Эпоха впечатлений

08 октября 2021
Владимир Назанский
Наталья Дмитриева. Поддержка. 2021. Собственность автора
  Поддержка. 2021
  Наталья Дмитриева
  Собственность автора
 
 
 

На смену железному веку, на смену индустриальному обществу пришла эпоха впечатлений.  В наше время многие люди коллекционируют уже не материальные предметы, а впечатления и ощущения. Одни из них преследуют нас всю жизнь, другие - генерируют ощущение радости. Впечатления от событий, путешествий, знакомств, гастрономии, спортивных зрелищ, концертов, выставок, книг и прочего влияют на самооценку, формируют ощущение социального статуса. Уже сложилась целая экономика впечатлений.

Нас интересуют не столько изменения социума эпохи впечатлений, сколько мутации самого человека и его внутренней жизни, подвергающейся особому давлению в период коронавируса и карантина. Одна из усугубившихся особенностей времени —потеря грани между реальным и виртуальным, исчезновение реальности, подмена ее телесериалами, фейковыми новостями, социальными сетями, компьютерными играми. Человек живет отчасти в уже симулированной реальности, накапливая сомнительные впечатления и визуальные образы, подтверждающие факт его интересной жизни.

Тема проекта предполагает авторские высказывания в широком диапазоне.  Остановимся на некоторых из них.

Путешествия, коллекционирование ощущений и селфи становятся важнейшими   занятиями человека эпохи впечатлений. Трофеи воспоминаний, образы туристического счастья предстают в акварелях Натальи Дмитриевой - трепетных, восторженных, романтичных, однотипно красивых, как художественные сувениры, продающиеся на улицах Парижа. Тему «Селфи из красивой жизни» развивает с элементом иронии петербургский график Наталья Спечинская.

Наталья Залозная. Капеллини 1. 2021. Собственность автора
  Капеллини 1. 2021
  Наталья Залозная
  Собственность автора
 
 
 

Противоположная селфи оптика - в графике белорусско-бельгийской художницы, участницы Венецианской биеннале Натальи Залозной.  В ее листах остро увидена практика гастрономического познания мира, культ коллекционирования вкусов. Девушки, увлеченные поглощением капеллини, не замечают гротескного характера сценки.

Значительно более острые и весьма ощутимые впечатления получают героини серии «Бокс» Анастасии Зыкиной.  Женщины все чаще пробуют жесткие мужские роли.

Погружение в мир компьютерных игр, анимации, кино тормозит интеллектуальное и этическое развитие, атрофирует коммуникативные навыки и простые человеческие чувства, вызывает потерю адекватности и внезапные проявления жестокости. Тема насилия в благополучном постиндустриальном обществе раскрывается в работах Дмитрия Локтионова, выполненных в авторской стилистике «дегенеративного реализма». Хочется надеяться, что антиутопической иронии в них все-таки больше, чем реализма.

Тревожным инобытием сознания кажется блуждающий по заброшенным зданиям, между прошлым и настоящим, взгляд американской художницы Карен Д. Беквит. Шелкография Карен напоминает навязчивый сон.  

Константин Батынков. Полеты во сне и наяву. Лист 2. 2021. Собственность автора
  Полеты во сне и наяву
Лист 2. 2021
  Константин Батынков
  Собственность автора
 
 
 

В далеком прошлом, в визуализации опекунов-хранителей - древних духов рода ищет опору представительница тайваньских аборигенов Хуанг Пейли, мастер меццо-тинто и шин-колле.

Московский художник Андрей Сурнов в своих цифровых работах дает картины безыскусной реальной жизни «на массиве», способы ухода от нее, фазы дематериализации человека по мере погружения в сети Интернета с последующей посмертной цифровизацией.

Атмосфера тревоги, эроса и танатоса словно вибрирует в виртуозных рисунках петербургского художника Алана Хатагты. Сладостная практика собирания впечатлений не исключает тревожного предчувствия возможной катастрофы.

На грани сна и яви находятся сомнамбулические апокалиптические видения, впечатляющие визуальные метафоры московского художника Константина Батынкова из серии «Полеты во сне и наяву», уходящие своими корнями в отечественную историю.

Действительно, конец света - самое сильное из возможных впечатлений. Единственное, еще не пережитое нынешним поколением россиян.