Искусство Сибири

Произведения художников, связанных с Сибирью, составляют значительную часть собрания музея. В экспозиции этому разделу отведен целый этаж, где можно проследить развитие профессионального изобразительного искусства Сибири на протяжении XX –XXI веков на примерах работ художников разных регионов.

Среди зачинателей профессионального искусства в Западной Сибири можно назвать имя В.Д. Вучичевича-Сибирского. В музее экспонируется его пейзаж «После грозы». Типичный представитель просвещенной русской интеллигенции, он, приехав в Томск в 1900 году сформировавшимся художником, всей своей деятельностью развивал вкус горожан. Стиль живописца не отличался оригинальностью, но его мастерски исполненные картины пленяли выраженным в них искренним восхищением природой.

Н.А. Янова-Надольская. «Жатва». 1934
Н.А. Янова-Надольская. Жатва. 1934
<span>Н.Ф. Смолин «Портрет художницы Бортних. 1916</span>
Н.Ф. Смолин
Портрет художницы Бортних. 1916

В новосибирской коллекции выделяется небольшая группа картин алтайских живописцев, среди которых особенно привлекают пейзажи Г.И. Гуркина. Прошедший школу И.И. Шишкина, он уделял много внимания разработке полюбившихся мотивов. Самый самобытный из алтайских мастеров – Н.И. Чевалков. Его картина «Ожидание переправы на Телецком озере» (1926) была показана на Первой Всесибирской художественной выставке. Ее тема и образы наиболее полно воплотили концепцию так называемого «сибирского стиля», поисками которого были озабочены многие художники Сибири 1920-х годов.

В это время активно формируются краевые художественные центры. Об иркутской живописи можно судить по выразительной картине Н.А. Андреева «Чалдон» (1923). Крупный художественный центр тех лет Омск представлен работой В.И. Уфимцева «Базар в Ташкенте» (1924). Разнообразными пейзажами и портретами характеризуется творчество томского художника С.И. Голубина. С Томском связано имя живописца В.Д. Ложкина: в музее хранится его полотно «На базаре» (1918). Работавший в Томске и Новосибирске Н.Ф. Смолин представлен как портретист всеми этапами своего творческого пути («Портрет художницы Бортних», 1916; «Рабфаковка», 1930). Во второй половине 1930-х годов в Новосибирске складываются условия для развития профессионального искусства. Музей обладает произведениями таких новосибирских художников этого времени как А.В. Вощакин («У шамана»), начинавший творческий путь в Красноярске, А.П. Моисеенко, приехавший в Новосибирск из Минусинска («Могильники Хакасии», 1930), Н.А. Янова-Надольская («Жатва», 1934).

Особо ценным для истории искусства Новосибирска является редкий образец скульптуры В.Ф. Штейн, которая с 1932 до 1971 года жила в нашем городе. Небольшая композиция «Шлиссельбуржец Н.А. Морозов» (1912) создана в период ее становления как художницы с большим дарованием.

Н.И. Чевалков. «Ожидание переправы на Телецком озере». 1926
Н.И. Чевалков
Ожидание переправы на Телецком озере. 1926
Л.Н. Огибенин. «Портрет механизатора Сергея Хоронько». 1949
Л.Н. Огибенин
Портрет механизатора Сергея Хоронько. 1949
Г.Е. Новикова. «Портрет искусствоведа Тамары Драницы». 1977 - 1978
Г.Е. Новикова
Портрет искусствоведа Тамары Драницы. 1977 - 1978

Коллекция живописи Сибири и Новосибирска середины ХХ века обширна. В основном это произведения художников Новосибирска. Среди множества работ следует отметить «Портрет академика В.М. Мыша» (1947-1950) И.И. Тютикова, пейзаж «Сибирское село ночью» (1948) И.В. Титкова, портреты рабочих и колхозников «Горновой» (1957) В.В. Титкова и «Портрет Героя Социалистического Труда механизатора Сергея Хоронько» (1949) Л.Н. Огибенина,изысканный натюрморт «Багульник» (1954) Г.Г. Ликмана. Тема весны и новых перемен в жизни стала основной в картине Б.В. Крюкова и Ю.А. Звездкина «Сельская учительница» (1957). Свежий по настроению пейзаж красноярского художника Т.В. Ряннеля «Март» (1955) свидетельствует о самобытности сибирских мастеров, ищущих свои темы и образы.

Перечень имен самых значительных новосибирских авторов говорит об укоренении профессионального искусства в молодом городе. Местный Союз художников – один из самых представительных в стране в то время. Произведения Х.А. Аврутиса, В.И. Копаева, В.Д. Кречетова, Б.В. Крюкова, И.П. Наседкина, А.Н. Невзгодина, А.Н. Никольского, И.П. Попова, П.Л. Поротникова, А.А. Пяткова, А.С. Тришина, В.П. Хлынова, Н.В. Шагаева составляют золотой фонд художественного наследия города.

В экспозиции демонстрируются работы скульпторов второй половины XX века В.Е. Семеновой, Е.Н. Телишевой, декоративная композиция «Петух» Ю.К. Катаева, а также произведения современных мастеров Н.И. Мартьянова, А.К. Крутикова, А.П. Дьякова.

Собрание сибирской живописи второй половины ХХ века представлено именами, получившими широкую известность за пределами региона. Выдающемуся новосибирскому художнику Н.Д. Грицюкупо праву отводится ведущее место. Он был одним из первых, кто нарушил запреты на поиски формальной выразительности. К не менее талантливым работам относятся включенные в экспозицию картины Л.А. Серкова.

В экспозиции демонстрируются работы скульпторов второй половины XX века В.Е. Семеновой, Е.Н. Телишевой, декоративная композиция «Петух» Ю.К. Катаева,а также произведения современных мастеров Н.И. Мартьянова, А.К. Крутикова, А.П. Дьякова.

Собрание сибирской живописи второй половины ХХ века представлено именами, получившими широкую известность за пределами региона. Выдающемуся новосибирскому художнику Н.Д. Грицюкупо праву отводится ведущее место. Он был одним из первых, кто нарушил запреты на поиски формальной выразительности. К не менее талантливым работам относятся включенные в экспозицию картины Л.А. Серкова.

Многие тогда еще молодые художники, можно сказать, прошли школу Н.Д. Грицюка.Это касается М.С. Омбыш-Кузнецова, приверженца фотореализма, в 1980-е годы получившего большую известность в стране и за рубежом, и В.С. Бухарова, живописца с подчеркнутой индивидуальностью. Дочь Н.Д. Грицюка, Т.Н. Грицюк, по-настоящему нашла себя, только обратившись к абстракции. Художники А.И. Беляев, М.Г. Казаковцев, С.С. Мосиенко, Н.А. Толпекина, Ю.И. Третьяков, В.А. Фатеев, И.Д. Шуриц и многие другие на современном этапе продолжают развивать сложившиеся в искусстве Новосибирска традиции и осваивать новые пути. Среди более молодых живописцев заметное место занимает Е.А. Шадрина.

Достаточно полно представлено искусство художников других городов Сибири. Среди работ иркутян надо упомянуть «Портрет кузнецов Тюлениных» (1972) А.И. Вычугжанина, «Портрет искусствоведа Тамары Драницы» (1977-1978) Г.Е. Новиковой, «Полет шаманки» и «Сказание» В.Г. Смагина (обе 2006). Из произведений красноярских художников наиболее значительны картины А.Г. Поздеева. Особенно выделяются его ранние работы («Автопортрет в желтой кофте», 1973; «Стихи», 1977). Эту высокую планку экспрессии, заявленную им, преодолел Н.И. Рыбаков, взяв новые рубежи и возродив интерес к миру архаики с ее универсальными образами, которыми интересовались художники Сибири на заре XX века.

В.Е. Семенова. «Колхозники-сибиряки». 1967
В.Е. Семенова
Колхозники-сибиряки. 1967