Творю из праха земного

22 декабря 2021
С.А. Беляева, Е.В. Шептунова
Старая яблоня. 1991
  Старая яблоня. 1991
  Г.Н. Манжаев
 
 
 
Натюрморт с грушами. 1992
  Натюрморт с грушами. 1992
  П.Г. Дик
 
 
 

«Ваяю из праха земного», – так однажды о себе сказал, перефразируя известные строки из Книги Книг, московский скульптор-керамист, Народный художник России Валерий Малолетков.  Именно его воодушевленность «прахом земным», то есть глиной, послужила своеобразной идеей выставки, открытой в декабре 2021 года в Новосибирском государственном художественном музее. Она соединила два вида изобразительного искусства: пастельную графику и декоративную керамику, а также произведения художников различных стилевых и жанровых направлений.

Керамика и пастель удивительно роднятся по своему природному происхождению и ведут свою историю из далеких времен. Эти материалы схожи еще и возможностью работать в них на границе различных видов искусств. Так, лист с пастельным рисунком может казаться живописным полотном, а керамика, в зависимости от способов оформления, способна обладать качествами скульптуры или отличаться графичностью.

Лодочка. 1966
  Лодочка. 1966
  М.А. Мочалов
 
 
 

Пастель (от итал. «pasta» – тесто, масса) – красящие мелки из высушенной тестообразной смеси трех ингредиентов: минерального наполнителя (мела или особой глины), пигмента, то есть красящего вещества, и связующего средства, чаще всего гуммиарабика. Еще в глубокой древности люди, создавая наскальные рисунки, использовали различные материалы, которые заменяли пигменты в их современном понимании, – мел, уголь и цветную землю. В Древнем Египте пигментов стало намного больше, причем некоторые были не естественного, а искусственного происхождения: киноварь, пурпур и прокаленная охра послужили основой для красных пигментов, а силикаты меди – для синих и зеленых. В тот же период научились делать цветные красящие вещества, прибегая к размолу и отмучиванию различных природных компонентов – минералов и земли. Постепенно число используемых пигментов увеличивалось. К природным пигментам относили охру, сиену, умбру и зеленый пигмент, который получается в результате распада базальтов, мелафиров и некоторых других горных пород. Искусственные пигменты представляли собой окись тяжелых металлов, например, красные и коричневые железоокисные красители.

В современной промышленной пастели количество оттенков может достигать нескольких сотен. Основное свойство этого материала – особая мягкость и бархатистость, обусловленная отражением света от частиц пигмента. При бережном хранении цвет пастели остается неизменным на протяжении столетий.

В зависимости от состава существуют разные виды пастели, со своими особенностями, что и определяет манеру работы ими: от мягких тональных переходов, возникающих в результате растирания, до энергичной штриховки. Часто пастель используют и в сочетании с другими материалами. Важную роль в создании общей цветовой гаммы играют цвет и фактура основы.

Иероглиф. Натюрморт с темной бутылкой. 1977
  Иероглиф. Натюрморт с темной бутылкой. 1977
  Г.Г. Зубков
 
 
 

В экспозицию «Творю из праха земного» вошли как работы, исполненные непосредственно пастелью, так и произведения в смешанных техниках: гуашь, акварель, цветные карандаши с доработкой пастелью. Интересно видеть, как преображается красочный слой, обогащаясь мягкими полутонами пастели или ее четкими штрихами. В то же время на выставке есть листы, где преобладающая пастельная техника дополняется углем или графитным карандашом.

Основы для экспонируемых работ тоже весьма разнообразны. Это как традиционные белые бумага и картон, так и наиболее часто используемые для этой техники цветные фактурные бумаги, тон которых является объединяющим для произведений, а шероховатая поверхность способствует наилучшему сцеплению с нестойким порошком пастели. Кроме того, есть пастели, исполненные на наждачной бумаге (работы П.Г Дика), на холсте (композиция «Хлеб» Н.И. Рыбакова) и даже на замше (пейзаж «К весне. Март» М.А. Мочалова).

Последнее из названных произведений, наряду с «Лодочкой», другим пейзажем того же автора, – наиболее ранние на выставке, относящиеся к 1966 году. Более полувека отделяет их от самого позднего экспоната – таинственно-мерцающего метафорического натюрморта М.Д. Митлянского (2018). Остальные натюрморты в экспозиции очень отличаются от него и по авторскому видению, и по манере исполнения, и по художественным приемам. Это и живописный, наполненный светом лист А.А. Бертика, и изысканный, благородно-сдержанный «Натюрморт с грушами» П.Г. Дика, и декоративная, обобщенная до уровня знака (о чем говорит и ее название – «Иероглиф. Натюрморт с темной бутылкой») композиция Г.Г. Зубкова, и ослепительно-яркие, сочные, почти абстрактные работы Л.Г. Сапожниковой-Дук, где содержание изображения, например, в листе «Синяя зима», угадывается лишь по названию.

Стилистически несхожи уже названные пейзажи М.А. Мочалова и пастельно-нежная «Старая яблоня» Г.Н. Манжаева, солнечное реалистическое «Субботнее утро» А.П. Милованова, упрощенно-декоративный, трогательный своей красотой лист «Земля-кормилица» В.П. Красильникова, композиции Л.Н. Пастушковой, в которых пейзажные элементы предельно стилизованы и заменены знаками и символами.

Не менее многогранны образы людей, предстающие в экспонатах выставки: задушевный реалистический «Портрет художника Павла Поротникова», практически монохромный, красивый и загадочный «Портрет студентки» А.Г. Сляднева, стилизованные изображения «Хлеб» Н.И. Рыбакова и «Курильщик» С.Г. Бакшаевой, человеческая фигура в декоративной композиции «Сундук» Т.Х. Масалимова, предельно обобщенная по форме и цвету и словно становящаяся частью узора.

* * *

Окно. 1978
  Окно. 1978
  В.Е. Семенова
 
 
 

Искусство керамики - одно из самых древних, невероятно разнообразное и необычайно многозначное.

Керамика (греч. keramike (techne) - гончарное искусство, от keramos – глина) – это различные изделия из природных глин, а также их соединений с минеральными и органическими добавками, обожженных до камневидного состояния. Виды керамики включают в себя гончарный товар, терракоту, майолику, фаянс, предметы из каменных масс, фарфор. Основным сырьем для изготовления керамических изделий служит глина, представляющая собой большую группу осадочных пород, образовавшихся на поверхности земной коры в результате различных геологических процессов. В зависимости от состава, огнеупорности и пластичности различают каолин, жирные и тощие глины. Важнейшими свойствами глины являются пластичность и образование камнеобразного черепка при обжиге. Для улучшения этих свойств в нее добавляют плавни – материалы, способствующие спеканию черепка, это могут быть кварц, известняк, полевой шпат. В состав изготавливаемой массы могут входить сода, фарфоровый бой, шамот, жженая кость и другие добавки.

Для декоративного оформления керамических работ, в зависимости от их назначения и авторской идеи, используют множество разных приемов и материалов. Это могут быть рельефы, лепной декор, тиснение, лощение, морение или томление, глазурование, роспись. Замечательным материалом для украшения изделий является ангоб, который представляет из себя мелко растертую, чаще всего белую, глину, разведенную в воде. Он применяется в качестве грунта для последующей росписи или глазурования, но может быть и самостоятельным видом декора. Ангобы могут подцвечиваться с помощью минеральных пигментов (земляных красок) или окислами металлов. Самым распространенным способом декорирования разных видов керамики является глазурование. Глазурь -  это стекловидная масса, которая наносится на обожженное керамическое изделие и образует после обжига достаточно прочное соединение. В зависимости от вида керамики применяют глазури, различные по составу и по внешнему виду: прозрачные и глухие, цветные и бесцветные, матовые и блестящие.

  Марево. 1988
  Г.М. Кичигин
 
 
 

На выставке показаны работы, которые созданы разными талантливыми художниками-керамистами. Они дают представление о безграничных возможностях обожженной глины, материала изменчивого и «говорящего» особенным языком. Самым значимым экспонатом можно назвать скульптурную композицию В.А. Малолеткова «Московская семья», исполненную в шамоте – керамике особого плотного состава с добавлением измельченного керамического черепка, – с применением разнообразных способов декоративного оформления: различных глазурей, в том числе с люстровым блеском, фактурных проработок деталей и тонких вкраплений росписи. Цветовая гамма композиции очень сдержанная, но глубокая, и в сочетании со спокойной пластикой фигур выявляет внутреннюю философскую направленность образов, представленную автором.  Великолепно сочетаются с пастельными работами шамотовые пласты «Весна» и «Окно» В.Е. Семеновой, которая прекрасно умела воплощать свои идеи в пластические картины, со вкусом декорируя их интересно сочетающимися матовыми и обладающими легким блеском глазурями, цветными ангобами, плотными эмалями, тонко подчеркивая детали и выделяя рельефность подцвечиванием солями металлов. Терракотовый сосуд в форме сказочной медведицы, исполненный скульптором-анималистом Г.М. Макашиной, привлекает компактностью формы в сочетании со сдержанной цветовой наполненностью. Яркими, плотно покрывающими поверхность глазурями исполнен абстрактный рисунок на тарелочке работы Е.Н. Телишевой. Два произведения новосибирского художника Г.М. Кичигина отличаются тонкими декоративно-живописными решениями декора. Особенно выделяется своей нежной цветовой моделировкой, напоминающей исполненную в пастельной технике картину, его декоративное блюдо «Марево».