• Главная
  • Архив журнала
  • Оглавление - 1(19)2015
  • Диалоги со зрителем
  • Музейные посетители в социальных сетях...
  • Музейные посетители в социальных сетях

    Н.В. Дюндик

    392
  • Музейные посетители в социальных сетях

    Постсоветская эпоха преподнесла нам много различных сюрпризов. Реальность, в которой многие поколения наших людей привыкли и умели существовать, подчиненная множественным правилам, формальностям и внешним законам, достаточно стабильной вертикальной общественной иерархии, расползлась на ветхие клочки, словно старинная ткань в руках неумелого археолога. И под ней мы увидели совсем другой мир, который оказался шире, сложнее, интереснее, стихийнее и жестче. 

    Его компоненты перестали выстраиваться в некую общую и понятную абсолютно каждому систему, и оказалось, что в этом конструкторе существует огромное количество вариантов сборки, каждый из которых влечет за собой, помимо такой радостной и долгожданной свободы выбора, еще и личную персональную ответственность. Сейчас многие ученые, общественные деятели и философы говорят о коренном переломе во всей социально-культурной, интеллектуальной парадигме в целом, последствием которого становится формирование нового типа мышления и социальных взаимоотношений. И если прежде превалирующим принципом структуризации общества и взаимосвязей в нем чаще всего был принцип вертикальной иерархии, то сейчас одной из новейших структурных парадигм многие считают Сеть, а современное общество - «сетевым».

    Сегодня становится все более очевидно, что для большого количества людей сетевые связи во всех их проявлениях, будь то виртуальная реальность, социальные сети или другие формы организации их жизненного пространства, становятся не просто новым видом досуга, но и альтернативной формой общения, получения и передачи информации, новой стратегией построения отношений с реальностью. И тенденции эти, как показало время, только усиливаются.

    В 2012 году Новосибирский художественный музей присоединился к наиболее популярным на тот момент в Новосибирске социальным сетям: ВКонтакте, Одноклассники, Facebook и Мой Мир. Сейчас, по прошествии времени, у нас появилась возможность составить для себя своеобразный портрет пользователей указанных ресурсов на страницах нашего музея. Нами было замечено, что каждой из этих аудиторий свойственна своя риторика общения, мотивация для регистрации на нашей странице и свое понимание той практической пользы, которую можно извлечь из такого контакта. Каждая из этих групп по-своему реагирует на одну и ту же новость: скорость оценки информации, степень эмоциональности комментариев, желание делиться информацией – все эти показатели очень различны для пользователей сетей. Мы считаем необходимым учитывать эти особенности и часто по-разному доносить информацию до наших подписчиков.

    Музейные посетители в социальных сетях

    Наша ежемесячная аудитория ВКонтакте составляет сейчас 945 человек. Преобладает молодежь от 18 до 24 лет – студенты новосибирских профильных и гуманитарных ВУЗов (Новосибирская государственная архитектурная академия, Новосибирское художественное училище, Институт искусств Новосибирского государственного педагогического университета и Новосибирский государственный университет). Кроме того, активными пользователями данной сети в нашем сегменте являются люди от 24 до 35 лет, которые в силу личной или профессиональной заинтересованности хотят быть в курсе музейных событий, активно участвовать в них и делиться этой информацией друг с другом. Для них страница художественного музея в сети, а также страницы других культурно-досуговых учреждений города – своеобразная афиша, благодаря которой можно оптимально спланировать выходные, досуг, создать тут же в сети компанию друзей и пригласить их для его проведения. По этой причине, как кажется, данная аудитория почти никогда не пишет комментариев к новостям, зато очень активно задает вопросы. Наша аудитория ВКонтакте решает с помощью нашей страницы достаточно практичные вопросы: пользователи уточняют время мероприятия, цену билета, возможность получения дополнительной информации для своего образования и самообразования, предлагают идеи для выставок и возможность участия в них.

    Посетители страницы музея в сети Одноклассники – самая эмоциональная наша аудитория в социальных сетях. Она насчитывает 2817 человек. Большая часть аудитории – женщины. Возрастные границы наиболее активных посетителей 35 - 55 лет. Молодежь, студенты, профессиональные художники в пропорциональном плане составляют меньшую часть этой группы. Для пользователей нашей страницы музейные новости – своеобразная отдушина, возможность удовлетворить свои интеллектуальные, а главное, визуально-эстетические потребности. Общая риторика сообщений и комментариев такова, что можно сделать вывод о том, что виртуальное посещение музея, принадлежность к группе его «друзей» создают для многих пользователей чувство психологического комфорта, переживание причастности к культуре и духовным ценностям. Многие после просмотра новостей, фотографий, репродукций переключаются на личные, порой даже ностальгические переживания, вспоминая свои увлечения, хобби, нереализованные способности. Посетители часто вступают в контакт друг с другом, открывая достаточно массивные ветки комментариев, порой даже уходя от изначальной темы. Одной из самых интересных черт этой аудитории является склонность к персонификации музея, очень часто гости страницы пытаются создать для себя некий антропоморфный образ друга-музея, с которым хочется вступать в личные взаимоотношения (задавать личные вопросы, поздравлять с праздниками в приватно-дружеской стилистике, высказывать личные благодарности и даже выяснить, кто ведет данную страницу и установить личную переписку). По количеству личных сообщений Одноклассники занимают у нас первое место. Тут же стоит отметить, что во всех социальных сетях мы стараемся выдерживать нейтральную риторику, не высказывать личного мнения модераторов по тем или иным неоднозначным вопросам. Однако доброжелательность и отзывчивость – это то, без чего работать в данном формате с посетителями страниц абсолютно невозможно. Учитывая такие особенности, на Одноклассниках мы стараемся чаще менять визуальный ряд, расширять его, чаще публикуем там тексты семейной направленности, новости, которые могут заинтересовать семейную аудиторию и педагогов. Очень интересно следующее наблюдение: в зависимости от того, что мы размещаем на главную страницу (аватар) музея (это всегда одна из картин экспозиции или фондов), меняется реакция посетителей. Мужской портрет привлекает женское внимание, и женщины чаще начинают посещать страницу, писать комментарии (не только по поводу появившегося портрета). Подобную же реакцию, но уже со стороны мужской аудитории, можно увидеть и в обратной ситуации – когда на главной странице оказывается красивый женский портрет.

    Социальная сеть Мой Мир, созданная на основе почтового сервиса mail.ru, - самая немногочисленная по месячной аудитории музея. Ее постоянными посетителями являются 318 человек. Вообще в Моем Мире с небольшим преимуществом лидируют категории от 25 до 34 и от 35 до 44 лет. Наиболее активные пользователи – женщины. Эти данные могут быть экстраполированы на нашу аудиторию. Исследования этой социальной сети показывают, что там преобладают женщины и школьники. В ней чуть больше женщин, чем в среднем по российскому Интернету, и они намного активнее мужчин. Пользователи Моего Мира активно играют в сетевые игры, смотрят видео, слушают музыку. Особенность этой сети в том, что чаще всего пользователи предпочитают получать контент развлекательного характера здесь и сейчас, используют ее для моментального обмена информацией, фотографиями, открытками, анимированными изображениями. Поэтому расширение аудитории данной сети у нас продвигается не так быстро, как в других случаях.

    Музейные посетители в социальных сетях

    Самое большое количество пользователей страницы Новосибирского художественного музея на данный момент - в международной социальной сети Facebook. Их число составляет 4996 человек. В общероссийском сегменте здесь, по данным исследований, также отмечено преобладание женской активной аудитории, однако преобладание это не столь значительно и зафиксировано на уровне в 54,2%. По возрастному распределению в Facebook преобладают посетители 25 - 34 и 35 - 44 лет. На сегодняшний день можно с уверенностью сказать, что их количество было бы в разы больше, если бы не существующие правила, которые позволяют иметь не более 5000 человек в «друзьях». Основная аудитория нашей страницы – это люди среднего возраста, жители больших городов, с постоянным источником дохода, среднего и высокого достатка, большинство с высшим образованием, активно интересующиеся культурой, искусством, саморазвитием. Они имеют сформировавшиеся постоянные интересы и предпочтения, любят активно обмениваться друг с другом новостями, интересной аналитической информацией, сведениями из мира искусства и политики. В числе пользователей страницы большое количество профессиональных художников, журналистов, блогеров, бизнесменов. Взаимоотношения с подписчиками этой сети больше напоминают партнерские: порой подписчики дают достаточно взвешенные интересные комментарии нашим новостям, предлагают сотрудничество, очень активно делятся нашей информацией с другими заинтересованными пользователями сети, постоянно посещают наши мероприятия, на которые мы их регулярно приглашаем. Многих из наших виртуальных «друзей» мы уже знаем лично. В данной социальной сети есть возможность автоматически сегментировать аудиторию по географическому принципу, что позволяет нам адресно приглашать жителей Новосибирска на наши выставки и мероприятия.

    На сегодняшний день мы можем считать социальные сети одним из тех дополнительных информационных ресурсов, которые позволяют современному музею решать многие практические задачи. Подобный формат общения с посетителями не только позволяет привлечь внимание к музею, но и проводить новые интересные исследования музейной аудитории, видеть потенциал для усовершенствования контакта с ней, а значит - выполнять ту общественную миссию сохранения, изучения и просвещения, которую музей продолжает нести в современном мире.