• Главная
  • Архив журнала
  • Оглавление - 1(15)2014
  • Диалоги со зрителем
  • Мода в зеркале искусства...
  • Мода в зеркале искусства

    Л.А. Тимченко

    512
  • Потртет императрицы Елизаветы Петровны. Около 1753
    Потртет императрицы Елизаветы Петровны. Около 1753
    А.П. Антропов(?)

    Художественный музей – это собрание многих замечательных памятников искусства, знакомство с которыми обогащает знания, воспитывает художественный вкус, учит понимать и ценить прекрасное. Среди многообразных тем из истории человеческой культуры, к которым обращают зрителей художественные коллекции, особое место принадлежит истории костюма. Рассматривая живописные портреты, фрески, скульптуру, росписи ваз и другие произведения искусства, мы можем составить ясное впечатление и о том, как в процессе развития общества менялась одежда. В костюме - его силуэте, декоре, пропорциях, цветовых сочетаниях - всегда находили отражение художественные стили, характерные для архитектуры, изобразительного искусства, литературы определенного времени. Изучение его истории помогает раскрыть характер, вкусы, духовную жизнь людей разных эпох. Все это делает необычайно интересным путешествие зрителя в мир моды. 

    Постоянная экспозиция Новосибирского художественного музея позволяет проследить историю стилей в костюме с древнейших времен до ХХ столетия.

    Весной 1964 года из фондов Эрмитажа в собрание нашего музея были переданы 28 гипсовых тонированных слепков выдающихся произведений скульптуры Древней Греции и Рима. Их оригиналы находятся в крупнейших музеях мира, в том числе - в античном отделе Пергамского музея. Экспозиция «Воспоминание об античности», представляющая эту коллекцию, дает уникальную возможность не только познакомиться с образцами античного искусства, но и увидеть главные детали и особенности костюма от эпохи архаики до эллинизма.

    Как и все древнегреческое искусство, одежду тех времен отличали гармоничность и уравновешенность. Особая ее красота заключалась в драпировке. Простое, строгое построение античного костюма с преобладанием вертикальных линий-складок, которые вызывают ассоциации с каннелюрами колонн, соответствует гармоничной античной архитектуре. Как и в архитектуре, в нем присутствует своя конструктивная ясность.

    Портрет вице-канцлера князя А.Б. Куракина. Около 1801-1802
    Портрет вице-канцлера князя А.Б. Куракина. Около 1801-1802
    В.Л. Боровиковский

    Архаическая статуя «Орнита» с острова Самос (VI век до н.э.) изображает женскую фигуру в тонких полотняных одеждах, прозрачность которых показана игрой тончайших параллельных складок. В скульптуре «Богиня, сидящая на троне» (около 480 года до н.э.), относящейся к периоду ранней классики и, вероятно, представляющей властительницу подземного царства Персефону, внимание зрителя привлекает прическа, состоящая из тугих спиралевидных локонов. В «Танцующей менаде» (IV - начало III века до н.э.) - с великолепно переданной энергией движения в танце - особое внимание уделяется живописному контрасту тела и прозрачных складок хитона. В этом произведении наиболее ярко отражается стремление древних греков подчеркнуть в одежде естественную красоту прекрасного человеческого тела.

    Залы Новосибирского художественного музея, представляющие искусство XVIII – начала ХХ столетия, дают прекрасный материал для изучения характерных стилевых черт костюма этих эпох.

    На примере произведений XVIII века из музейной экспозиции прослеживаются основные стилевые направления, отразившиеся в костюме: барокко и рококо.

    Торжественному барочному стилю соответствовал и необычайно пышный костюм. В это время платья шьются из тяжелых шелковых тканей, парчи, бархата, атласа, с глубоким декольте и пышной юбкой. Образец парадного женского одеяния середины XVIII столетия зритель видит в портрете императрицы Елизаветы Петровны (около 1753), авторство которого приписывается А.П. Антропову.

    Мужской костюм в XVIII столетии меняется в соответствии с европейской модой. В 1770-1780-е годы он также достигает необычайной пышности. Ярким примером парадного мужского костюма второй половины XVIII века является портрет вице-канцлера князя А.Б. Куракина (около 1801 – 1802) кисти В.Л. Боровиковского - погрудный вариант знаменитого портрета из Третьяковской галереи. Камзол Куракина весь сверкает. Он украшен золотым шитьем, драгоценными наградами и полностью оправдывает прозвище «павлин», которое дал князю Г.Р. Державин.

    Портрет молодой женщины. 1856
    Портрет молодой женщины. 1856
    С.К. Зарянко

    Утонченный, декоративный стиль рококо явился на смену пышному барокко. Его черты раскрываются зрителю в зале западноевропейского искусства XVI – XIX веков, в костюмах персонажей картины «Игра в жмурки», представляющей собой видоизмененное повторение известного полотна Ж.Б. Патера. Дамы изображены здесь в светлых пышных платьях нежных перламутровых оттенков, характерных для рокайльного искусства и костюма.

    Отголоски стиля рококо в моде прозвучали во второй половине XIX века. В музейной экспозиции это можно заметить в портрете Е.Е. Муравьевой (1862) кисти И.К. Макарова, где весь облик голубоглазой, золотоволосой женщины является квинтэссенцией утонченности и аристократического изыска. Модель изображена здесь в светлом декольтированном бальном платье модного для 1860-х годов фасона, с пышными рукавами и множеством оборок. Нежный колорит портрета, утонченность настроения и грациозность позы изображенной, усиленное стремление художника вписать фигуру в овал, подчинить ему линейный ритм также являются характерными приметами «второго рококо».

    Загадочный портрет неизвестной дамы в голубом платье кисти модного в середине и второй половине XIX века салонного художника С.К. Зарянко, датированный 1856 годом, всегда восхищает посетителей. Несмотря на датировку портрета, платье молодой прелестной женщины, изображенной на нем, служит ярким примером женского костюма пушкинского времени. Платье имеет характерный фасон с тонкой талией и пышными прозрачными рукавами, получившими название «бараний окорок». Такой силуэт был необычайно моден в 1820-1830-е годы; благодаря этим огромным, пышным рукавам подчеркивались изящество и хрупкость женской фигуры. Внимание зрителя можно акцентировать и на прекрасно написанном меховом боа, которое было модным нововведением в женском костюме 1830-1840-х годов.

    Портрет князя А.С. Долгорукова
    Портрет князя А.С. Долгорукова
    В.А. Тропинин

    Большой интерес у посетителей вызывает знакомство с мужским костюмом, отражающим романтические веяния. В романтической моде сказалось увлечение экзотикой Востока: в домашний обиход вошли турецкие халаты, фески, шальвары. На портрете князя А.С. Долгорукова кисти В.А. Тропинина зрителю демонстрируются характерные черты домашней одежды 1830-1840-х годов, когда модным считалось выглядеть не как буржуа, а как романтический герой. Долгоруков изображен в шлафроке, который сочетает в себе элементы турецкого халата, венгерки и сюртука. Такой тип домашнего костюма мог использоваться и для приема гостей. Исключительная белизна рубашки и ее особый крой «a la Bairon» с большим отложным воротником; легко перехваченный шелковый шейный платок, который тоже завязан свободно, по-байроновски, как говорили тогда, «не стесняя духа», - все это выдает в Долгорукове элегантного щеголя.

    Взгляд зрителя привлекает и «Портрет молодого человека» (1839) неизвестного художника круга А.Г. Венецианова, где портретируемый изображен в черном, узком фраке характерного для 1830-1840-х годов покроя, с модным шейным шелковым платком с развевающимися концами.

    На женском портрете неизвестного художника второй половины XIX века зритель может рассмотреть популярный в 1870-1890-е годы силуэт женского платья, плотно охватывающего фигуру до середины бедер и драпирующегося сзади в так называемый турнюр.

    С конца XIX столетия на формы женского костюма влияет многое, в том числе и стремление к эмансипации. В широком обиходе появляются юбки с блузками. Такие костюмы зритель видит на картине А.Б. Лаховского «Грустная мелодия» (1904).

    Образы моды ХХ века позволяет проследить обширная музейная экспозиция, посвященная изобразительному искусству этого столетия.