Современное феминистское искусство в Японии
и его связь с процессом глобализации
Участницы Tomorrow Girls Troop. 2019 |
Несмотря на обилие трактовок и дефиниций, достаточно трудно определить, что же такое феминистское искусство. Если пользоваться устоявшимся толкованием, то феминистское искусство – это художественное течение, где женщины создают работы, отражающие их опыт и затрагивающие проблемы гендерного неравенства. Существует также и «арт-феминизм» - это уже общественно-политическое движение, которое ведет просветительскую и пропагандистскую деятельность с помощью искусства. Зачастую понятия «феминистское искусство» и «арт-феминизм» используются как синонимы, поскольку феминистское искусство по своей сути занимается критикой статуса-кво.
Важно отметить, что феминистское искусство – это мультикультурный феномен. В современном мире феминистская арт-критика в частности и история искусств в целом до сих пор тяготеют к западноцентричному взгляду, беря за точку отсчета феминистского искусства 1970-е годы в США и Европе. Однако, по мнению некоторых исследователей, в Японии еще в 1950-е годы появились первые художницы-феминистки и среди них – знаменитая Яёй Кусама.
В Японии понятие феминизма было неразрывно связано с термином «гендер». Одним из главных теоретиков феминизма и арт-феминизма в Стране восходящего солнца считается Тино Каори – исследовательница в области истории искусств, которая специализировалась на женском искусстве и феминистской арт-критике. В ее исследованиях чаще всего используется именно слово «гендер», которое нередко переводится на английский язык как «феминизм» в тех случаях, когда из контекста ясно, что имеется в виду нарушение статуса-кво в гендерном дисбалансе, а не простое описание социокультурной ситуации [3].
Впервые термин «гендер» вводится в японский академический лексикон социологами, которые используют его для указания на разницу между мужчинами и женщинами, наблюдаемую в социуме. Стоит отметить, что в заимствованном из английского языка японском термине дзэнда: заключается одновременно и научная объективность, и политическая нейтральность, что отсутствует в словах «феминистское движение» и «женское освобождение». Исходя из этого, гендерные науки и гендерные исследования предполагают, что человек может наблюдать и анализировать гендерное неравенство, однако при этом не обязательно испытывает желание изменить систему, которая создает подобное неравенство. Поэтому в исследованиях японских специалистов часто можно встретить такое понятие как «гендерное искусство» (яп. дзэнда: бидзюцу), используемое в качестве синонима искусства феминистского.
Перфоманс Tomorrow Girls Troop в Лос-Анджелесе, посвященный «женщинам для утешения». 2019 |
Термин «гендер» обладает широкой коннотацией в японском дискурсе – феминистки употребляют его для дальнейшего уточнения и критического осмысления идеи борьбы с гендерным неравенством. Не-феминистки используют его как не такую спорную и более удобную альтернативу слову «феминизм». Наконец, анти-феминисты применяют его, чтобы указать на то, что они считают «естественными» гендерными различиями.
Исходя из этого, феминистское искусство в японском понимании – это искусство, которое портретирует различия между мужчинами и женщинами в социуме, не обязательно критикуя саму систему, но часто указывая на несправедливость этого неравенства.
С началом XXI века феминистское искусство в Японии претерпело внушительные трансформации. Это было связано с новым этапом глобализации – появлением Интернета и объединением всех стран и культур в единую информационную, экономическую и политическую сеть. Интернет стал важнейшим проводником для развития культуры. Независимые глобальные платформы, возможность самостоятельных публикаций – все это сделало физическую дистанцию незначительным препятствием, тем самым дав возможность разветвленным сообществам развиваться с опорой на общий опыт и чувства.
Интернет также приобрел важную роль в обеспечении связи художников с публикой, которая ценит их творчество. Карьерный путь, укоренившийся в офлайновом арт-мире, предполагает поддержку множества посредников: дилеров, коллекционеров, критиков и кураторов. Но с появлением Интернета художники получили новый способ добиться известности. Помимо этого, Всемирная сеть представляет собой ценнейший ресурс для всех тех, кто занимается историей искусства. Она ускорила интенсивный процесс выбора произведений и указала на направления исследований, которые в ином случае мы могли бы упустить [1].
В связи с этим мы считаем, что нельзя рассматривать арт-феминизм и феминистское искусство в Японии исключительно на основе выставок в художественных галереях и перфомансов. Необходимо также принимать во внимание деятельность арт-феминистских групп в Интернете, которые активно исследуют новые формы искусства и взаимодействия со своей аудиторией.
Перфоманс «Мировой индекс неравенства». 2017 |
Наиболее ярким примером является творческая группа под названием Tomorrow Girls Troop (TGT), чьи участницы предпочитают сохранять анонимность. Этот коллектив был организован в 2016 году японкой, проживавшей в Калифорнии, и быстро стал популярным по всему миру. В объединении TGT состоят девушки из Японии, Кореи, США и ЮАР, которые считают себя последовательницами американских Guerrilla Girls – одной из первых групп художниц-феминисток.
Отличительная особенность TGT – розовые кроличьи маски, которые участницы надевают во время акций на улице. Выбор кролика в качестве символа не случаен. В японском фольклоре кролик – кроткий, послушный зверь, готовый к самопожертвованию, и все эти качества хотят видеть в женщинах. Кролики также могут быть хитрыми, вредными и требовательными. «Кролик умен, но бессилен», – говорит одна из основательниц TGT в интервью британскому журналу Dazed. «Множество японок ассоциирует себя с кроликами» [2], и TGT пытаются сделать это животное символом своей силы.
Помимо этого, Tomorrow Girls Troop прославились акцией «Проект благодарности женщинам послевоенного прошлого» (яп. Сэнго дзёсэй канся пуродзэкуто). Чтобы оставаться анонимными, участницы берут в качестве псевдонимов имена женщин, оставивших след в японской истории. Идея проекта пришла к активисткам TGT после того как они обнаружили, что в современных школьных учебниках среди восемнадцати знаменитых фигур послевоенной истории Японии указана только одна женщина – легендарная певица Мисора Хибари [4]. Используя имена исторических персонажей в качестве псевдонимов, TGT хотят обратить внимание на недооцененность женщины в японской культуре.
Самой известной акцией Tomorrow Girls Troop является перфоманс в центре современного искусства 3331 Arts Chiyoda (Токио), основанный на рейтинге Всемирного экономического форума, который проранжировал страны с разрывом в оплате труда женщин и мужчин. В рамках перфоманса участницы называли страны по списку, а зрители писали их на доске. К концу шоу появлялся полный рейтинг, и все желающие могли увидеть и задуматься, насколько сильно отстает Япония от других государств в вопросе достижения экономического равенства женщин и мужчин.
В начале 2021 года участницы коллектива приняли участие в создании документального фильма, снятого с помощью программы Zoom. Он посвящен феномену араса (от англ. around thirty) – так называют девушек приблизительно от 28 до 32 лет. Это слово тесно связано со стереотипами, которые все еще существуют в японском обществе, и имеет негативную окраску. Считается, что именно в этом возрасте женщинам следует обзавестись семьей, поэтому одинокие араса зачастую подвергаются общественному давлению.
Основательница The Blossom Project Мэг Хоффманн Накагава. 2021 |
Фильм сняла Аюми Мияно – студентка факультета журналистики Технологического университета Дублина (Ирландия). Она связалась с японками разного возраста и социального положения, чтобы задать им пару вопросов. Многие женщины сказали, что чувствовали необходимость одеваться «мило», чтобы казаться более молодыми и противопоставить себя остальным араса. Участницы Tomorrow Girls Troop выразили надежду, что в будущем японское общество начнет принимать разнообразие и перестанет оказывать давление на женщин из-за их незамужнего статуса.
В японском Интернете известен и другой феминистский арт-коллектив – The Blossom Project (проект «Цветение»). Он начинался как первое японоязычное медиа о психологическом здоровье и социальных проблемах, а сейчас его создательницы простым и доступным языком рассказывают о ситуации с гендерным неравенством в Японии, сопровождая небольшие статьи приятными иллюстрациями в минималистическом стиле. Помимо этого, с конца 2020 года участницы The Blossom Project начали освещать громкие политические события и социальные процессы, происходящие во всем мире. Делают они это на японском и английском языках. А 11 января 2021 года создательницы проекта запустили The Blossom Media – онлайн-журнал о культуре, социальных проблемах и творчестве. Они беседуют с художницами и активистками на темы гендерного неравенства и стереотипах по поводу женщин в искусстве, а также рассказывают о творчестве независимых писательниц и поэтесс.
Феминистское искусство до сих пор становится причиной дискуссий в японском обществе. Политическая элита страны опасливо относится к арт-феминизму, а японское творческое сообщество воспринимает феминистское искусство как нечто «несерьезное» и «непрофессиональное». Однако благодаря достижениям глобализирующегося мира у японского арт-феминизма появляется возможность заявить о себе. Если внутри страны арт-феминизм по-прежнему не будут считать частью «настоящего» искусства, то японские художницы смогут воспользоваться имеющейся у них известностью в Интернете и начать ориентироваться на западных поклонников.
Литература
1 | Пилчер А. Краткая квир-история искусства. М. : Ад Маргинем Пресс ; Музей современного искусства «Гараж», 2020. 168 с. |
2 | Hegert N. The art group preaching girl power to Japan // Dazed. 24.02.2016. URL: https://www.dazeddigital.com/artsandculture/article/29985/1/the-all-female-art-group-preaching-girl-power-to-japan-tomorrow-girls-troop (дата обращения: 05.03.2021). |
3 | Kano A. Women? Japan? Art? Chino Kaori and the Feminist Art History Debates. University of Pennsylvania, 2003. 16 p. |
4 | Shimada Yoshiko. The Defiant Fringed Pink: Feminist Art in Japan // Asia Art Archive. 21.08.2019. URL: https://aaa.org.hk/en/ideas/ideas/shortlist-the-defiant-fringed-pink-feminist-art-in-japan (дата обращения: 05.03.2021). |
В статье использованы иллюстрации из следующих источников
1 | URL: https://tomorrowgirlstroop.com (дата обращения: 13.03.2021). |
2 | URL: https://tomorrowgirlstroop.com/projects-1 (дата обращения: 13.03.2021). |
3 | URL: https://tomorrowgirlstroop.com/girls-power-cafe-eng (дата обращения: 13.03.2021). |
4 | URL: https://www.japantimes.co.jp/community/2021/02/08/our-lives/blossom-project-starts-much-needed-bilingual-discussion-mental-health-japan (дата обращения: 13.03.2021). |