«Инцидент 228» и «Белый террор»
в национальной памяти Тайваня

25 апреля 2023
П.А. Терешков
Страшная инспекция. 1947
  Страшная инспекция. 1947
  Хуан Жунцань
 
 
 

В 1945 году, после окончания Второй мировой войны и капитуляции Японии, страны антигитлеровской коалиции передали остров Тайвань под контроль Китайской республики. На Тайване появилась новая военная администрация, что привело к росту напряженности между местным населением и пришлыми материковыми китайцами. К жителям острова относились настороженно и часто враждебно, называя их «японскими коллаборационистами». Тайваньцы тоже были недовольны националистической политикой партии Гоминьдан во главе с Чан Кайши. Противостояние достигло пика 28 февраля 1947 года, в истории это событие получило название «Инцидент 228» (кит. 二二八事件). Накануне, 27 февраля, сотрудники правительственного Бюро по табачной монополии конфисковали контрабандные сигареты и сбережения у некой вдовы Линь Цзянмай, а затем, при попытке задержания, ударили ее пистолетом по голове. На сотрудников набросилась большая толпа, в результате чего один из них открыл огонь по нападавшим, убив случайного прохожего. Этот инцидент привел к массовым протестам на следующий день, 28 февраля. Антиправительственные выступления были жестоко подавлены. Сопротивление длилось несколько недель, но было сломлено силами регулярной армии. Из-за масштабного сокрытия и уничтожения правительственных документов нет точных данных о количестве жертв среди гражданского населения. Предполагается, что во время «Инцидента 228» было убито около 18 тысяч человек [1, с. 122].

В результате поражения в гражданской войне против коммунистической партии Китая правительство Гоминьдана бежало на Тайвань. Тайбэй был объявлен столицей республики на «временный период коммунистического восстания». На Тайвань прибывали переселенцы, не принявшие смену власти на материке, что способствовало еще большей напряженности. Период, непосредственно последовавший за «Инцидентом 228», получил название «Белый террор» (кит. 白色恐怖) из-за массовых репрессий, казней и преследования правительством активистов, выступавших против официальных властей, и всех, кого Гоминьдан рассматривал как угрозу своему однопартийному правлению. За все время «Белого террора» в тюрьмы были заключены около 14 тысяч тайваньцев. При этом от трех до четырех тысяч человек были казнены за реальную или предполагаемую принадлежность к оппозиции. Таким образом, во время беспорядков погибло по разным данным от 10 до 30 тысяч человек [1, с. 131]. Закон о военном положении был отменен только в 1987 году. Военное положение на Тайване длилось с 19 мая 1949 по 15 июля 1987 года, то есть 38 лет и 57 дней [1, с. 124].

Репрессии и общая социальная напряженность так или иначе коснулись всех сфер жизни общества, причем, многие годы эта тема была фактически запретной. Впервые о тех событиях заговорили в 1995 году. Их открытое обсуждение инициировал первый избранный посредством всеобщего голосования президент – Ли Дэнхуэй. Сейчас 28 февраля – общенациональный День мира и памяти. Каждый год проводятся десятки траурных мероприятий, а жертвы могут открыто рассказывать о пережитом, вот только многих из них уже нет в живых. За каждым политическим заключенным стояла семья, члены которой также находились под пристальным наблюдением. Не было никакой информации о пропавших родных; чужие люди хоть и сочувствовали их положению, но боялись последствий, которые могли возникнуть, если они окажут помощь семье осужденного. Родственники зачастую сжигали или прятали фотографии репрессированных, пытаясь стереть сам факт их существования, чтобы защитить себя и детей. И все это: обыски квартир, преследования, психологические проблемы, одиночество – отразилось в творчестве тайваньских художников, бывших узников и членов их семей, рассказывающих глубоко личные истории и поднимающих общечеловеческие вопросы.

Наиболее известным произведением, посвященным «Инциденту 228» является работа чунцинского ксилографа Хуан Жунцаня (кит. 黃榮燦, также известен как Ли Цзюнь, кит. 力軍,1920 – 1952). Выходец с материка, он был приглашен преподавателем в Тайваньский государственный педагогический университет. Его гравюры были хорошо известны на юге Китая, особенно работы на тему антияпонской борьбы. На остров он приехал уже после событий 1947 года, но высказывал сочувствие жертвам террора, тайно создав гравюру на тему уличных погромов и насилия, которая была напечатана в шанхайской газете «Вэньхуэй бао». На ней отображены все основные обстоятельства 28 февраля – грузовик со строгими фигурами сотрудников полиции и спецслужб на заднем плане, а на переднем плане – убитый случайный прохожий, торговка сигаретами, с которой все началось, простые люди, стоящие на коленях, умоляя о пощаде и подняв руки вверх. Однако военные и полиция безжалостны и безучастны. В 1952 году мастер был арестован и казнен за попытку организации мятежа. Реабилитирован в 2006 году. Сейчас печатная форма гравюры «Страшная инспекция» (кит. 恐怖的檢查) хранится в  Музее современного искусства префектуры Канагава в Японии, а на Тайване она стала самым узнаваемым визуальным образом на тему «Инцидента 228».

Оуян Вэнь
  1. Первый год цикла. 2007
2. Горе тайваньцев. 1994
3. Под гнетом диктатуры. 1999
4. В ожидании вращений
небесных сфер. 1996
  Оуян Вэнь
 
 
 

Оуян Вэнь (кит. 歐陽文, 1924 – 2012) участвовал в событиях 28 февраля и стал свидетелем гибели своего учителя живописи в ходе столкновения с правительственными войсками. Сам художник был арестован уже в 1950-е годы по подозрению в связях с коммунистической партией Китая и осужден на 12 лет заключения. Его воспоминания горьки и трагичны. В тюрьме он вынужден был пережить операции, проводившиеся без какого-либо обезболивания. Сам художник считал, что это были медицинские эксперименты. Тюрьма находилась на острове Люйдао (Зеленый остров), поэтому в произведениях Оуян Вэня тяжелые сцены в тюремных застенках перемежаются с изображениями красочной растительности. Непосвященный зритель, глядя на эти картины, ни за что не догадается, что они посвящены одному и тому же периоду жизни мастера. Скалы, мирный, теплый океан, ясное небо – на все это смотрят глаза человека за колючей проволокой. После освобождения работа по специальности, учителем, была для него недоступна, и бездомный художник был вынужден перебиваться редкими заработками. Он сорок лет не держал в руке кисть и снова начал писать после 1987 года. Оуян Вэнь больше всего боялся, что «рука стала слишком медленная, дерганая, и он не успеет рассказать свою историю и запечатлеть сопротивление целого поколения» [2].

Оуян Цзяньхуа (кит. 歐陽劍華, 1928 – 2011) – художник, который смог пережить десять лет тюрьмы. Он был директором школы на острове Цзиньмэнь, но позволил себе неосторожное высказывание в адрес Чан Кайши и был арестован по доносу. Его работы воспроизводят сцены, свидетелем которых он был в заключении. Находясь в тюрьме, Оуян Цзяньхуа делал записи о пытках, которые применяли тюремщики к узникам. Впоследствии, уже в 2000-е годы, супруга художника предложила ему изобразить то, что он видел, чтобы впредь такое никогда не повторилось. Его работы выполнены в нарочито простой манере, на бумаге небольшого формата; они выглядят как тайные наброски, созданные в тюрьме. Однако их шокирующее содержание никого не оставляет равнодушным. Оуян Цзяньхуа не только вел творческую деятельность: сразу после освобождения он стал помогать другим пострадавшим, искал их судебные дела и подавал заявления о возмещении ущерба. Он также принял участие в организации Парка прав человека на Зеленом острове, в районе бывшей тюрьмы.

Чэнь Учжэнь
   1. Великое вымышленное зло. № 37. 2006 – 2008
2. Исчезающая семья. №13. 2010
3. Когти и клыки. №9. 2011
4. Великое вымышленное зло. № 63. 2006 – 2008
  Чэнь Учжэнь
 
 
 

Чэнь Учжэнь (кит. 陳武鎮, род. 1949) в двадцатилетнем возрасте был обвинен в подстрекательстве к мятежу и заключен в тюрьму после того, как нацарапал антиправительственные фразы на обратной стороне теста для новобранцев, собирающихся пройти обязательную службу в армии. Освобожденный два года спустя, Чэнь провел следующие двадцать лет под наблюдением правоохранительных органов и, став учителем рисования, из страха снова попасть в тюрьму писал только портреты и пейзажи. Он начал свободно работать только после отмены военного положения в 1987 году. Самыми известными произведениями художника являются триптихи «Когти и клыки» (кит. 爪與牙, что также означает «агентура, пособники»). На центральной части одного из них можно увидеть трехголовый скелет в пурпурной судебной мантии, на другой – военного, лицо которого стерто. Фигуры центральных персонажей окружают собаки на боковых полотнах триптихов – верные спутники любого режима. В серии «Великое вымышленное зло» (кит. 虛擬巨惡) автор намеренно искажает лица изображенных, использует неестественные цвета, чтобы передать нечеловеческие страдания. В серии «Исчезающая семья» (кит. 消失的家人) показано одиночество людей, живших счастливой жизнью и вмиг оставшихся без близких.

В 2013 году американская художница тайваньского происхождения Софи Чоу (Sophie Chou) создала серию работ, которая получила название «Белый террор». В нее входят два живописных произведения и множество маленьких акварельных портретов. За их основу брались фотографии жертв репрессий. Каждая работа закреплена на деревянной панели, на торце которой выжжена дата казни. Портреты выглядят так, словно они выцвели от времени, как и фотографии жертв тех мрачных лет. Краски настолько бледны, что на первый взгляд кажется, будто изображения отсутствуют. Такого эффекта и добивалась художница, стремясь продемонстрировать нынешнее место этих образов в восприятии общества – исчезающих из памяти или вовсе забытых.

Статуи Чан Кайши до сих пор широко представлены на Тайване – в правительственных учреждениях, частных фирмах и школах. Их число особенно возросло после его смерти в 1975 году. Скульптуры разных размеров присутствуют на всех крупных улицах. Сейчас их зафиксировано порядка 45 тысяч, что делает Тайвань регионом с самым высоким количеством памятников политического характера в мире [3]. Пожертвования на их возведение были обязательными для населения.

Серия «Белый террор». 2013
  Серия «Белый террор». 2013
  Софи Чоу
 
 
 
  1. Поврежденная статуя Чан Кайши в парке Янминшань в Тайбэе
2. Го Чжиган. Арт-объект из спиленной головы статуи Чан Кайши. 2017
3. Акция в мавзолее Чан Кайши. 2018
 
 
 

Го Чжиган (кит. 郭志剛, род. 1951), художник, чьи политические перформансы известны на Тайване, борется с насаждением культа личности практически в одиночку, с небольшим количеством последователей. Он и его немногочисленные сподвижники стараются показать, что главный идеолог «Белого террора» не может быть символом острова, тем более после того, как правительство признало репрессии и сделало 28 февраля Днем национальной памяти. Художник, стремящийся уничтожить головы статуй Чан Кайши, регулярно обвиняется в порче государственного имущества. На данный момент ему удалось осуществить свое намерение в шести случаях. «Мой поступок следует рассматривать не как преступление, а как перформанс, призванный подчеркнуть правосудие переходного периода», – говорит Го Чжиган. «Мы пытались обезглавить статую Чан Кайши, чтобы избавить страну от символов авторитарной эпохи, поскольку многие люди на Тайване до сих пор ему поклоняются и поддерживают культ личности», – объясняет он [4]. Каждый год, около 28 февраля, проводятся и акции сторонников демонтажа мавзолея, где хранится тело первого президента. В 2018 году группа активистов облила саркофаг красной краской, все ее участники были задержаны. В этом году 4 марта мэру Тайбэя Чан Ваньаню, правнуку Чан Кайши, была подана петиция с требованием захоронить Чан Кайши и освободить мавзолей для нужд города.

Когда тема «Белого террора» перестала быть запретной, «Инцидент 228» стал центрообразующим событием для формирования новой тайваньской идентичности. Волонтерские организации занимаются поиском материалов о пропавших без вести, репрессии открыто обсуждаются в школах и на общественных площадках, деятели искусства организуют выставки, снимают художественные и документальные фильмы, нацеленные на то, чтобы молодые тайваньцы, жители экономически благополучного острова, никогда не забывали об этих трагических страницах своей истории.

Литература:


1 Кузьминова А. С. «Белый террор» на Тайване (реконструкция событий 50-х гг. ХХ в.) // Проблемы Дальнего Востока. 2009. № 4. С. 121–135.
2 Лао Мэ. И чжу буцюйбунао дэ эрэрба е байхэ – «Жэньцюань юй ишу доуши – Оуян Вэнь шэнмин гуши [老么。一株不屈不撓的二二八野百合──《人權與藝術鬥士──歐陽文生命故事》; Несгибаемая лилия 228 Борец за права человека и искусство – история жизни Оуян Вэнь»] // Чжэнфу чубань пинь цзысюнь ван [政府出版品資訊網; Информационная сеть правительственных публикаций]. 19.02.2019. URL: https://gpi.culture.tw/news/9882 (дата обращения: 07.03.2023) (на кит. яз.).
3 Kwok Billy H.C. Last Letters: A Photographic Investigation of Taiwan White Terror // PhMuseum. 2017. URL: https://phmuseum.com/grants/awarded/24037 (дата обращения: 07.03.2023).
4 Pan Jason. Court drops case against vandals of Chiang statue // Taipei Times. 28.09.2018. URL: https://www.taipeitimes.com/News/taiwan/archives/2018/09/28/2003701315 (дата обращения: 07.03.2023).

В статье использованы иллюстрации из следующих источников:


1 URL: https://islandfolklore.com/february-28/ (дата обращения: 07.03.2023).
2 URL: https://www.peopo.org/news/37122 (дата обращения: 01.03.2023).
3 URL: https://openmuseum.tw/muse/exhibition/357f06db7d6525f1408fdf994a20474b#basic-vl0m1diu6d (дата обращения: 01.03.2023).
4 URL: https://www.behance.net/gallery/15154833/White-Terror (дата обращения: 01.03.2023).
5 URL: https://www.taipeitimes.com/News/taiwan/archives/2018/09/28/2003701315 (дата обращения: 07.03.2023); https://phmuseum.com/grants/awarded/24037 (дата обращения: 07.03.2023).