Русское искусство
XVIII - начала XX века

Русская живопись XVIII – начала ХХ века – один из наиболее значимых разделов коллекции Новосибирского государственного художественного музея.

Новые веяния в светском искусстве России после реформ Петра Великого связаны с идеалами, идущими из Западной Европы. Главное место в живописи и скульптуре занял жанр портрета. В музейной экспозиции среди всех портретов выделяется огромное полотно «Екатерина II – Законодательница в храме богини Правосудия». Эта аллегорическая композиция Д.Г. Левицкого является авторским повторением знаменитого портрета из Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге. Аллегорический замысел картины принадлежал князю Н.А. Львову, известному деятелю эпохи Просвещения. В нем выражены свойственные этому направлению философской и общественной мысли упования на просвещенного монарха, заботящегося о нуждах государства и народа. Произведение другого выдающегося художника второй половины XVIII века В.Л. Боровиковского «Портрет князя А.Б. Куракина» представляет собой погрудный вариант известного парадного портрета, хранящегося в Государственной Третьяковской галерее. Примером становления исторического жанра в рамках Академии художеств служит картина В.Я. Родчева «Аполлон, повелевающий сатирам привязать Марсия к дереву» (1788), исполненная по академической программе и отмеченная золотой медалью первого достоинства.

И.И. Шишкин. Буйная трава
И.И. Шишкин. Буйная трава
В.Л. Боровиковский. Портрет вице-канцлера князя А.Б. Куракина
В.Л. Боровиковский
Портрет вице-канцлера князя А.Б. Куракина

Первая половина XIX века для России в области искусства – это эпоха ампира и романтического воодушевления после победы над Наполеоном в Отечественной войне 1812 года. Среди произведений живописцев этого времени в экспозиции музея выделяются три работы К.П. Брюллова: «Итальянка» (1830-1833), «Апостол Павел» (1837) – образ, написанный для алтарной преграды лютеранской церкви Святого Петра и Павла в Петербурге, и «Затмение солнца. Прощание Дианы с Аполлоном» (1852) – эскиз, выполненный в Италии под впечатлением от солнечного затмения, произошедшего 16 июля 1851 года. Другой крупный художник, В.А. Тропинин, представлен в новосибирской коллекции двумя портретами. Один изображает князя А.С. Долгорукова (датируется концом 1830-х – началом 1840-х годов), другой – полковника уральского казачьего войска Д.С. Мизинова (1852). К романтическим живописцам можно отнести А.Г. Варнека с его композицией «Милостыня» (1806), созданной во время пенсионерской поездки в Италию. В этом произведении чувствуется сильное влияние итальянской классики. Итальянские мотивы, свойственные пейзажному жанру этого времени, отражены в картинах М.Н. Воробьева, а также работавших чуть позже А.П. Боголюбова и Л.Ф. Лагорио.

А.Г. Варнек. Милостыня. 1806
А.Г. Варнек
Милостыня. 1806
И.М. Прянишников Погорелые. 1871
И.М. Прянишников Погорелые. 1871

Салонную линию портретного искусства середины XIX столетия демонстрируют полотна С.К. Зарянко и И.К. Макарова. К ним примыкает В.В. Пукирев, создавший сентиментальную композицию «Христово Воскресенье» (1864), обращенную к теме жизни униженных и оскорбленных.

Усиление демократических тенденций в русском обществе второй половины XIX века, реформы «сверху» во всех областях жизни России пробуждали новые надежды на смягчение нравов, в том числе и в области искусства. Художники-передвижники, создавшие уникальный опыт продвижения своего творчества как в умах общества, так и в рыночных формах, остаются до сих пор самыми популярными выразителями нового патриотического взгляда на историю и природу России. Характерным образцом бытового жанра ранних передвижников служит картина И.М. Прянишникова «Погорелые» (1871), экспонировавшаяся на Первой выставке Товарищества передвижных художественных выставок. Типична для наследия В.М. Васнецова работа «В раздумье» (конец 1870-х – начало 1880-х), считающаяся эскизом-вариантом его картины «Витязь на распутье» из Государственного Русского музея. Этюды И.И. Шишкина, А.К. Саврасова, Ф.А. Васильева, картины М.К. Клодта, А.И. Куинджи, И.И. Левитана, И.И. Ендогурова создают представление о многообразии поисков образа природы в пейзажном искусстве второй половины XIX века. Особенности позднего периода творчества И.Е. Репина и В.И. Сурикова выражены в портретах. Репинский «Портрет графа Д.М. Сольского» – этюд для его монументального полотна «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года, в день столетнего юбилея со дня его учреждения» (Государственный Русский музей) – исполнен яркого величия образа седовласого старца и декоративного торжества цвета. В.И. Суриков раскрывается в портретных работах прежде всего как лирический художник, о чем свидетельствуют его «Портрет минусинского татарина (1909) и «Портрет девушки-казачки» (1913).

С конца XIX века русское искусство постепенно обретает независимость от социальных идей, и художники обращают большее внимание на форму выражения своих мыслей и образов. Первыми на этом пути стали мастера объединения «Мир искусства» (оно возникло в Петербурге в 1898 году), которые всегда ценили историческую ретроспекцию и мир театра. Первая тема в Новосибирском государственном художественном музее представлена небольшой картиной А.Н. Бенуа «Версаль». Вторая – была главной для А.Я. Головина. В театрализованном женском образе на его полотне «Цыганка» (1911) поражает трагическая напряженность, что не так часто наблюдается у выдающегося мастера. С другим, равнозначным А.Я. Головину, театральным художником К.А. Коровиным в экспозиции знакомит его поздний пейзаж «Париж ночью» (1938), представляющий его как блестящего мастера русского импрессионизма.

Картина «На террасе в Харькове» (1920) З.Е. Серебряковой, младшей представительницы «Мира искусства» - одна из самых привлекательных в коллекции музея. Ее можно отнести к лучшим достижениям художницы: исполненная гармонии и тишины, картина запечатлела близких людей Зинаиды Евгеньевны – мать и детей.

А.Я. Головин. Цыганка. 1911
А.Я. Головин. Цыганка. 1911
А.М. Герасимов. «Улица в Козлове». 1913
А.М. Герасимов. Улица в Козлове. 1913

Довольно полно представлена в новосибирском собрании живопись «Союза русских художников». Это, в основном, пейзажи и интерьеры. Среди них есть композиции С.Ю. Жуковского. Этюд к не дошедшей до нас картине «Бессонная ночь» тонок по настроению и поэтичен. Полотно «Осень» (1918) имеет программный характер: чеховские мотивы увядания старого мира дворянской культуры воплощены в нем с необыкновенной поэзией и деликатностью. Целое созвездие первоклассных пейзажистов того времени представлено яркими работами, в том числе В.К. Бялыницкий-Бируля, П.И. Петровичев, Л.В. Туржанский, А.Ф. Гауш. Звонкий и чистый по колориту «Летний пейзаж с церковью» (1916) А.А. Рылова можно отнести к его лучшим произведениям. В ряду пейзажей выделяется большое полотно «Псков. Кремль» (1911) К.И. Горбатова. Жизнерадостная картина «Улица в Козлове» (1913) А.М. Герасимова примыкает к этой линии русского пейзажа.

Написанное по следам солнечного затмения в Крыму большое и эффектное полотно А.М. Васнецова «Солнечная корона» (1914) стилистически органично вписывается в направление модерна. В этом же ключе исполнен и объемный скульптурный эскиз В.А. Серова к его картине «Похищение Европы» (1910).

З.Е. Серебрякова «На террасе в Харькове». 1920
З.Е. Серебрякова
На террасе в Харькове. 1920
З.Е. Серебрякова «На террасе в Харькове». 1920
Р.Р. Фальк
Торговец старым платьем. 1910

Повествующее о жизни в деревне, но лишенное какой-либо социальной оценки, сентиментальное по настроению полотно Н.П. Богданова-Бельского «Между уроками» (1903) свидетельствует об изменении приоритетов у поздних передвижников. Из нескольких работ А.Е. Архипова лучшей и типичной для его стиля является «Баба у окна» – этюд для картины 1914 года «Гости» из Государственного Русского музея. Близок к ним С.Ф. Колесников с привлекательной композицией «Крестьянин у бочки», наполненной светом: эскизный мазок пластичен и выявляет красоту обыденных вещей. Н.А. Касаткин, наоборот, склонен к отображению жизни с позиций революционно настроенной интеллигенции. В картине «После обыска» (1905) его интересует сюжет, живопись же играет подчиненную роль, всего лишь служа иллюстративным целям.

Новизну радикальных направлений в русском искусстве наиболее полно можно ощутить у художников группировки «Бубновый валет». Натюрморты П.П. Кончаловского «Овощи» (1916) и Р.Р. Фалька «Бутыль и груши» (1912) свидетельствуют об интересе этих мастеров к проблеме предметной формы и освоению принципов сезанновского стиля. В «Торговце старым платьем» (1910) Р.Р. Фальк, тем не менее, создает убедительный психологический образ человека.

Эксперименты в области формы наиболее последовательно воплощены в картине А.В. Шевченко «Лучистая композиция. Утки» (1914), демонстрирующей направление «лучизма». В ней разложение целого на части достигло своего апогея, подведя художественные опыты к чистой абстракции. Монументальный «Натюрморт с самоваром» И.И. Машкова, написанный в начале 1920-х годов, поражает глубиной постижения проблемы взаимодействия искусства и жизни. Художник одновременно вводит в картину темы зеркала и палитры, жизни и смерти, олицетворенных жизнеутверждающим образом самовара и меланхоличным человеческим черепом. Тема «Vanitas» впервые с такой силой воплощается в русском искусстве. Поиски экспрессионистического характера свойственны Б.Д. Григорьеву с его яркой и вызывающей палитрой, трагическими и неожиданно пластически изломанными образами («В Люксембургском саду» 1913 года и «Дама в красном», написанная в середине 1910-х годов).

Б.Д. Григорьев «В Люксембургском саду». 1913
Б.Д. Григорьев
В Люксембургском саду. 1913