Сибирь и Венецианская биеннале
Вторая международная триеннале современной графики в Новосибирске. 2018. Афиши проектов |
Двадцать лет назад, в сентябре 1999 года, в Новосибирске открылась Первая международная биеннале графики. Притягательность Венецианской биеннале была необыкновенной; в самом этом слове, казалось, было нечто магическое, завораживающее, приближающее нас к большой международной художественной жизни. Жанр биеннале представлялся генератором развития современного искусства, способом подключения к современному художественному процессу. Графика была выбрана как самый малобюджетный формат, альтернативы которому в те последефолтовские времена не было, нет и сейчас.
Уже в первой Новосибирской биеннале участвовали художники из 23 стран мира и многих городов России, от Москвы до Владивостока. Тогда это был прорыв из круга региональных художественных впечатлений. В дальнейшем масштаб и качество биеннале росли. В Новосибирск приезжали со своими проектами графики из США, Канады, Австралии, Аргентины, Германии, Италии, Франции, Финляндии, Южной Кореи, Японии и других стран. Новосибирская биеннале успешно развивалась и расширялась, пока не вышла за пределы своих организационных возможностей, пока не взяла тайм-аут и не переформатировалась в триеннале. Пафоса стало немного меньше, но достигнутый уровень сохраняется, что и подтвердила Триеннале 2018 года. Она была масштабной, разнообразной, профессиональной. Но все же жаль именно биеннальский, более харизматичный формат.
Проект «Павильон Сибири на Венецианской биеннале». 2019 |
Ностальгия по магии биеннале, восходящая к Венецианской биеннале, сохраняется в сибирской художественной среде. Новосибирская Арт-группа BERTOLLO 12 апреля 2019 года, еще до начала работы 58-й Венецианской биеннале, открыла в мастерских на Советской иронически-ностальгический проект – «Павильон Сибири на Венецианской биеннале» - и стала показывать один за другим мини-выставки сибирских художников (Сергей Гребенников, Андрей Курченко, Константин Скотников, Александр Габов, Елена Бертолло, Олеся Роскос, Евгений Заремба, Тамара Грицюк, Олег Семенов, Александр Суриков, Владимир Опара и др.) [1]. В этом, по выражению Елены Бертолло, «гомеопатическом павильоне», сделанном из обувной коробки, до 11 мая было представлено более 30 проектов. Ирония и пафос, и определенная горечь «Сибирского павильона» связаны с рефлексией по поводу жизни в Сибири, в глубине континента, вдали от морей и мировых центров культуры. Наиболее характерен в этом отношении проект Тамары Грицюк «Потерпевшая сторона». Потерпевшая сторона в данном контексте - не юридический, а скорее экзистенциальный термин. «Наша «сибирская сторона» в каком-то смысле тоже «потерпевшая» — от сурового климата, удаленности, заброшенности», — говорит Грицюк. Саша Зайцева в своем материале на сайте Тайга.инфо написала: ««Павильон Сибири» парадоксален и неоднозначен, он подлинный и фэйковый одновременно, сложный и простой, интимный и публичный, ироничный и очень серьезный» [2]. Инициатива новосибирских художников не прошла незамеченной, нашла информационный отклик, стала событием сибирской художественной жизни.
Потерпевшая сторона. Фрагмент. 2019 | |
Т. Грицюк |
Быть может, когда-нибудь в Венеции в реальном времени и реальном пространстве будет представлен «Сибирский павильон». Дистанция между Сибирью и Венецией не столь уж непреодолима. И уже были случаи, когда сибирские художники становились участниками Венецианской биеннале. Первыми на пике своей популярности прорвались в Венецию «Синие носы». Еще в 1999 году четверо новосибирских художников: Дмитрий Булныгин, Максим Зонов, Вячеслав Мизин, Константин Скотников и фотограф Евгений Иванов сняли в бомбоубежище серию видеоскетчей («11 перформансов в бункере»), надев на носы синие пластиковые пробки от бутылок. Последующие годы стали временем стремительного взлета «Синих носов» и уточнения их состава. Работая в жанре «шабаш-карнавал», они стали, по определению Андрея Ерофеева, «самым ярким явлением на горизонте российского искусства рубежа XX - XXI веков» [3]. В 2003 году они показывают проект Absolute Generation в Палаццо Зенобио в рамках 50-й Венецианской биеннале. В 2005 году «Синие носы» участвуют уже в основном проекте 51-й Венецианской биеннале, а также проводят акцию «Салют» на церемонии открытия Российского павильона.
В 2013 году на 55-й Венецианской биеннале в экспозиции основного проекта «Энциклопедический дворец» в Арсенале был представлен фотограф из Новокузнецка Николай Бахарев. Куратор основного проекта Массимилиано Джони отобрал для него работы 155 авторов из 37 стран, и одним из трех приглашенных россиян стал Н. Бахарев.
Снова сибиряки появились на Венецианской биеннале в 2017 году в параллельной программе в Палаццо Соранцо Ван Аксель в составе проекта Пушкинского музея «Человек как птица. Образы путешествий». Среди них - уроженка Кемерово Татьяна Ахмедгалиева, ныне живущая в Петербурге, с видеоинсталляцией «Корабль-призрак» и известный новосибирский художник Дмитрий Булныгин, первым вышедший из арт-группы «Синие носы» и проживающий сейчас в Москве, с проектом «Аквариум» (инсталляция, видеомэппинг, звук) [4].
Невольно возникает вопрос: чтобы участвовать в Венецианской биеннале, должен ли сибирский художник перебраться в Москву или Петербург, где он может творчески реализоваться и быть замеченным?
Госпожа 3.2. 2018 | |
З. Доржиев |
Свой ответ на этот вопрос дает Зарикто Доржиев, живущий на востоке Сибири, в Улан-Удэ, хотя многие думают, что он давно переехал в Москву. Зарикто родился, учился и живет в Сибири. Живя в Сибири, он приобрел широкую международную известность. Можно по-разному оценивать работы этого «Климта по-бурятски», но его выставки проходили в Третьяковской галерее, Русском музее, Музее искусства Востока, в Галерее искусств Совета Европы в Страсбурге, в Tibet House в Нью-Йорке. В этом году его выставка «Новая степь», включающая скульптуру и живопись, представленная галереей «Ханхалаев», вошла в параллельную программу 58-й Венецианской биеннале. На сегодняшний день это самая масштабная репрезентация сибирского искусства в Венеции.
Венецианская биеннале продолжает развиваться и расширяться, все больше становится стран-участниц, все шире круг художников, растет число посетителей. Появление Сибирского проекта в параллельной программе Биеннале представляется вполне осуществимой мечтой. Нужны организационные усилия и спонсоры. А художники есть.
Примечания
1 | Арт-проект «Павильон Сибири на Венецианской биеннале 2019» (дата обращения: 19.06.2019) |
2 | Саша Зайцева. «Мы едва не забыли как выглядит остальной мир»: сибирские художники устроили альтернативную Венецианскую биеннале-2019 в коробке из-под обуви (дата обращения: 18.06.2019) |
3 | «Синие носы» (дата обращения: 19.06.2019) |
3 | Инсталляция «Аквариум» Дмитрия Булныгина (дата обращения: 19.06.2019) |