• Главная
  • Архив журнала
  • Оглавление - 4(22)2015
  • Выставочные залы
  • «Резцу покорны вымыслы поэта»...
  • «Резцу покорны вымыслы поэта»

    Н.И. Левченко

    302
  • …Всесильнее моих упоминаний

    Нет ничего. Бессмертие во мне.

    Венчаю я – мир творчества и знаний…

    В. Брюсов

    Первая страница миниатюрной книги «Слово о полку Игореве». 1984
    Первая страница миниатюрной книги «Слово о полку Игореве». 1984
    С. Рубцов

    История книги неотделима от нашей цивилизации. Рукописная и печатная, созданная на дорогом пергаменте и скромном бумажном листе, книга составила значимую часть культурного и художественного наследия всех государств нашей планеты. К опыту своей жизни мы добавляем опыт тысячелетий, заключенный в книгах. «Листая за страницей страницу, мы слышим то величественные древнеегипетские гимны солнцу, то загадочные ассиро-вавилонские надписи-поэмы; мы постигаем мир Гомера и Библии, древнерусских летописей, Шекспира и Пушкина, Толстого, Достоевского. История говорит с нами языком персонажей Горького, Есенина, Федина, Шолохова, Твардовского и Паустовского».1

    А еще книга – образец великого труда многих людей самых разных специальностей. От писателя до редактора, инженера типографии, рабочего-печатника, ретушера, корректора и, конечно, художника.

    Каждый художник, работающий над книгой, - немного актер. Чтобы зрительно представить героев, необходимо вжиться в книгу, проникнуть в ее внутренний мир. В 1959 году в нашей стране был впервые проведен конкурс на лучшее художественное оформление и полиграфическое исполнение книги. Было отобрано 50 изданий, выпущенных в 1958 году. А в 1960 году среди лучших была названа детская книга Ю. Третьякова «В плену у краснокожих» с иллюстрациями новосибирского художника С. Калачева.

    Не все интересные и талантливые работы дошли до наших дней. К книжным оригиналам художников сложилось «производственное» отношение, как к не имеющим самостоятельной ценности. Поэтому так много оригиналов затерялось в типографиях и издательствах, а ведь иллюстрация – часть биографии как произведения, так и его изданий. Проходит срок, книга, ее шрифт и художественное оформление, стареет, - и мы начинаем видеть тонкости художественного облика, которые не замечали прежде.

    Иллюстрация к книге А. Мисюрева «След беглеца Сороки». 1962
    Иллюстрация к книге А. Мисюрева «След беглеца Сороки». 1962
    В. Авдеев

    В ноябре 2015 года в Новосибирском государственном художественном музее состоялась выставка «Резцу покорны вымыслы поэта». Посвященная Году литературы, она представила мастеров книжной графики, сотрудничавших с Новосибирским издательством в ХХ веке. Многообразие тем, литературных имен, юбилейных изданий раскрылось через иллюстрации известных художников. Сейчас они хранятся в фонде книжной графики Городского Центра истории Новосибирской книги.

    Среди авторов этих произведений – москвич Сергей Рубцов, главной темой которого всегда была история Древней Руси. На выставке была представлена его графика к книге «Рассказы начальной русской летописи» и к миниатюрному изданию «Слово о полку Игореве». Последнее уникально тем, что художник не только создал великолепные рисунки в древнерусском стиле, но и воспроизвел вручную текст «Слова…». Хорошо читаемый каллиграфический шрифт, нарядные заставки и буквицы придают книге праздничность, а все вместе составляет классический образец русского книжного искусства.

    Исторической тематике посвящены и работы Владимира Колесникова к книгам «Подвиг Святослава» Г. Шторма, «Отважное сердце» А. Югова и «Юрий Милославский» М. Загоскина. Экспрессивность, эмоциональность гравюр выражена нарочито небрежным, резким штрихом, подчеркнуто массивными руками воинов-защитников.

    Линогравюры и рисунки В. Авдеева к «Следу беглеца Сороки» А. Мисюрева были удостоены первой премии на конкурсе «Искусство книги» в 1962 году. Особенность иллюстраций к этой книге заключена в том, что художник выполнил часть из них не на традиционном белом фоне, а на красных, желтых, синих листах, чем подчеркнул драматизм сюжета народных сказаний.

    Для книжной графики середины ХХ века характерна повествовательная манера. Следуя за автором, иллюстрируя его сочинение, художники создают зримые образы персонажей. Такими являются акварели Григория Ликмана к «Повестям Белкина» А.С. Пушкина, исполненные в 1936 – 1949 годах, и иллюстрации Леонида Груздева к детским книгам сибирских авторов Л. Дружининой и Р. Кравцова. Они привлекают внимание четкостью и ясностью рисунка, мягкостью красочных тонов.

    Пушкинский мир на выставке был разнообразен: офорты Николая Домашенко к миниатюрному изданию «Руслан и Людмила», постраничные иллюстрации Энгеля Насибулина к роману «Евгений Онегин» и озорные, яркие гравюры на картоне Эдуарда Гороховского к «Сказке о попе и работнике его Балде».

    Иллюстрации к роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин». 1986
    Иллюстрации к роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин». 1986
    Э. Насибулин

    В наш век нам много надо знать.

    А многое не знать опасно,

    Прекрасно Пушкина читать

    И перечитывать прекрасно…2

    К пушкинскому окружению - поэзии декабристов – обращают нас офорты Н. Домашенко. С 1984 года художник начинает сотрудничать с Новосибирским издательством, создав иллюстрации к поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила». Они выполнены в технике сухой иглы с ручной раскраской, в которой Домашенко признан лидером. Эта работа стала у художника первой и в оформлении миниатюрного издания. Затем, в 1988 году, он иллюстрирует «Думы» К.Ф. Рылеева. К поэтическому сборнику декабристов «Высоких дум кипящая отвага» Домашенко создал серию офортов. Творчество каждого поэта, представленного в сборнике, начинается портретом в красной раме, с элементами тюремной решетки. В самой книге красный фон был заменен на серебристый, символизирующий холод и снег сибирской ссылки. В этом издании много полосных иллюстраций. Гравюрам Домашенко присущи романтическая приподнятость, совершенство формы, изысканность рисунка.

    В старые времена книгу с начала до конца готовил один мастер: текст, иллюстрации, переплет. Теперь она – полиграфическая продукция, но среди художников-графиков встречаются те, кто создает книгу самостоятельно. Художник из Санкт-Петербурга Энгель Насибулин – из их числа. Это один из крупнейших современных графиков России, обладатель многочисленных наград, создатель авторской серии книжных миниатюр. В далеком 1968 году он, приехав на Пушкинские чтения в Михайловское, познакомился с директором Пушкинского заповедника С.С. Гейченко. С этого момента Пушкиногорье стало для него второй родиной, а Пушкин овладел творческим воображением художника. Им была создана собственная «Пушкиниана», изготовлено вручную более 40 малотиражных миниатюрных книг. В издательствах Москвы, Санкт-Петербурга, Одессы, Пскова, Петрозаводска и Новосибирска вышли более 100 книг его «Пушкинианы». В собрании Городского Центра истории Новосибирской книги хранится более 200 оригинальных графических листов художника. Особо хотелось бы выделить рисунки к роману «Евгений Онегин» А.С. Пушкина. В 1986 году Новосибирское издательство выпускает это произведение со 158 рисунками художника. Ни одно из существующих изданий романа не имеет такого количества иллюстраций, как новосибирская миниатюра. Эти работы были представлены на выставке. Следом за автором художник создает панораму российского быта в деревне, в столице, в дворянской усадьбе, в городском особняке - в мельчайших деталях. На выставке экспонировались работы художника еще к двум книгам - «Золотому ослу» Апулея и «Кюхле» Ю. Тынянова.

    Интересны иллюстрации Э. Гороховского к книгам «Сказка о попе и работнике его Балде» А.С Пушкина и «Фокус-мокус» Г. Карпунина. Как книжный график он много сделал для расширения стилей и манер оформления. Отличный рисовальщик, Гороховский хорошо чувствовал текст книги, свободно работал пером и карандашом. Многие помнят детские книги, оформленные им. Цветная акварель, карандаш, линогравюра, гравюра на картоне, цветная и черно-белая. В этой последней технике, гравюре на картоне, выполнены иллюстрации к озорной пушкинской сказке. Благодаря рыхлой структуре картона здесь создается впечатление рисунка на бересте, а забавные цветочки и цветочные фигуры персонажей усиливают юмор авторского текста.

    Иллюстрация к книге А. Линдгрен «Пеппи Длинный чулок». 1990
    С. Калачев

    К теме отечественной классики обратился и новосибирский художник Спартак Калачев, проиллюстрировав поэтические повести о любви И.С. Тургенева, а также книгу Н.Г. Гарина-Михайловского «Детство Темы». Выполнены они в разных техниках. Тургеневская повесть иллюстрируется тонкими, изящными летящими рисунками причудливо завивающегося пера, а история мальчика Темы создается карандашом, как набросок воспоминания о детстве, размытый временем. На выставке был представлен любимый жанр художника – детская книга: «Пеппи Длинный чулок» Астрид Линдгрен, «Маленький Мук» Вильгельма Гауфа и «Золотой ключик, или приключения Буратино» А.Н. Толстого. Именно в иллюстрировании детской книги проявился особый талант Калачева. Он умел помочь юным читателям войти в мир литературных героев. Его иллюстрации к книгам В. Левина, Д. Дефо, С. Михалкова, Д. Хармса, Ю. Олеши, А. Барто, М. Твена, восхищают знатоков книги.

    Книжная графика Александра Шурица была представлена иллюстрациями к сказке Г.-Х. Андерсена «Принцесса на горошине» и произведениям античной литературы в переложении для детского чтения. А. Шуриц - участник многих выставочных проектов: Новосибирской международной биеннале современной графики (2001, 2003), региональных выставок «Сибирь» в Томске, Иркутске, Омске и Новосибирске, областных выставок с 1973 года. Художник проиллюстрировал и оформил более ста книг, вышедших не только в Новосибирске, но и в других городах. Он – мастер детской книги. Открывая книги с иллюстрациями Шурица, юный читатель, а вместе с ним и взрослый, попадают в удивительный мир красок и линий, где фантазия художника сплетается с замыслом автора текста.

    Издания с иллюстрациями художников Новосибирского книжного издательства влились в многоводное книжное море, образовав в нем самобытное течение. Они поощряют наше воображение, помогают понимать книгу, читать ее внимательно и зорко, думать. Сибиряк-библиофил В.Г. Утков писал: «У книги есть одна важная особенность: сила ее воздействия на человека и долговечность определяется идеями разума и мира, вложенными в нее, человечностью содержания, а не стремлением возвеличить насилие…»3 Книгу нужно уметь слушать и понимать, как живого человека. Вживаться в нее, как это делают настоящие мастера книжной иллюстрации.

    Вокруг все книги, книги, книги...

    Вдруг показалось мне на миг,

    Что, тело, сбросивши вериги,

    Я сам – строка из этих книг.4

    ПРИМЕЧАНИЯ

    1.

    Е.Осетров. Похвала книге // Альманах библиофила. - М., 1973. - Вып.1. - С. 7-8.

    2.

    П. Чевельча. Читая Пушкина // Альманах библиофила. - М., 1984. - Вып.16. - С. 208.

    3.

    В. Утков. Будущее книги // Альманах библиофила. - М., 1982. - Вып.13. - C. 29.

    4.

    Н. Мацуев. Из автобиографии // Альманах библиофила. - М., 1973. - Вып.1. - С. 36.