Предисловие к 1(43)2021 выпуску журнала

08 апреля 2021
С.П. Голикова

По сложившейся традиции первый выпуск журнала текущего года представляет читателям статьи студентов и магистрантов отделения востоковедения Гуманитарного института Новосибирского государственного университета, специализирующихся на изучении культуры и искусства стран Восточной Азии.

Постоянное плодотворное сотрудничество Новосибирского государственного художественного музея и отделения востоковедения ГИ НГУ находит выражение в разнообразных формах профессионального партнерства. В их числе - организация учебных студенческих практик на материалах коллекции современного искусства Востока, собранной в музее по итогам его выставочных проектов; проведение интерактивных просветительских программ (экспресс-выставка и мастер-классы «Ароматическая культура Востока» в рамках Всероссийской акции «Ночь искусств-2019» и др.);  участие специалистов ГИ НГУ в работе музейных межрегиональных научно-практических конференций «Современный музей в культурном пространстве Сибири» и тематических круглых столов. Систематическая публикация исследовательских работ студентов в специальных номерах электронного журнала «Художественный музей» служит одним из самых интересных направлений этого взаимодействия, привлекая внимание широкой аудитории к малоизвестным, разнообразным явлениям и аспектам традиционной и современной культуры Востока.

Материалы данного выпуска журнала развивают исследовательские темы, знакомые читателям по предыдущим номерам, и предлагают новые сюжеты, не затронутые прежде на этих страницах. Они презентуют результаты работы молодых авторов, уже сотрудничавших с музеем, и предоставляют возможность публикации тем студентам, которые впервые обращаются к подобному опыту. Так, статья, излагающая историю коллекции «Сокровища Хигасияма», возвращает читателей к вопросу о предметах роскоши карамоно, расширяя представление об их бытовании в средневековой Японии. Работа, посвященная шашкам вэйци, вводит феномен этой традиционной китайской настольной игры в многогранный контекст духовной культуры стран Восточной Азии. Сходный концептуальный подход к избранной теме раскрывается в статье, характеризующей уникальные свойства тибетских «поющих чаш» и возможности использования этого музыкального инструмента в арт-терапии. Продолжением размышлений о специфике художественных процессов в современной восточной культуре оказываются материалы о некоторых проектах японских арт-групп, связанных с феминистским движением и с особым понятием социально ангажированного искусства. Новые для журнала темы появляются в статьях о становлении иллюстрации детской литературы как самостоятельной разновидности японской книжной графики 1920-х годов и о методических принципах преподавания изобразительного искусства в школах Японии в исторической ретроспективе и современной практике.

Редакционная коллегия журнала благодарит авторов статей и их научных руководителей за предоставленные материалы для публикации и надеется на заинтересованное внимание любителей культуры и искусства Востока к их проблематике.