-х годов: реалистичность образов соединяется здесь с широкой обобщающей декоративностью. В листах
Сказка о Ерше Ершовиче, сыне Щетинникове. Иллюстрация к книге А.Н. Афанасьева «Русские народные сказки». Вариант. 1985 | |
В.В. Тимофеев |
Литературная сказка в произведениях художников была представлена на выставке не очень широко, зато своеобразно и многогранно. Сдержанностью и тонкой живописностью отличаются акварели А.А. Рылова «Звери у кита» (из «Сказок зверолова» В.В. Бианки) и
Созданные уже в XXI веке, добротные акварельные листы А.Н. Медведева к «Звездному мальчику» О. Уайльда и «Снежной королеве»
Особое место в этой экспозиции принадлежало двум «Снегурочкам». Одна придумана мастером Дулевского фарфорового завода
Иванушка в полете. 1950-е. Модель 1943 | |
С.М. Орлов |
Снегурочка. 1923 | |
А.В. Щекатихина-Потоцкая |
Своеобразным символом выставки стала декоративная фарфоровая скульптура «Иванушка в полете» С.М. Орлова, исполненная на Дмитровском фарфоровом заводе, где мастер проработал более тридцати лет и создал уникальные произведения. К их числу принадлежит великолепная композиция к сказке П.П. Ершова «Конек-горбунок», которая воспринимается красочным музыкальным сочинением, каким-то чудом воплощенным в фарфоре. Каждый персонаж этой сюиты обладает своим уникальным звучанием, выраженным в пластике, цвете и множестве золоченых акцентов. Главный герой – Иванушка, заботливо обнимающий конька, - благодаря лаконичной и яркой росписи его одежды и невероятной высокой шапки кажется одновременно и простоватым, и загадочным.
Иванушка, летящий на крылатом коньке с развевающейся гривой, приглашает в путешествие в невероятную, непостижимую страну заповедных преданий и фантазий. Здесь каждый может найти себе сказку по душе: волшебную или поучительную, забавную или грустную, обыденную или героическую. Произведения художников, ярко и разнообразно отразившие сказочные сюжеты, помогают вспомнить знакомые с детства истории и по-новому прочувствовать их вечное очарование и колдовство.