Современное феминистское искусство в Японии
и его связь с процессом глобализации

08 апреля 2021
К.Е. Басманова
Участницы Tomorrow Girls Troop. 2019
  Участницы Tomorrow Girls Troop. 2019
 
 
 

Несмотря на обилие трактовок и дефиниций, достаточно трудно определить, что же такое феминистское искусство. Если пользоваться устоявшимся толкованием, то феминистское искусство – это художественное течение, где женщины создают работы, отражающие их опыт и затрагивающие проблемы гендерного неравенства. Существует также и «арт-феминизм» - это уже общественно-политическое движение, которое ведет просветительскую и пропагандистскую деятельность с помощью искусства. Зачастую понятия «феминистское искусство» и «арт-феминизм» используются как синонимы, поскольку феминистское искусство по своей сути занимается критикой статуса-кво.

Важно отметить, что феминистское искусство – это мультикультурный феномен. В современном мире феминистская арт-критика в частности и история искусств в целом до сих пор тяготеют к западноцентричному взгляду, беря за точку отсчета феминистского искусства 1970-е годы в США и Европе. Однако, по мнению некоторых исследователей, в Японии еще в 1950-е годы появились первые художницы-феминистки и среди них – знаменитая Яёй Кусама.

В Японии понятие феминизма было неразрывно связано с термином «гендер». Одним из главных теоретиков феминизма и арт-феминизма в Стране восходящего солнца считается Тино Каори – исследовательница в области истории искусств, которая специализировалась на женском искусстве и феминистской арт-критике. В ее исследованиях чаще всего используется именно слово «гендер», которое нередко переводится на английский язык как «феминизм» в тех случаях, когда из контекста ясно, что имеется в виду нарушение статуса-кво в гендерном дисбалансе, а не простое описание социокультурной ситуации [3].

Впервые термин «гендер» вводится в японский академический лексикон социологами, которые используют его для указания на разницу между мужчинами и женщинами, наблюдаемую в социуме. Стоит отметить, что в заимствованном из английского языка японском термине дзэнда: заключается одновременно и научная объективность, и политическая нейтральность, что отсутствует в словах «феминистское движение» и «женское освобождение». Исходя из этого, гендерные науки и гендерные исследования предполагают, что человек может наблюдать и анализировать гендерное неравенство, однако при этом не обязательно испытывает желание изменить систему, которая создает подобное неравенство. Поэтому в исследованиях японских специалистов часто можно встретить такое понятие как «гендерное искусство» (яп. дзэнда: бидзюцу), используемое в качестве синонима искусства феминистского.

Перфоманс Tomorrow Girls Troop в Лос-Анджелесе, посвященный «женщинам для утешения». 2019
  Перфоманс Tomorrow Girls Troop в Лос-Анджелесе, посвященный «женщинам для утешения». 2019
 
 
 

Термин «гендер» обладает широкой коннотацией в японском дискурсе – феминистки употребляют его для дальнейшего уточнения и критического осмысления идеи борьбы с гендерным неравенством. Не-феминистки используют его как не такую спорную и более удобную альтернативу слову «феминизм». Наконец, анти-феминисты применяют его, чтобы указать на то, что они считают «естественными» гендерными различиями.

Исходя из этого, феминистское искусство в японском понимании – это искусство, которое портретирует различия между мужчинами и женщинами в социуме, не обязательно критикуя саму систему, но часто указывая на несправедливость этого неравенства.

С началом XXI века феминистское искусство в Японии претерпело внушительные трансформации. Это было связано с новым этапом глобализации – появлением Интернета и объединением всех стран и культур в единую информационную, экономическую и политическую сеть. Интернет стал важнейшим проводником для развития культуры. Независимые глобальные платформы, возможность самостоятельных публикаций – все это сделало физическую дистанцию незначительным препятствием, тем самым дав возможность разветвленным сообществам развиваться с опорой на общий опыт и чувства.

Интернет также приобрел важную роль в обеспечении связи художников с публикой, которая ценит их творчество. Карьерный путь, укоренившийся в офлайновом арт-мире, предполагает поддержку множества посредников: дилеров, коллекционеров, критиков и кураторов. Но с появлением Интернета художники получили новый способ добиться известности. Помимо этого, Всемирная сеть представляет собой ценнейший ресурс для всех тех, кто занимается историей искусства. Она ускорила интенсивный процесс выбора произведений и указала на направления исследований, которые в ином случае мы могли бы упустить [1].

В связи с этим мы считаем, что нельзя рассматривать арт-феминизм и феминистское искусство в Японии исключительно на основе выставок в художественных галереях и перфомансов. Необходимо также принимать во внимание деятельность арт-феминистских групп в Интернете, которые активно исследуют новые формы искусства и взаимодействия со своей аудиторией.

Перфоманс «Мировой индекс неравенства». 2017
  Перфоманс «Мировой индекс неравенства». 2017
 
 
 

Наиболее ярким примером является творческая группа под названием Tomorrow Girls Troop (TGT), чьи участницы предпочитают сохранять анонимность. Этот коллектив был организован в 2016 году японкой, проживавшей в Калифорнии, и быстро стал популярным по всему миру. В объединении TGT состоят девушки из Японии, Кореи, США и ЮАР, которые считают себя последовательницами американских Guerrilla Girls – одной из первых групп художниц-феминисток.

Отличительная особенность TGT – розовые кроличьи маски, которые участницы надевают во время акций на улице. Выбор кролика в качестве символа не случаен. В японском фольклоре кролик – кроткий, послушный зверь, готовый к самопожертвованию, и все эти качества хотят видеть в женщинах. Кролики также могут быть хитрыми, вредными и требовательными. «Кролик умен, но бессилен», – говорит одна из основательниц TGT в интервью британскому журналу Dazed. «Множество японок ассоциирует себя с кроликами» [2], и TGT пытаются сделать это животное символом своей силы.

Помимо этого, Tomorrow Girls Troop прославились акцией «Проект благодарности женщинам послевоенного прошлого» (яп. Сэнго дзёсэй канся пуродзэкуто). Чтобы оставаться анонимными, участницы берут в качестве псевдонимов имена женщин, оставивших след в японской истории. Идея проекта пришла к активисткам TGT после того как они обнаружили, что в современных школьных учебниках среди восемнадцати знаменитых фигур послевоенной истории Японии указана только одна женщина – легендарная певица Мисора Хибари [4]. Используя имена исторических персонажей в качестве псевдонимов, TGT хотят обратить внимание на недооцененность женщины в японской культуре.

Самой известной акцией Tomorrow Girls Troop является перфоманс в центре современного искусства 3331 Arts Chiyoda (Токио), основанный на рейтинге Всемирного экономического форума, который проранжировал страны с разрывом в оплате труда женщин и мужчин. В рамках перфоманса участницы называли страны по списку, а зрители писали их на доске. К концу шоу появлялся полный рейтинг, и все желающие могли увидеть и задуматься, насколько сильно отстает Япония от других государств в вопросе достижения экономического равенства женщин и мужчин.

В начале 2021 года участницы коллектива приняли участие в создании документального фильма, снятого с помощью программы Zoom. Он посвящен феномену араса (от англ. around thirty) – так называют девушек приблизительно от 28 до 32 лет. Это слово тесно связано со стереотипами, которые все еще существуют в японском обществе, и имеет негативную окраску. Считается, что именно в этом возрасте женщинам следует обзавестись семьей, поэтому одинокие араса зачастую подвергаются общественному давлению.

Основательница The Blossom Project Мэг Хоффманн Накагава. 2021
  Основательница The Blossom Project
Мэг Хоффманн Накагава. 2021
 
 
 

Фильм сняла Аюми Мияно – студентка факультета журналистики Технологического университета Дублина (Ирландия). Она связалась с японками разного возраста и социального положения, чтобы задать им пару вопросов. Многие женщины сказали, что чувствовали необходимость одеваться «мило», чтобы казаться более молодыми и противопоставить себя остальным араса. Участницы Tomorrow Girls Troop выразили надежду, что в будущем японское общество начнет принимать разнообразие и перестанет оказывать давление на женщин из-за их незамужнего статуса.

В японском Интернете известен и другой феминистский арт-коллектив – The Blossom Project (проект «Цветение»). Он начинался как первое японоязычное медиа о психологическом здоровье и социальных проблемах, а сейчас его создательницы простым и доступным языком рассказывают о ситуации с гендерным неравенством в Японии, сопровождая небольшие статьи приятными иллюстрациями в минималистическом стиле. Помимо этого, с конца 2020 года участницы The Blossom Project начали освещать громкие политические события и социальные процессы, происходящие во всем мире. Делают они это на японском и английском языках. А 11 января 2021 года создательницы проекта запустили The Blossom Media – онлайн-журнал о культуре, социальных проблемах и творчестве. Они беседуют с художницами и активистками на темы гендерного неравенства и стереотипах по поводу женщин в искусстве, а также рассказывают о творчестве независимых писательниц и поэтесс.

Феминистское искусство до сих пор становится причиной дискуссий в японском обществе. Политическая элита страны опасливо относится к арт-феминизму, а японское творческое сообщество воспринимает феминистское искусство как нечто «несерьезное» и «непрофессиональное». Однако благодаря достижениям глобализирующегося мира у японского арт-феминизма появляется возможность заявить о себе. Если внутри страны арт-феминизм по-прежнему не будут считать частью «настоящего» искусства, то японские художницы смогут воспользоваться имеющейся у них известностью в Интернете и начать ориентироваться на западных поклонников.

Литература


1 Пилчер А. Краткая квир-история искусства. М. : Ад Маргинем Пресс ; Музей современного искусства «Гараж», 2020. 168 с.
2 Hegert N. The art group preaching girl power to Japan // Dazed. 24.02.2016.
URL: https://www.dazeddigital.com/artsandculture/article/29985/1/the-all-female-art-group-preaching-girl-power-to-japan-tomorrow-girls-troop (дата обращения: 05.03.2021).
3 Kano A. Women? Japan? Art? Chino Kaori and the Feminist Art History Debates. University of Pennsylvania, 2003. 16 p.
4 Shimada Yoshiko. The Defiant Fringed Pink: Feminist Art in Japan // Asia Art Archive. 21.08.2019.
URL: https://aaa.org.hk/en/ideas/ideas/shortlist-the-defiant-fringed-pink-feminist-art-in-japan (дата обращения: 05.03.2021).

В статье использованы иллюстрации из следующих источников


1 URL: https://tomorrowgirlstroop.com (дата обращения: 13.03.2021).
2 URL: https://tomorrowgirlstroop.com/projects-1 (дата обращения: 13.03.2021).
3 URL: https://tomorrowgirlstroop.com/girls-power-cafe-eng (дата обращения: 13.03.2021).
4 URL: https://www.japantimes.co.jp/community/2021/02/08/our-lives/blossom-project-starts-much-needed-bilingual-discussion-mental-health-japan (дата обращения: 13.03.2021).