• Главная
  • Архив журнала
  • Оглавление - 3(17)2014
  • Выставочные залы
  • Продленная жизнь...
  • Продленная жизнь

    Т.Л. Толкачева

    324
  • Апостол Иуда. ХIХ век
    Апостол Иуда. ХIХ век
    До реставрации
    Апостол Иуда. ХIХ век
    Апостол Иуда. ХIХ век
    После реставрации

    В январе 2014 года, благодаря решению Министерства культуры РФ, Новосибирский государственный художественный музей получил редкую возможность отправить на реставрацию в Москву, во Всероссийский художественно-научный реставрационный центр имени академика И.Э. Грабаря, 45 произведений древнерусской живописи из своего собрания. Выставка «Продленная жизнь», открывшаяся в музее в начале октября 2014 года, знакомит зрителей с результатами этого значительного проекта. 

    В фондах нашего музея долгие десятилетия хранились иконы, нуждавшиеся в основательной реставрации. Попав сюда в аварийном состоянии, многие произведения длительно находились под профилактическими заклейками – они ждали своего реставратора.

    Для отправки в ВХНРЦ имени И.Э. Грабаря были отобраны экспонаты, требующие срочной реставрации по состоянию сохранности и сложности их восстановления. Преимущественно это были иконы больших размеров, особой художественной и исторической значимости, достойные войти в постоянную экспозицию музея.

    Художниками-реставраторами, научными сотрудниками и хранителями ВХНРЦ имени И.Э. Грабаря была проделана огромная работа по сохранению музейных экспонатов и их реставрации. Они дали «вторую жизнь» многим иконам, вернув их из запасников музея к широкому зрителю.

    Над нашими иконами трудился большой коллектив художников-реставраторов: Л.Л. Миронова, Е.А. Саленкова, Р.С. Носов, С.А. Субочев, А.И. Смирнов, И.Н. Тяпкина, А.А. Горматюк, Н.Г. Тимофеев, Е.В. Рыжакова, О.А. Пригородова, Е.И. Бучило, Т.Л. Милова, С.Н. Добрынин, Г.В. Цируль, В.В. Занозин, С.В. Савин.

    Все произведения прошли предварительное микробиологическое обследование на предмет обнаружения плесени, после чего была проведена их антисептическая обработка. У большинства икон под профилактическими заклейками были осыпи, утраты и шелушения – необходимо было произвести предварительное укрепление красочного слоя и грунта рыбьим клеем. Далее следовала кропотливая работа по удалению профилактических заклеек, расчистка от загрязнений и снятие потемневшего слоя лака или сгрибленной, потрескавшейся олифы. Почти каждое произведение нуждалось в укреплении красочного слоя и левкаса, в местах утрат частично подводился реставрационный грунт. Позже следы утрат грунта и живописи, потертости были тонированы при помощи акварели или темперы. Во время расчистки частично или полностью убирались поздние записи, освобождая авторское письмо.

    Иоанн Предтеча. XIX век
    Иоанн Предтеча. XIX век
    В процессе реставрации
    Иоанн Предтеча. XIX век
    Иоанн Предтеча. XIX век
    До реставрации

    Основа многих икон состояла из двух, трех или четырех частей, что приводило к расхождению досок по стыкам, возникновению множества сквозных и поверхностных трещин. Необходимо было проклеить места соединения досок, заделать многочисленные трещины и стянуть основу для ее укрепления.

    Иконы, вошедшие в экспозицию «Продленная жизнь», впервые представлены зрителю. Они поступили в собрание музея из разных источников, в разное время. На многие экспонаты даже в архивах не сохранилось документов передачи, какой-либо информации о месте и времени создания, авторе.

    В процессе расчистки лицевой поверхности и оборотов икон были обнаружены важные надписи и даты, необходимые для последующего изучения этих произведений. Так, на алтарной иконе из чина «Святой Стефан» в нижней левой части поля была обнаружена дата: «1873 г.», соответствующая красочному слою авторского письма. Это дает нам право предполагать, что все алтарные иконы, поступившие из одного источника, могли быть созданы в конце XIX века.

    На обороте иконы «Неизвестный святитель» была раскрыта дарственная надпись, позволяющая предположить, что на иконе, возможно, представлен Святитель Никифор. Подобные открытия очень помогают в атрибуции произведений, в уточнении названий или определении имен изображенных святых.

    Во время расчистки иконы «Богоматерь Троеручица» от поздних живописных поновлений была восстановлена надпись на нижнем поле, в центре: «ВАСИЛИЙ – ВОИН». Реставраторы С.В. Савин и А.И. Смирнов предполагают, что это может быть авторская подпись.

    В экспозицию выставки вошли произведения, которые мы, очень условно, разделяем на четыре группы по времени и источникам поступления в фонд музея. Самое раннее и большее по количеству поступление относится к 1968 году. Именно тогда в собрание Новосибирской картинной галереи (название музея до 2004 года) были переданы иконы из храма Александра Невского города Колывань (ныне районный центр) Новосибирской области, который был закрыт 25 июля 1968 года. Уже 30 июля того же года уполномоченный по делам религии А.С. Николаев доложил в Новосибирский обком партии и в Совет по делам религии при Совете Министров СССР, что «при осмотре культового инвентаря было обнаружено большое количество икон и других предметов, имеющих историческую и художественную ценность. На основании действующего законодательства они переданы картинной галерее». К сожалению, не сохранилось никаких описей или актов передачи. Позже всю утварь передали в церковь деревни Ново-Луговское.

    По записям в книге учета экспонатов галереи можно установить, что из Колывани было принято на хранение 63 иконы. В 1994 году три из них были возвращены храму Александра Невского.

    На сегодняшний день из 60 произведений этой группы, находящихся в фонде музея, 19 икон прошли реставрацию в ВХНРЦ имени И.Э. Грабаря и показаны на выставке. Большие алтарные иконы были созданы, вероятнее всего, во второй половине ХIХ века профессиональными художниками Центральной части России. Остальные произведения стилистически близки к художественной традиции иконописания Поволжья, Украины, районных центров Сузун и Колывань Новосибирской области.

    Вторая группа экспонатов нашей выставки была передана в картинную галерею в феврале 1971 года по распоряжению Министерства культуры СССР из Государственного музейного фонда. Неизвестны авторы и место создания этих алтарных икон. Указано только время исполнения – ХVIII век. Вероятно, они были написаны профессиональными мастерами для какого-то крупного храма.

    Богоматерь Троеручица. XIX век
    Богоматерь Троеручица. XIX век
    До реставрации
    Богоматерь Троеручица. XIX век
    Богоматерь Троеручица. XIX век
    После реставрации

    Иконы поступили к нам в музей в плохом состоянии сохранности, которое с годами только ухудшалось. Чтобы не допустить осыпей красочного слоя они находились под профилактическими заклейками. Две иконы: «Пророк Аарон» и «Воздвижение Креста» - были реставрированы в 2000 и 2006 годах и вошли в постоянную экспозицию музея. На выставке представлены еще семь произведений, прошедших реставрацию в ВХНРЦ имени И.Э. Грабаря. Это алтарные иконы больших размеров и высокой художественной выразительности: «Богоматерь», «Архангел Михаил», «Иоанн Предтеча и Архангел Гавриил», «Апостол Иуда», «Апостол Симон», «Обретение главы Иоанна Предтечи», «Богоявление». Авторы и место их создания не установлены. Иконы датированы и, вероятно, были написаны профессиональными мастерами Поволжья, знакомыми с традициями ярославской, костромской иконописи ХVIII века.

    Третью группу произведений составляют иконы, приобретенные картинной галереей в 1970 – 1990-е годы у частных лиц. По стилистическим качествам особый интерес представляют иконы, созданные на Северном Урале («Девятичастная икона»), в Тюмени («Распятие с предстоящими», ХVIII век), Украине («Николай Чудотворец», «Богоматерь Одигитрия»), районном центре Сузун Новосибирской области («Положение во гроб»).

    В 1970-е годы собрание икон галереи пополнилось благодаря научным экспедициям по районам Новосибирской области. Научный сотрудник В.Я. Кашкалда, посетив села Кыштовского, Чановского, Венгеровского районов, привезла оттуда много икон, попавших в Сибирь с переселенцами из разных областей России, а также народные иконы из Сузунского и Колыванского районов. Это две иконы, с редко встречающейся иконографией - «Плащаница», а кроме них - «Архангел Михаил Воевода», «Иоанн Богослов в молчании», «Избранные святые».

    Многие экспонаты с этой выставки скоро перейдут в постоянную экспозицию музея. Впереди нас ждет большая научная работа по изучению этих произведений. Выставка «Продленная жизнь» не просто знакомит зрителя с новыми произведениями из музейных запасников - она является знаком выражения нашей благодарности коллективу художников-реставраторов ВХНРЦ имени И.Э. Грабаря.