Памяти художественного редактора

15 июля 2021
Н.И. Левченко
В.П. Минко. 2014
  В.П. Минко. 2014

15 апреля 2021 года ушел из жизни один из лучших художественных редакторов книги в России Виталий Порфирьевич Минко.

Виталий Порфирьевич родился в узбекском городе Коканде 8 февраля 1932 года в семье железнодорожного служащего, которой приходилось много переезжать. Детство будущего редактора прошло в Средней Азии. В конце 1940-х годов семья перебралась во Львов. После окончания школы с золотой медалью Минко отправился поступать в Военно-медицинскую академию в Ленинград, но не прошел медицинскую комиссию. Возвратившись домой, поступил во Львовский полиграфический институт имени Ивана Федорова.  В 1955 году Виталия Порфирьевича Минко вместе с женой Алисой Назаровной Тобух (тоже выпускницей этого института) направили на работу в Новосибирское книжное издательство.

Искусству оформления книги В.П. Минко отдал более 60 лет. Обратившись к нашим домашним библиотекам, мы непременно найдем на полках издания, художественным редактором которых он был. Через его руки прошло более 7000 книг. За свой труд Виталий Порфирьевич был удостоен звания заслуженного работника культуры СССР.

Мало кто знает, что Виталий Минко оформил несколько книг сам. Среди них – первый сборник стихотворений журналиста, публициста и поэта Ильи Фонякова «Глобус крутится-вертится» (1959).

В.К. Колесников. Танкист В.А. Терехов. Иллюстрация к книге Н.А. Мейсака «Сколько у нас Маресьевых». 1973
  Танкист В.А. Терехов. Иллюстрация к книге Н.А. Мейсака «Сколько у нас Маресьевых». 1973
  В.К. Колесников
 
 
 

С 1961 года книги Новосибирского издательства, благодаря Виталию Порфирьевичу, стали постоянными участницами ежегодных зарубежных, всесоюзных и всероссийских конкурсов искусства книги и книжных выставок, где они отмечались дипломами и наградами. Он смог привлечь к непростому делу оформления книг многих новосибирских художников: Евгения Зайцева, Хаима Аврутиса, Эдуарда Гороховского, Спартака Калачева, Владимира Авдеева, Владимира Колесникова, Вениамина Чебанова, Александра Медведева, Вячеслава Подкопаева и других.

Художник Э.С. Гороховский вспоминал: «Мне очень нравилась книжная иллюстрация. Опыта оформления книг у меня не было никакого, но желание и наглость были. Я собрал свои рисунки и пошел в Западно-Сибирское книжное издательство.  Главным художественным редактором тогда был (работающий по сей день) тоже молодой специалист – Виталий Минко. Так как мы были оба молоды, контакт между нами установился быстро.  Он дал мне для пробы небольшую черно-белую детскую книжку. <…> К намеченному сроку понес иллюстрации в издательство. Я знал, что сделал работу плохо, и мне было стыдно. Книжку у меня приняли, но новую не предложили <…> Через несколько месяцев я случайно встретил Минко, хотел было прошмыгнуть мимо, но он сам окликнул меня. «Ну, что, может быть снова попробуем?» - спросил он, останавливаясь. «Давай попробуем», - сказал я. С тех пор я сделал более ста пятидесяти книг, мои иллюстрации удостаивались всесоюзных и республиканских дипломов» [1, с. 14-15].

 Для каждой книги выбирался свой художник. Это обеспечивало разнообразие творческого подхода к каждому сюжету, каждому автору.

Книги

Книги военно-патриотической, исторической тематики иллюстрировали В.К. Чебанов и В.К. Колесников; этнографический жанр особенно удачно звучал в иллюстрациях Э.С. Гороховского и Л.А. Серкова; талантливые и яркие иллюстрации к детским книгам создавали С.В. Калачев, С.Д. Ким и Х.А. Аврутис. Многоплановым художником был Е.Ф. Зайцев. Минко мог доверить ему и общественно-политическую, и художественную книгу. Иногда иллюстрации для книги делал один художник, а оформлял ее, рисуя обложку, титул и заставки, - другой. Среди таких оформителей-шрифтовиков художественный редактор особо выделял В.П. Кириллова, Е.Ф. Зайцева и В.В. Подкопаева.

В.П. Минко не только знал, кому из художников предложить оформление той или иной книги, но и бережно хранил использованные в типографии графические листы иллюстраторов, макеты обложек, титулов, заставок. Он помнил каждую книгу, над которой работал, каждого художника, оформлявшего ее.  В 2010 году все это богатство Виталий Порфирьевич передал в фонд Городского Центра истории новосибирской книги имени Н.П. Литвинова.

А еще он был страстным коллекционером. Не собирателем, а именно – коллекционером. Круг коллекционных интересов Виталия Порфирьевича был разнообразен. В его собрании монет были редчайшие предметы. Например, знаменитый Константиновский рубль 1825 года, экземпляры которого в мире единичны. Позднее коллекция поддержала семью в трудные 1990-е годы.  Но, конечно, главным его увлечением всегда была книга. Миниатюрная книга – одна из составляющих его книжной коллекции. Много лет Минко являлся членом новосибирского клуба миниатюрной книги.

Э.С. Гороховский. Обложка книги алтайских сказок «Ак-Чечек – Белый Цветок». Вариант. 1967
  Обложка книги алтайских сказок «Ак-Чечек – Белый Цветок». Вариант. 1967
  Э.С. Гороховский
 
 
 

В 1967 году Новосибирское книжное издательство выпустило миниатюрную книгу «Ак-Чечек – Белый Цветок». Инициаторами ее появления стали художественные редакторы В.П. Минко и А.Н. Тобух, а линогравюры к ней выполнил Э.С. Гороховский, в будущем -  один из ведущих московских художников-концептуалистов.  Виталий Порфирьевич вспоминал: «Нам пришлось преодолевать сложности технологического, организационного и даже психологического характера. <…> Задумку поддержала директор полиграфкомбината М.И. Федчук. Она организовала лучшие силы комбината, и буквально вручную была сделана первая миниатюрная книга» [2, с. 62].

Издание получило диплом на Всесоюзной выставке «Искусство книги». Во все последующие годы в Новосибирске выходили миниатюрные книги, которые были очень популярны среди коллекционеров. Их всегда отличали оригинальность, безупречность формы и содержания.

С 2011 года клуб «Новосибирский миниатюрист» совместно с Городским Центром истории новосибирской книги имени Н.П. Литвинова стал выпускать миниатюрные книги серии «Забытые имена», над художественным оформлением которых работали В.П. Минко и художник В.В. Подкопаев. Всего вышло пять изданий. Над последней – «На любви и восхищении» (2018) И.М. Лаврова – Виталий Порфирьевич работал уже тяжело больным. Сколько было радости и у него, и у всех нас, когда книга вышла. Ему первому привезли домой из типографии сигнальный экземпляр.

Гармония шрифта, обложки, титула, иллюстрации и содержания для него всегда была важнейшей составляющей книги. Именно поэтому восхищение вызывают не только литературные, но и общественно-политические издания, художественным редактором которых он был.

В.П. Минко и А.Н. Тобух. 2014
  В.П. Минко и А.Н. Тобух. 2014
В.П. Минко в Городском Центре истории новосибирской книги имени Н.П. Литвинова. 2015
  В.П. Минко в Городском Центре истории новосибирской книги имени Н.П. Литвинова. 2015

Сотрудники Городского Центра истории новосибирской книги вспоминают участие, советы и помощь Виталия Порфирьевича Минко во многих мероприятиях, выставках и встречах, посвященных книге. Каждая встреча с ним становилась открытием удивительного мира книжного искусства. Благодаря ему, начиная с 2001 года, в Новосибирске ежегодно проходили выставки книжной графики.

Все эти годы рядом с ним была жена и коллега по Новосибирскому книжному издательству Алиса Назаровна Тобух. Редкий случай, когда семейная пара, по сути, находилась вместе 24 часа в сутки. В 1955 году они пришли в Новосибирское издательство и проработали в нем, в одном кабинете, более 50 лет. Только в конце 1990-х годов Алиса Назаровна перешла в Новосибирское отделение издательства «Детская литература». Отношения — процесс двусторонний; чтобы все получилось, вкладываться в них, строить ту самую любовь должны двое. Пословица говорит: хочешь идти быстро — иди один, хочешь идти далеко — иди вместе с кем-то. Вот так и прошли они рядом 66 лет, создав не только семейный, но и творческий союз.

Эта статья - лишь небольшой «штрих к портрету» талантливого, разностороннего, влюбленного в свое дело человека. Остались книги, художественным редактором которых он был. Осталась книжная графика художников, которую он бережно сохранил.

Виталий Порфирьевич Минко был настоящим рыцарем книги. Книгу он не просто знал и любил. Он относился к своему делу, своей профессии с беззаветной преданностью.

Литература


1 Гороховский Э.С. Рейс № 720. Новосибирск-Москва. Воспоминания. М. : Магазин искусства, 2003. 105 с.
2 Пятнадцать лет вместе : славная дата клуба «Новосибирский миниатюрист» / составитель И. И. Тарасова. Новосибирск, 2006.